April 21, 2018, 9:59 AM

«Тренер» Козловского: когда все ресурсы доступны

19 апреля в прокат вышел фильм «Тренер», режиссерский дебют популярного актера Данилы
Козловского. Этот фильм во многих смыслах - значимая для Козловского картина.

Данила Козловский — российский актёр театра и кино, режиссёр, продюсер. Лауреат премий «Ника» и «Золотой орёл». Заслуженный артист России.

О своей мечте сыграть тренера, нервно бегающего по бровке в красивом костюме, Козловский рассказывал ещё в
2014 году. Работая над предыдущими фильмами в качестве продюсера, он, по его собственному признанию, понял: если хочешь сделать хорошо, сделай это сам. В поисках нового актерского образа Козловский решил отказаться от уже ставших привычными ему героических ролей и задался целью самостоятельно написать сценарий той истории, которую ему так хотелось воплотить. В итоге в новом фильме Козловский выступил не только режиссером, но еще и сценаристом, продюсером и исполнителем главной роли.

Фильм рассказывает историю футболиста Юрия Столешникова, нападающего «Спартака», дисквалифицированного на год за драку с болельщиком во время матча. На всех обиженный, он прозябает в глуши до тех пор, пока не получает приглашение стать тренером новороссийской полупрофессиональной команды «Метеор». Пройдя долгий путь совместных притирок, тренер и команда становятся единым целым и общими усилиями выигрывают кубок России по футболу. Столешников, от которого в свое время отвернулись все и вся, осознает, что обрел нечто большое - он нашел семью.

Леонид Слуцкий — российский футбольный тренер. В молодости непродолжительное время был футболистом, играл на позиции вратаря.

Виталий Мутко — российский политик. Заместитель председателя Правительства Российской Федерации по вопросам спорта, туризма и молодёжной политики

Козловский еще в начале работы над проектом говорил, что хочет не столько снять фильм про спорт, сколько рассказать трогательную историю человека, лишившегося мечты. Однако вышло так, что спорт в фильме выглядит намного убедительней человеческой истории. Ко всей футбольной составляющей, вопреки первоначальным заявлениям, Козловский подошел неожиданно серьезно. Помимо стандартных мер вроде сбора материала и проживания с футбольной командой во время тренировок, Козловский привлек профессиональных консультантов в лице Мутко и Слуцкого и профессиональных игроков, которые снимались у него в футбольных матчах на заднем плане для большей достоверности.

Кроме того, все матчи были озвучены узнаваемыми футбольными комментаторами, что придало немало динамики спортивным сценам. А потрясающая работа оператора-постановщика Федора Лясса сделала футбол по-настоящему драматичным зрелищем.

Сергей Галицкий — российский предприниматель, основатель и совладелец крупнейшей розничной сети «Магнит». Президент и владелец футбольного клуба «Краснодар»

В качестве декораций Козловский выбрал уникальные спортивные объекты. Ему удалось договориться с Романом Абрамовичем и Сергеем Галицким о съемках на подконтрольных им стадионах. И если лондонский стадион «Стэмфорд Бридж» и команду «Челси» зритель видит всего несколько секунд, то стадион «Краснодар» становится тем самым местом, где разворачиваются кульминационные события фильма. А уникальное 360-градусное медиатабло стадиона, которым так гордится Галицкий, играет там специально отведенную роль.

Стадион «Краснодар» — футбольный стадион одноимённого клуба в городе Краснодаре. 

Что же касается человеческой истории, которая так манила Козловского, то она, скорее, не получилась. Спортивную тематику фильма явно пытались разнообразить, чтобы привлечь внимание женской аудитории второстепенными сюжетными линиями. Но романтическая линия с врачом команды и драматическая линия с отцом существуют в сюжете формально, без подробностей и никак не раскрывают главного героя. Линии выглядят неубедительными и куцыми, при этом замедляют ритм повествования и затягивают приближение развязки необязательными сценами.

Романтическая линия не задалась, но осталась в финальной версии монтажа в качестве услады для поклонниц Козловского, играющего на экране любовь со своей нынешней девушкой, артисткой Ольгой Зуевой. Хотя, конечно, главная отрада для женских глаз - все же сам Козловский: грустный, иногда пьяный, всегда с идеальной прической, меняющий в каждой новой сцене один костюм Гуччи на другой.

С главой сюжетной линией тоже не все гладко. Так и остался неочевидным рецепт превращения посредственной команды в команду-победителя. В чем именно заключался личный вклад Столешникова? Что он сделал особенного? Назначил чуткого и опытного тренера детской команды своим помощником? Объяснил игрокам, что плохо терять форму, играть в договорные матчи и бояться контактной игры? Слабо верится, что для успеха в российском спорте в 2018 году достаточно стать хорошим человеком, скорее - наоборот. Но иных превращений ни с главным героем, ни с командой в фильме не происходит.

С другой стороны, может быть, ничего этого и не нужно. Может быть, для успеха фильма в России в 2018 году в преддверии Чемпионата мира тоже достаточно хорошего футбола, красивых актеров и вдохновляющей веры в победу.

Татьяна Андриянова.

Фото: thd.ru; pixabay.com; film.ru

«У нас есть поколение, которое вот-вот придет»: Мутко рассказал о перспективах развития российского футбола

Комментировать