Демидовский завод и рисунки из ржавчины. Что показывают свердловчанам на маршрутах Индустриальной биеннале (ФОТО)
Кураторы Шестой Уральской индустриальной биеннале современного искусства запустили маршруты по Уралу. Разработано пять туров по городам Свердловской и Челябинской областей. Корреспондент ЕАН съездил по одному из маршрутов Екатеринбург – Нижний Тагил – Черноисточинск, увидел, как надувают металл с помощью воды, и узнал, почему современное искусство такое дорогое.
Первая точка маршрута - живописная Лисья гора в Нижнем Тагиле. На ее вершине расположена церковная часовня, которую позже переделали в пожарную башню. По словам медиатора (специально подготовленного представителя проекта), отсюда прекрасно было видно пожары. В сохранившихся до наших дней летописях упоминается, что в башне располагалась система флагов-колоколов, оповещавших о возгораниях. Количество ударов колокола отображало, в какой точке возник пожар. До недавнего времени строение было заброшено, но в 2015 году в региональном бюджете нашлись средства на его реконструкцию. Сейчас на первом этаже здания находится небольшой музей. Верхняя часть башни все еще недоступна для посещения.
Второй точкой маршрута стал старый Демидовский завод. История этого места начинается в середине XVII века, когда были открыты горы Высокая и Магнитная (или Магнитская). Известные уральские горщики - специалисты по добыче драгоценных и цветных камней - Тумашовы искали здесь медную руду, но наткнулись на магнитный железняк. В те годы они не смогли обработать руду, поэтому Высокая и Магнитская были забыты. Когда на Урале начали искать рудные места по приказу Петра I в 1696 году, про эти горы снова вспомнили. В 1699 году Петр уже приказывает построить вблизи Магнитский завод. Закончить его смогли только братья Демидовы в 1725 году. Как написал позже Менделеев, пуск завода обеспечил развитие всей промышленности Северо-Западной Руси.
Иностранные специалисты тоже высоко оценили предприятие. Помимо нашей страны в XVIII веке демидовский металл получала и заграница, в частности Англия, которая начала ввозить железо в начале того века и поставила на нем шеффилдскую промышленность.
«То есть значимость уральского производства, среди которого самым крупным было демидовское, отмечена не только нашим патриотизмом, но и теми предприятиями, которые с этим железом работали», - подчеркнула гид по Демидовскому заводу Галина.Она показала систему доменных, мартеновских и фурменных печей, турбину Жерара, котельную, плотину и другие механизмы на территории завода.
После Нижнего Тагила экскурсия продолжилась в Черноисточинске. Там участники маршрута услышали лекции независимого куратора и искусствоведа Антонио Джеузы под интригующим названием «Разве это искусство?». Джеуза рассказал, почему некоторые спорные работы, относящиеся к современному искусству, вызывают большой общественный резонанс и продаются за гигантские деньги. Например, концепт-арт Маурицио Каттелана, представляющий собой обычный банан, приклеенный скотчем к стене, был продан за 120 000 долларов. То, как определяется ценность работ, Джеуза попытался объяснить на примере зубной боли.
«Когда у вас болит зуб, к кому вы обращаетесь? Вероятнее всего, к дантисту. Так и с искусством. Ценность работы должна быть выявлена несколькими экспертами, но обязательно несколькими, не одним. Иначе это субъективное мнение», - уверен куратор.
Тем, кто хочет научиться понимать современное искусство, Джеуза посоветовал больше читать и смотреть.
Антонио Джеуза
Сразу после лекции свое творчество презентовал петербургский художник Вадим Кондаков. Его работы созданы при взаимодействии воды и стали: он сваривает металлические листы и надувает их водой. Также Кондаков создает графику – он отпечатывает стальные объекты на ткани и бумаге.
Работа Вадима Кондакова
Новое место для вдохновения – заброшенный текстильный завод в Черноисточинске - художник выбрал не случайно. Здесь находятся старая дамба и сооружение для спуска воды под шлюзом, покрытое ржавчиной. Благодаря водоотводной конструкции Вадим и создал свои новые работы.
«Я просто взял этот инструмент, который всегда здесь находился, и попытался перенести его на холсты, отпечатав элементы этой конструкции. Я хотел понаблюдать за этой стихийностью, за макросредой и перенести их на другой уровень, в поле зрения. Поднять всё из-под ног и посмотреть вплотную на живой процесс, как стихия и материал взаимодействуют между собой», - объяснил гостям идею своих работ Кондаков.Заключительной частью маршрута стала экскурсия по территории Черноисточинского завода, в котором расположился творческий кластер. Как рассказала экскурсовод, долгое время на этом месте была свалка, но сейчас собственник завода Александр Быков начал реконструировать здание. Территорию уже облюбовали уличные художники и расписали там стены. Граффити на здании старой котельной уже привлекло внимание участника команды «Уральские пельмени» Андрея Рожкова и вдохновило его на съемки фильма «Два отца».
«По сюжету два отца пошли в лес, потерялись, потеряли своих детей и нашли эту «заброшку». Если вы увидите фильм, то узнаете территорию нашего креативного кластера", - рассказала гид.
В свободное время перед отъездом участники биеннале могли посетить саму плотину и гору рядом с заводом.
Маршруты биеннале — программа, реализуемая в городах арт-резиденций 6-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Программа существует с 2017-го года и представляет собой серию поездок по Уралу, которые знакомят жителей и гостей региона с его индустриальным наследием и художественными практиками, осмысляющими индустриальность территории. Флагманскими направлениями маршрутов становятся города программы арт-резиденций Уральской биеннале: участники программы погружаются в тот же исторический и индустриальный контекст, который исследовал художник во время своих визитов, посещают ключевые предприятия города эксклюзивно в рамках маршрутов. С 2017-го года было проложено 59 маршрутов общей протяженностью 20 000 км. С 2019-го года маршруты ведут медиаторы биеннале — специально подготовленные представители проекта, которые рассказывают гостям о биеннальной истории в городах маршрутов.
Денис Павлов специально для ЕАН
Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации
+7 922 143 47 42