April 20, 2020, 06:24 AM
Мария Трускова

Чтобы дети не превратились в маленьких демонов: «карантинные» советы екатеринбургского психолога

На Среднем Урале закончилась третья неделя самоизоляции. Многие постепенно «сходят с ума», пытаясь разорваться между удаленной работой, занятиями с детьми и увеличивающимися в геометрических пропорциях домашними делами. Одним приходится постоянно отлавливать с улицы не верящих в опасность коронавируса подростков, борясь с желанием отлупить их. Другие, наоборот, винят себя в том, что недостаточно внимания уделяют своим детям и те заняты, чем попало.

О том, как минимизировать конфликты с подрастающим поколением и сохранить гармонию в семье, в интервью ЕАН рассказывает Татьяна Майбурова, клинический психолог, сотрудник службы клинических психологов Центра детской онкологии и гематологии ОДКБ. Екатеринбурга, которая работает с 2012 года под эгидой Благотворительного фонда «Дети России» (президент фонда – генеральный директор УГМК Андрей Козицын).

- Татьяна Александровна, многие дети считают, что коронавирус – ерунда и не хотят отказываться от привычного образа жизни. Как им объяснить, почему сейчас мы все должны находиться дома? 

- Начну с примера. Недавно общалась с десятилетним мальчиком, который страдает: «почему я должен сидеть дома? Что за ерунда этот коронавирус?» и не понимает, что происходит. В итоге между нами произошел такой диалог: 

Говорю ему, что недавно я смотрела передачу «Орел и Решка» про путешествия. Мальчик с этой программой тоже знаком. Продолжаю: показывали серию, когда ведущие отправились в Колумбию, в Боготу. Этот город считается одним из самых опасных в мире, где не надо ходить по ночам.

Спрашиваю: «если бы ты туда в первый раз приехал, и тебе бы сказали, лучше в тот квартал не ходить, ты пойдешь?» Он интересуется: «а почему нельзя?». Отвечаю: «Там, говорят, грабежи, убийства, могут похитить в рабство». Мальчик: «Ой нет, говорит, не пойду». Я: «Ну это же не точно, это же просто другие люди сказали». Он: «Ну, наверное, они не просто так сказали, там по голове кому-то дали». Я: «вот и про коронавирус также. По голове кому-то дали, только не тебе. Но тебя предупредили: не надо туда ходить. Может быть опасно. Хочешь проверить?». И так ребенок начинает осознавать, почему сейчас не стоит выходить на улицу. 

Объяснять происходящее надо на понятном ребенку языке. Ни в коем случае нельзя запугивать: «ты пойдешь на улицу, станешь переносчиком вируса, а потом какая-нибудь старенькая бабушка из-за этого умрет». Это ни в какие ворота не лезет! И более того, это не эффективно. Впечатлительный ребенок и так не пойдет. А подросток, который в состоянии нонконформизма, может, наоборот, назло пойти, а потом из-за неудачной фразы родителей вроде: «из-за таких как ты у нас увеличилась статистика по заболеваемости» еще и заработает комплекс всемогущества. 

С подростками нужно по-другому. Например, с юридической точки зрения разъяснить права и обязанности, ведь с 14 лет люди несут определенную ответственность. Вместе прочитать указ мэра: теперь новые правила, так, как раньше, пока делать нельзя. Нельзя и все.

 «Дети должны отдыхать летом»: свердловский министр образования объяснил отказ от досрочных каникул  С точки зрения психологии подросткам положено быть нелояльными, для них нормально не следовать каким-то правилам, но, возможно, стоит перенаправить нонконформизм в другое русло. Например, ко мне недавно обратились родители юноши, который заскучал и начал делать, что ему вздумается. Взрослые рассердились до крайности и решили его наказать – лишить дорогого смартфона: «не заслужил, заберем и продадим». Во многих семьях, когда контакт с ребенком не налажен, в ход идут шантаж, угрозы и манипуляции: «не пустим к компьютеру», «не получишь конфет». Как правило, это все не работает. Ну отобрали телефон, и дальше что? 

