December 3, 2017, 01:25 PM

Бутусов, певший под одеялом, и неизвестные песни «Наутилуса»: в Екатеринбурге презентовали фильм «Nauhaus»

В третьей столице русского рока – Екатеринбурге презентовали фильм об истории одной из самых легендарных групп – «Наутилус Помпилиус». Показ музыкальной ленты режиссера Олега Раковича, съемки которой начались еще в апреле 2011 года, прошел с большим аншлагом в кинозале Ельцин Центра. На значимое событие для интересующихся «этой вечной музыкой» приехал и главный герой ленты – вокалист «Нау» Вячеслав Бутусов. Об атмосфере в кинозале и самых интересных фрагментах фильма читайте в материале ЕАН.

Еще до начала показа зал был полон: все ждали Вячеслава Бутусова. Наконец, рокер с получасовым опозданием вошел. Перед демонстрацией самого фильма зрителям показали небольшое intro (вступление). На кадрах солистки детского хора, одетые в красные платья, пели один из самых известных хитов «Наутилуса» - «Прощальное письмо».

Далее на экране возникли кадры из клипа на песню Бутусова «Снежные волки». Именно эту композицию рок-герой подарил своей подруге по Свердловскому архитектурному институту Насте Полевой, тоже прославившейся на весь союз. Полева исполняла песни «Даром» и «Летучий фрегат» в кинофильме «Брат» режиссера Алексея Балабанова.

В фильме, будто вавилонская мантра, каждый кадр подтверждают слова: «Архитектура – это застывшая музыка». Отсюда стало нетрудно догадаться об этимологии названия кино - свердловский Арх в то время именовали
Nauhaus.

Немалое время уделяется самому Бутусову. Хроника музыкальной жизни исполнителя сопровождается песнями из репертуара «Наутилуса» и сольного творчества Бутусова, среди которых «Из реки», «Возьми меня с собой», «Летучий фрегат», «Алчи-Алчи», «Князь тишины», «Взгляд с экрана», «Воздух», «Разлука», «Шар цвета хаки», «Я хочу быть с тобой», «Скованные одной цепью» и «Эта музыка будет вечной». 

Точкой отсчета в фильме стал момент, когда Бутусов окончил школу в Сургуте и даже собирался вместе с друзьями работать в ресторане при местном ДК «Нефтяник». Но отец намерения сына не оценил и буквально силой увез его в Свердловск. Так Вячеслав оказался в Свердловском архитектурном институте.

Юный Бутусов до третьего курса верил, что архитектор может изменить мир. Правда, позже, по словам музыканта, идеализм исчез. Судьбоносная встреча у музыканта произошла в колхозе на первом курсе обучения. Именно там он познакомился с будущим гитаристом, одним из столпов золотого состава «Наутилуса» Дмитрием Умецким.

А мама музыканта Надежда Бутусова рассказывает, как в юные годы Славу изрезали лезвиями. Она признается, что тогда сын чуть не умер.

Дальнейшие кадры описывают жизнь студента Славы в Свердловске. Уже тогда в будущей кузнице рок-звезд СССР и России стали появляться первые рок-группы. Так, один из бэндов вуза ездил в Ригу на музыкальный конкурс
и занял там первое место. Сам Бутусов признается в фильме, что смотрел на старшекурсников, как
«лилипут на Гулливеров». Для него все они, умевшие играть по-ледзеппелиновски, были как боги.

В то время Бутусов услышал группу «Урфин Джюс», которую возглавлял Александр Пантыкин.

«У Пантыкина был просто необычайный голос. Мы даже поначалу не знали, как он выглядит», - вспоминает Бутусов.

Однако бьющий от индустриального города роковый импульс не устраивал советскую власть. На любом мероприятии в Свердловске конца 70-х – начала 80-х, численность которого превышала 50 человек, должен был присутствовать сотрудник КГБ. Один из экс-сотрудников комитета рассказал, что он занимался формированием «правильных» направлений мысли у молодежи и мешал распространению музыки «с прозападными взглядами».

«Город был закрытым. Многое было нельзя. Ритм рока бился, но не так сильно, как в Москве и в Ленинграде», - вспоминает Пантыкин.

Именно поэтому все музыканты, в том числе и Бутусов, приходили репетировать в местный рок-клуб буквально на цыпочках. Самому юному музыканту в то время не были рады даже коллеги по цеху. Например, Горань из группы «Горыныч» (популярная группа Арха) жаловался, что Бутусов играет на его гитаре.

«Эта гитара давила так сильно, что приходилось держать ноги прямо, потому что музыкальный инструмент был очень тяжёлым», - вспоминает Бутусов.

Свою первую запись ужасного качества Бутусов принес Пантыкину. Песня записывалась прямо в комнате общежития, и студент Слава записывал свой вокал, лежа под одеялом, чтобы его голос не глушили музыкальные инструменты. Как вспоминает дедушка уральского рока, лидер «Наутилуса» в то время пытался петь, как Роберт Плант из Led Zeppelin.

Популярность молодой группы росла. Рокеров неожиданно пригласили на телевидение - поучаствовать в съёмках новогодней передачи. Особую роль в становлении «Нау» сыграли тексты песен поэта Ильи Кормильцева.

«Мы слышали, что есть оппозиционер, который может перечить самому президенту свердловского рок-клуба Грахову. Это был Илья Кормильцев», - вспоминает Бутусов.

Рок-идиллия закончилась в 1984 году, когда Бутусов закончил институт.

«Я 8 месяцев был безработным. После выпуска я должен был оказаться в Тюмени, но мне сказали, что они уже нашли человека, и, таким образом, я оказался свободным. К тому же семейные им были не нужны, а я уже был женат. Мест для двоих в общежитии не было», - рассказал Бутусов.

Особая тема - страхи будущей рок-звезды. Отец Вячеслава говорил сыну, что жизнь архитектора предсказуема, а карьерный рост обеспечен. А с роком перспективы непонятны.

В конце картины Бутусов произносит слова, в которых по сути присваивает себе все успехи «Наутилуса»: «Это единственное место, где я собственник, потому что я понимаю, что там больше никого нет. В плане творчества».

Когда в зале зажегся свет, режиссер Ракович и сам Бутусов поднялись на сцену и пообщались со зрителями.

«Фильм выстроен последовательно - от общего к частному. Фильм детонировался идеей архитектурного института, все элементы пришли к одному знаменателю. Кино смотрится на экране, как мне кажется. Оно достойно для проката, на мой взгляд, и скоро появится в Интернете», - пообещал Олег Ракович.

«Что бы вы сказали сейчас себе 20-летнему?» - интересовались зрители.

Рокер, который почему-то был очень хмур и серьезен, ответил лаконично: «Я отец, и в первую очередь я бы сказал, что, если недостаточно уверен в себе, - не берись. Либо наращивай храбрость, либо не берись».

Павел Пивоваров.

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+