September 16, 2021, 11:35 AM
Валентина Попова

«Дар поэта - ласкать и карябать»: автор романа и культуролог ответили недовольным мрачностью фильма «Петровы в гриппе»

Фильм Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе», снятый по одноименной книге Алексея Сальникова, вызвал неоднозначную реакцию публики. Кому-то картина понравилась, но многим она показалась слишком мрачной.

«Сходили на «Петровы в гриппе». Ну таак. Тягомотная (2,5 часа!!) смесь балабановского треша и клюквы а-ля Коляда. Все кричат, бухают, эмоционируют, и все это происходит в зимней ебуржской слякоти и мерзотных интерьерах - бараки, хрущевки, ковры и т.п. И никакого, понимаешь, катарсиса и разумного, доброго, вечного. Ну нафиг это российское кино. Лучше на «Дюну» сходим», - пишет пользователь Facebook Василий Созин.

Судя по комментариям к посту, схожие эмоции картина вызвала у многих, а некоторые раскритиковали и спектакль, поставленный в екатеринбургском ЦСД.

«Я вообще не поняла спектакль, зачем все это. Потом прочитала, стало понятнее, что там вообще происходило. Но родственные связи так и не склеила забеременевшей дамы из Невьянска и этого бухарика Игоря. Как же любят у нас чернуху и беспросветность, и еще детей туда напихать в эту бессмысленность, будто ее мало на углу Гурзуфской и Посадской», - пишет Юлия Коган.

ЕАН решил узнать, почему русское кино зачастую считается «чернухой» и почему режиссеры не снимают веселое, доброе кино со счастливым концом. Екатеринбургский культуролог и доцент УрФУ Лилия Немченко считает, что искусство должно быть прежде всего разным.

«Чернуха чернухе рознь. Для «белухи» есть массовая культура с мыльными операми, обходящая трагическое. Массовая аудитория интуитивно тянется к хэппи-энду и ждет от искусства «сделайте нам красиво». И, слава богу, что искусство разное. Но поэт говорил когда-то: «Дар поэта - ласкать и карябать». Поэтому одна из миссий художника - находить болевые точки. В «Петровых» их много. И сделано это мастерски всеми. Кому не нравится, пусть не смотрит», - категорично заявила она.

 О «Кинотавре», «возрождении» Свердловской киностудии и культурном лице Екатеринбурга: интервью с культурологом Лилией Немченко 

Автор «Петровых в гриппе» Алексей Сальников уверен, что в фильме достаточно хорошего и доброго, а «балабановщина» - неизбежность эпохи, в которой происходит действие картины.

«В российском кино много веселого, просто многие вещи приближены к реальности. Не обязательно же, чтобы все было веселенькое. А светлого в фильме вполне хватает: там и посещение новогодней елки, и дорога обратно, в наше время. И советское прошлое показано нейтрально.

Что касается негативных отзывов от тех, кто счел картину слишком мрачной, раскритиковал, назвал «балабановщиной», то я могу ответить, что Балабанов хорошие фильмы снимал. Кроме того, действия в «Петровых в гриппе» происходят в начале двухтысячных, и это как раз эпоха Балабанова: тогда не катались на электросамокатах, а смартфонов еще не существовало. Думаю, что если люди изначально настроены негативно, то порой они видят сразу же чернуху: что ни покажи, все равно все будет не так», - говорит писатель.

Напомним, в фильме рассказана история семьи Петровых: он автослесарь, она библиотекарь, у них есть сын, но вместе они не живут. Когда семья заболевает гриппом, повседневная реальность заканчивается и жизнь оказывается полной безумия, фантастики и сюрреализма. Ранее фильм был представлен на Каннском фестивале.

 «Дуракам бы я не советовал смотреть»: Кирилл Серебренников представил в Екатеринбурге фильм «Петровы в гриппе» Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации

+7 922 143 47 42

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
18+