October 2, 2017, 9:30 AM

Ясновидцы грядущего - есть ли предел у искусства?

В Екатеринбургском музее изобразительных искусств 29 сентября состоялось открытие выставки русского авангарда «Ясновидцы грядущего».

Авангард в современном культурном пространстве тема животрепещущая. Само слово «авангард» вызывает множество ассоциаций, но в большинстве случаев, так или иначе, с ним связывают супрематизм Малевича, абстракции Кандинского, поэзию Маяковского, Хлебникова и других футуристов. Однако авангард этим не ограничивается. Он гораздо шире, чем мы обычно его себе представляем. И выставка «Ясновидцы грядущего» наилучшим образом демонстрирует это. Даже если вы не понимаете подобную живопись или не считаете абстракционизм и супрематизм искусством, это хороший повод разобраться и сформировать свое мнение на конкретных примерах.

«Ясновидцы грядущего» - не просто изящная метафора. Название задает особый ракурс тому, что зрителю предстоит увидеть. Это ориентация на связь времен и эпох, на актуализацию того, что было отражено художниками в 1910 – 1920-е года, в современном мире. И действительно, в наше время идеи авангарда то и дело появляются в разных пластах культуры. Образы этого направления нашли отражение в современном искусстве. Стоит лишь вспомнить индустриальные биеннале, которые проводятся в Екатеринбурге. Кроме того, авангард является одним из источников современного  дизайна.

Это наиболее масштабная выставка живописи в Екатеринбурге за последнее время: экспозиция занимает два этажа. В музее представлены живописные полотна из шести региональных музейных собраний Екатеринбурга, Омска, Уфы, Нижнего Новгорода, Перми и Нижнего Тагила, а также экспонаты, так называемые, артефакты культурной эпохи – афиши, фотографии, рекламные проспекты из собрания Государственного музея В.В.Маяковского.  Некоторые работы ранее никогда не выставлялись и впервые увидели свет после реставрации.

«В начале 20-х годов русские авангардисты хотели,  чтобы современному искусству учились на подлинниках будущие художники. Малевич, Кандинский, Родченко отдавали свои картины в региональные музеи. Это был совершенно утопический проект. После этого в 30-е годы, когда чистили музейные запасники Москвы и Ленинграда, работы аванградистов высылались из центральных городов», - рассказал на открытии выставки известный искусствовед и эксперт живописи русского авангарда Андрей Сарабьянов.

Как поясняют организаторы, выставка – это попытка охватить всю картину отечественного авангарда 1910 – 1920-х годов во всем многообразии его направлений. Выставка, так или иначе, создает объемное представление о русском авангарде, разоблачая стереотипы о нем.

Главное, что удивляет – разнообразие направлений. Это не только супрематизм и абстракционизм, но и более привычный и приятный глазу неопримитивизм, работы художников, которые ориентировались на творчество французских живописцев, в частности Сезанна, а именно И.Машкова, Р.Фалька, А.Лентулова. Второй этаж представляет более радикальные направления в живописи: лучизм, основателем которого был лидер авангарда Михаил Ларионов, произведения редкого в России направления футуризма, и напротив, уникальное явление, которому нет аналогов в мировой живописи, работы кубофутуристов. Отдельные залы занимают работы различных направлений абстракционизма. Здесь можно познакомиться с работами Кандинского, Малевича, Родченко. И этим выставка не исчерпывается.

Авангард проявился не только в живописи, но и в книжной графике. В экспозиции представлены примеры футуристической книги, а также фотографии Александра Родченко и известные рекламные плакаты «Окна РОСТА».

В целом, выставку можно назвать своеобразной «энциклопедией русского аванграда». Все устройство выставки помогает зрителю как можно ближе познакомиться с русским авангардом, почувствовать присущее эпохе 20-х годов ощущение новизны, игры и вечного эксперимента, а также понять утопизм и смелость попыток переустроить мир.

К авангарду можно относиться по-разному: можно принимать или не принимать его. Но дабы не следовать известной стратегии – «не читал, но осуждаю», распространив ее на искусство, а сформировать личное мнение, стоит посетить выставку и лично почувствовать, в какой точке для вас находится предел искусства. Возможно, кто-то этого предела и не обнаружит.

Выставка проходит с 30 сентября по 14 января в Екатеринбургском музее изобразительных искусств на Воеводина, 5.

Часы работы:

Вт-Чт: 11:00 – 20:00
Пт-Вс: 11:00 – 19:00
Пн - выходной.

http://emii.ru/

Юлия Ползунова.