February 26, 2013, 06:20 AM

Павел Креков: о судьбе киностудии, театральном менеджменте и своих друзьях

Кресло министра культуры Свердловской области досталось весьма неординарному человеку.

Кресло министра культуры Свердловской области досталось весьма неординарному человеку. Потомственный дворянин Павел Креков оказался поклонником ранней Пугачевой и рока, ценителем авторского кино, классической музыки и Булгакова. О том, будет ли в регионе культурная революция, кадровые перемены и новые проекты - в интервью с главой ведомства.

- Какие задачи перед вами ставит губернатор Свердловской области? Как вы сами видите развитие культуры в регионе?

- В первую очередь речь идет о позиционировании Свердловской области как области, которая активно генерирует культурные ценности в пространство Российской Федерации.  Однако культура функционирует в определенных рыночных условиях. Поэтому одной из своих задач я вижу выстраивание логики в этих отношениях. С одной стороны есть бюджет и эффективность его расходования, с другой стороны есть традиционные культурные ценности и потребители этих ценностей. Да, мы сегодня не очень много тратим на культуру, и есть желание тратить на нее больше. Но надо понимать, что если мы вкладываем средства, увеличиваем зарплату, реализуем проекты, то должны отдавать себе отчет в том, что это делается не для того, чтобы цифра возросла, а для того, чтобы люди видели результат, приходя в театр, в концертный зал, музей, сельскую библиотеку. И сделать так, чтобы деньги реально работали - это не просто. Экономика культуры нужна - это один из приоритетов.

Стоит сказать и о ряде конкретных проектов: это Верхотурье, куда мы будем привлекать туристов. У нас несколько территорий, которые, безусловно, являются туристическими донорами. Кроме того, в этом году мы вплотную займемся решением проблем с театральным институтом, развитием библиотеки имени Белинского, которая сегодня, по сути, находится на реставрации.

- Павел Владимирович, Вы вступили в должность, познакомились с яркими представителями культурной сферы региона. Будете ли что-то менять радикально? Какое у Вас сложилось впечатление?

- Я не сторонник революции - я сторонник эволюции, хотя желательно, чтобы по времени это не было долго. Революция - это не совсем то, что сегодня нужно. Однако ряд изменений действительно назрел, но не благодаря моему появлению в министерском кресле - время меняется и задачи меняются. Культурное пространство должно быть действительно единым и действительно культурным. Эта сфера нуждается в определенной консолидации, потому что не всегда оправдано отсутствие социальных связей между учреждениями культуры. Среди них федеральные - тот же театральный институт, театр оперы и балета, цирк, учреждения субъектов и муниципалитетов. Они не всегда осознают уровень друг друга и не всегда присутствуют те связи, которые между ними должны быть. Поэтому одна из моих задач - консолидировать культурное пространство в единое целое. Это очень сложно, потому что люди, в хорошем смысле этого слова,  эгоцентричны. Тем не менее, мы более интенсивно будем работать с творческими союзами, муниципалитетами, в первую очередь с Екатеринбургом, потому что перед нами стоит задача объединить культурное сообщество.

- Консолидация культурного пространства области требует не только управленческих усилий, но и финансовых вливаний.

- Безусловно, решение этих задач необходимо, в том числе, увязать с финансированием. Бюджет культуры в 3 миллиарда - это небольшой процент, но политическое желание увеличивать инвестиции в отрасль есть. Если мы вкладываем в систему муниципальных театров, мы должны понимать, что от этого выиграем. Вот, допустим, сейчас мы планируем размещать средства в театральном институте для того, чтобы вуз готовил по договорам артистов специально для муниципальных театров. При этом мы должны понимать, что через некоторое время ряд вопросов в  этих театрах будет снят, повысится эффективность их работы.

- Сейчас федеральные тенденции таковы, что муниципальные учреждения культуры передаются на региональный уровень. Как будет дальше идти этот процесс в Свердловской области?

- У субъектов есть право делегировать эти полномочия в муниципалитеты. Будем мы это делать или не будем, зависит от того, о каких конкретно учреждениях идет речь. Сейчас мы эту проблему обсуждаем с Екатеринбургом. Я  думаю, что в разных муниципалитетах абсолютно разная ситуация: кому-то это пойдет на пользу, кому-то наоборот. Стопроцентного и формального подхода к этому вопросу не будет. Если какой-то город не может в силу своей дотационности или отсутствия кадров поддерживать развитие культуры на высоком уровне, значит, мы будем забирать учреждения  в субъект.