Мы нашли другой выход. Семья живет в загородном доме, на дворе весна, пора мыть окна. Услуги клининговой компании стоят почти столько же, сколько этот самый телефон. Вот и нашлось место трудотерапии - пусть ребенок отработает, поймет, сколько стоит час труда. Через неделю он уже половину окон перемыл. Я ему сказала: «ты так бизнес сделаешь, сейчас все посмотрят, что ты хорошо окна моешь, потом и соседи позовут. Все гуляют, а ты можешь заработать». Нонконформизм можно и нужно переводить в другое русло. 

- А как быть с детьми помладше, которым скучно дома без привычного посещения кружков и секций? Многим родителям сложно придумать, чем их можно занять.

- До режима самоизоляции детей никто не развлекал, все и так были заняты, а теперь у них действительно появилось много свободного времени. «Повезло», если ребенок интровертивного типа – он и до этого сам «Лего» собирал, вырезал что-то, строил, рисовал, и ему было хорошо с самим собой. Таким детям и сейчас хорошо, для них мало что изменилось. А для экстравертов, которые привыкли много общаться и привыкли занимать себя в компании или в коллективе, наступило безумно тяжелое время. И родителям сложно – им надо восполнить дефицит эмоций и внимания, а многие еще и работают на «удаленке».

Один из вариантов – доверить ребенку какую-то домашнюю работу, и показать, насколько она важна. Например, малышу можно поручить отделять петрушку и укроп от веточек, пока мама готовит. Детям постарше доверить более сложную работу.  

 Сервис для «дистанта из Сколково» решил заработать на школьниках в разгар пандемиии 

Сейчас проблема в том, что дети эмоционально не устают, а эмоциональная усталость обязательно должна быть. Надо, чтобы у ребенка постоянно работала голова, а для этого -  каждый день давать принципиально новые задачи, с которыми он никогда не сталкивался раньше. Сегодня учимся плести крючком (просто учимся, это не значит, что он потом каждый день должен салфетки вывязывать), завтра делаем алмазную мозаику. Каждый день – новый навык. Но в приоритете – сам процесс, а не результат!

Школьники, в основном, заняты уроками, их дистанционно могут загрузить почти на целый день. Хотя, если вспомнить те же самые рекомендации министерства образования, младший школьник за компьютером в день должен быть 15 минут, средний – 30 минут, старший – 45 минут- час. Но сейчас о них никто не вспоминает. 

Думаю, все поймут важность учителя. Не все дети могут с листа воспринимать информацию – кто-то кинестетик, кто-то визуал, кто-то аудиал. Им надо объяснить, написать, показать, повторить на примере. Теперь во многом эта задача легла на плечи родителей. Но есть еще один выход: детям среднего и старшего возраста я советую создать вместе с товарищами небольшую группу и делать уроки всем вместе в режиме онлайн. Так, кстати, делают студенты многих московских вузов. Иногда они даже совместно скидываются, чтобы нанять репетитора.  

- Есть дети, которым «не зашло» дистанционное обучение. У них что-то не получается, они капризничают и начинают отказываться заниматься. Как их замотивировать к учебе? 

- Только своим примером. Как вы себя мотивируете к работе? Надо зарабатывать деньги. И при этом пытаетесь найти в ней что-то привлекательное, иначе бы просто не стали трудиться в этом месте. Точно также и у ребенка. Невозможно любить все предметы, но и не бывает полного отрицания, и с этим надо работать.

 Дистанционный смотритель: как учителя в Свердловской области сегодня проводили уроки 

Например, третьеклассник говорит: «Меня все достало, мне все не нравится, пусть мне ставят двойки, ничего делать не буду». И тут, как правило, начинается морализаторство: «Да как? Кем ты вырастешь? Будешь дворником!» Такой подход не работает, тут надо действовать по-другому. 

Я, например, прошу ребенка составить рейтинг предметов по «ужасности». Это называется эмоциональная иерархия, так как не бывает все черное или все белое. В итоге мы всегда вычисляем предмет, который «в принципе ничего». И здесь задача понять, почему к этому предмету нейтральное отношение. Например, ребенок говорит, что учительница приводит интересные предметы и аналогии: вот и ключик к тому, какой подход использовать в учебе. У каждого ребенка есть свой крючочек, которым можно зацепиться за учебу. У кого-то это ассоциативное мышление, кого-то привлекает красивое оформление – красиво написать, подчеркнуть, кто-то любит решение задач. 