- Одним из знаковых и статусных учреждений культуры региона является Свердловская киностудия. Каковы перспективы развития этого направления?

- Увы, изменилась система кинопроизводства: исчезло понятие школы, традиции, появился  рыночный механизм, как реакция на реальность. Тем не менее, существуют некие функции госзаказчика. Сегодня мы проговариваем два вопроса: это правовое состояние киностудии. В этом году должен решиться вопрос с формой собственности. Пока основной акционер - это государство, но, скорее всего, в этом году будет создано частно-государственное партнерство. Основным владельцем, вероятно, будет коллектив. Хотя могут быть привлечены и отдельные инвесторы, но их интересы не должны противоречить интересам развития региона.  Конечно, это будет не английский банк или лондонские структуры. Конкретики пока нет. Не исключено, что может быть принято решение сохранить нынешнюю форму управления, при которой 100 пакет акций принадлежит государству. Это будет зависеть от переговоров с федеральным центром.

- А что касается творческих перспектив киностудии?

Этой темой достаточно активно интересуется губернатор, и мы киностудию не бросим. Сейчас проговариваем вопросы участия региона в некоторых игровых проектах. Как минимум нас интересует детское кино. Кстати, в том числе в преддверии подготовки к «Иннопрому-2013», нам будет необходима помощь киностудии в плане документального кино. Чтобы учреждение нормально работало, необходимо иметь три проекта в производстве, сейчас у нас только один.

- Павел Владимирович, расскажите о личных культурных пристрастиях. Говорят, Вы большой поклонник классической музыки и завсегдатай филармонии.

- Я действительно люблю филармонию. Если говорить о пристрастиях в широком смысле этого слова, то я давно увлекаюсь историей кино - в частности, киносказками и сегодня для меня очень близко понятие авторского кино. Если говорить о мире театра - то здесь предпочтения достаточно широкие. Я очень люблю ездить в командировки, потому что всегда они проходили для меня под девизом: каждый вечер в театр. Поскольку чаще всего это Москва или Санкт-Петербург, то репертуар театров этих городов мной изучен достаточно хорошо. Я большой поклонник театра музыки и поэзии Елены Камбуровой. Она одна из тех людей, которые являются для меня проводником в мире театра, искусства и музыки. Очень люблю питерский репертуарный театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова, слежу за творчеством малого драматического театра Додина. «Юнона и Авось», ряд Ленкомовских спектаклей - все  это мне не чуждо.

Я рос на роке, ни в коем случае никакой попсы. Хотя ранняя Пугачева была предметом некоего коленопреклонения в юные годы. Что касается дел книжных - то первое, что я помню в своей жизни - это книги. У нас семейная библиотека, собранная моими предками - дворянами. Я буквально вырос на истории: мне подкладывали многотомники по всемирной истории, чтобы я мог дотянуться до стола.  Один мой знакомый священник, придя ко мне домой, посмотрев на книги, сказал: «Так, это все ваши друзья?» Там конечно нет ни Акунина, ни Марининой, ни Дарьи Донцовой. Я очень люблю Булгакова  - его серию о Мольере.

-  Как частый гость столичных театров и министр культуры, дайте оценку эффективности театрального менеджмента Екатеринбурга.

- Уровень менеджмента разный, в какой-то степени это нас тревожит. Нам хотелось бы иметь качественный менеджмент везде, также как и качественное художественное руководство. Надо понимать, что это дополняющие друг друга вещи. Не буду пока выделять аутсайдеров - поживем - увидим. Театр эстрады сегодня демонстрирует одну из наиболее эффективных моделей менеджмента. Я был там и разговаривал с художественным руководителем и директором театра и многие трудности, которые были раньше уже позади. Сравнивать этот театр  с другими невозможно, также как Музкомедию с Оперным или с Драмой. Уровень менеджмента разный - это одна из наших проблем. Определенные подвижки есть - я говорю о создании холдинга на базе Театра драмы, это был, безусловно, правильный шаг, другое дело, что это не снимает многих других проблем, которые имеют место быть в этом учреждении.  В частности, проблема главного режиссера.

- Эффективный менеджмент и уровень руководства напрямую влияют на успех театров у публики. Куда чаще ходят свердловчане?

- Если взять коэффициент посещаемости, он практически везде высокий. Сам по себе факт наличия полного зала - не гарантия того, что зрители смотрят качественный продукт и становятся от этого лучше. В связи с этим, мы будем поддерживать открытие новых точек на театральной карте. Мы заинтересованы в творческой конкуренции. Анна Яшкина, Европейско-Азиатские Новости.

 

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+