Кроме того, есть замечательные программы, например, «ЯКласс». Это же очень интересно! Там можно сидеть вдвоем с ребенком, биться за кубки, получать баллы за упражнения. Вся семья подключается, все спорят, соревнуются. Появляется азарт. Когда мы сели на «дистанционку», лишили детей состязательности, а она для них очень важна.

- Как детям компенсировать дефицит общения? Сидеть в соцсетях? 

- Общение общению рознь. Одно дело сидеть в онлайн-играх, а другое – что-то творить, быть социально активным. Я знаю девочку, которая во время вынужденных каникул увлеклась кулинарией и сейчас готовит по рецептам, выкладывает свои блюда в «Инстаграм». Я считаю, это отличный пример.

Но бывает и так, что ребенок просто полчаса смотрит в потолок. Это совсем не значит, что он ничего не делает, как могут подумать родители. В этот момент он мыслит, мечтает, фантазирует, и такой уход в себя – это тоже хорошо. 

А вообще, вспомните первую неделю карантина. Тогда многие писали активно посты, давали друг другу советы. Но на самом деле эти советы носят условный характер: что подходит одному, не подходит другому, и это надо понимать. 

Мы оказались в условиях психологического выживания. Тут, кстати, можно и к психологу обратиться: многие работают онлайн, и их помощь в новых реалиях особенно важна. У многих людей действительно появляется ощущение, что они сходят с ума. Все переживают серьезный стресс. Особенно, когда люди сидят на удаленке, тут же бегает трехлетний ребенок, который норовит то взять нож, то съесть батарейку, а начальству плевать – для него вы на работе. Мне понравилась статья семейного психолога Людмилы Петрановской, в которой она говорит, что сейчас самая большая опасность, не в том, что дети не доучатся – это они наверстают, а в том, что люди в стрессе и тревоге склонны проявлять агрессию. Многие признаются, что в карантин у них все чаще возникает желание отлупить своих детей.

Опасность – в увеличении риска домашнего насилия, и особенно над детьми. Если раньше взрослые могли выплеснуть свои эмоции на работе или еще в какой-то деятельности, то теперь они сидят дома, пытаются работать и им кажется, что дети, как маленькие демоны, делают все назло, специально, чтобы помешать им. Родители приходят в ярость, а дальше - угрозы, шантаж, а потом и рукоприкладство. 

Есть и вторая категория взрослых, которые испытывают чувство вины из-за того, что не могут уделять детям должного внимания и все делать идеально. Родители читают в каком-нибудь чате, что одна мамочка сегодня и на беговой дорожке с ребенком побегала, и уроки они сделали, и манник испекли, и думают, что они сами хуже всех. Порой в таких чатах люди просто пытаются что-то красиво преподнести на публику. 

- И как избавиться от такого чувства вины? 

- Не смотрите на других, сохраняйте мир в своей семье! Нужно понимать, что не надо вашему ребенку вашего внимания все 24 часа в сутки. Уделите ему один час в день. Например, час с ним проводит мама, час - папа, час - бабушка. Но этот час должен быть полноценный. Вы должны провести его с ребенком, убрав телефоны, ноутбуки, компьютеры, выключив телевизор.

 Это называется «Час исполнения желаний». Суть в том, что вы исполняете то, что хочет ребенок. Хочет, чтобы вы ему в лицах «Маугли» читали, – читайте. Хочет, чтобы вы с ним куколок одевали и с ними чай пили – сидите и пейте. И не с кислым лицом, а с удовольствием! 

Подарите этот час удовольствия и себе, и ребенку. Но ребенок должен знать, что у всего есть границы. Прозвонит будильник, и маме пора вернуться к работе, сказав ребенку: «как моя работа не вмешивается в твой час, так и ты не вмешивайся в мою работу, когда час закончился». Так формируется взаимное уважение, и, я вам скажу, это действительно работает! 

А вообще сейчас нужно относиться друг к другу с еще большим пониманием. Человечность – это самое главное сегодня. 

Беседовала Мария Трускова

Источник фото: pixabay.com, Алексей Колчин для ЕАН
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+