September 4, 2020, 04:00 AM
Мария Трускова

Депрессия, бессонница, слабость: как бороться с последствиями коронавируса

На Среднем Урале COVID-19 переболело уже более 25,5 тыс. человек. Кто-то перенес заболевание легко, кто-то — в тяжелой форме, но, как говорит большинство переболевших, даже после получения отрицательных тестов еще долго «скачет» температура, ощущается слабость и не проходит кашель. В интервью ЕАН заведующая отделением медицинской реабилитации клиники «УГМК-Здоровье» Ольга Хамидулина рассказывает о том, какой урон коронавирус наносит организму человека и как бороться с этими последствиями.

Ольга Николаевна, в «УГМК-Здоровье» уже два месяца действует программа реабилитации пациентов, перенесших COVID-19. С какими жалобами в основном обращаются люди?

— Мы наблюдаем определенную закономерность: у многих переболевших схожие жалобы. Это одышка, остаточный кашель, слабость, нарушение сна на фоне эмоциональных расстройств — страхов, тревоги, депрессии.

Дело в том, что коронавирусная инфекция нарушает приток кислорода к органам — происходит снижение сатурации. В результате длительного снижения сатурации возникают фиброзные изменения в тканях. Фиброз — это разрастание соединительной ткани с появлением рубцовых изменений в различных органах. Это процесс, направленный на изоляцию очага воспаления от окружающих тканей. Из-за этого замедляются обменные процессы в каждом участке пораженной ткани — страдают легкие, мышцы, мозг. В результате все процессы в организме становятся вялыми, заторможенными, обмен ресурсов слабеет, поэтому у многих возникает обострение хронических заболеваний, появляется слабость, которая не позволяет вести такой же активный образ, как раньше.

 Крупнейший свердловский роддом закрыли из-за COVID-19 

И наша задача, как реабилитологов, — улучшить качество жизни переболевших коронавирусом пациентов, помочь им вернуться к прежнему образу жизни.

Что включает в себя программа реабилитации?

— Она состоится из двух частей. Первая диагностическая. Пациент проходит осмотр, сдает необходимые анализы, проходит компьютерную томографию. Исходя из результатов терапевт назначает ему лечение. При необходимости выписывает ферменты, витамины. Если «просыпаются» хронические заболевания, то, соответственно, направляет к профильным специалистом. Вторая часть программы — непосредственно реабилитация, которой занимается наше отделение и о которой я расскажу подробнее.

На наш взгляд, мы подобрали оптимальный набор процедур, который максимально позволяет избавиться от остаточных явлений коронавируса.

Первая наша задача — улучшить качество тканей, вернуть им эластичность. Поэтому в первую очередь мы стараемся обеспечить организм кислородом, для чего отправляем пациента в барокамеру, где кислород подается под большим давлением.Редко, но бывает, что такая процедура некоторым людям не подходит: например, тем, у кого есть лор-патологии, или тем, кто боится замкнутого пространства. Тогда мы предлагаем альтернативу — гипокситерапию. Она также эффективна, но сеансов понадобится больше. 

 Детские больницы Свердловской области вновь перепрофилируют под COVID-19 

Во-вторых, нам необходимо добиться улучшения кровотока в легких и уменьшения спаечных процессов. Для этой цели мы назначаем электрофорез или магнитолазерную терапию. Первый вариант используется чаще, второй — если у человека есть противопоказания к электрофорезу, например сердечная аритмия. 

Третья процедура — это мягкая мануальная терапия. Остеопат при помощи своих техник улучшает подвижность тканей относительно друг друга. Они, напомню, должны быть подвижными во всех направлениях, и не только в области мышц и кожи, но и в области сердца, легких.

Но нужно, чтобы человек не только проходил «пассивные» процедуры, но и сам активно учился работать со своим телом. Королева реабилитации, на наш взгляд, — это лечебная физкультура. Наша задача — обучить пациента правильно дышать. То есть при кашле удерживать грудную клетку так, чтобы отходила мокрота, при одышке — чтобы увеличивалась кардионагрузка. Также работаем с осанкой, с проблемами позвоночника. После завершения программы человек уже сам понимает, что ему помогает, и может продолжать заниматься дома. Есть и те, кто втягивается и потом приходит к нам исключительно на лечебную физкультуру.

 15 миллионов штрафа: более чем в 2000 торговых точек в Свердловской области нашли антиковидные нарушения 

Таким образом, мы считаем, что набора всех этих процедур достаточно, чтобы выйти из состояния слабости, избавиться от одышки и кашля.

 «Таких болей я еще не испытывала»: как екатеринбурженка боролась с коронавирусом 

Вы сказали, что у многих пациентов наблюдается тревожность, депрессия. Как с этим бороться?

— Эмоциональное состояние человека улучшается, когда он проходит все эти процедуры. Одышка отступает, человек выдерживает часовую тренировку, справляется с поставленными задачами, и его страхи перед болезнью отступают.Бывает, что в первые день-два пациент нервничает, когда что-то не получается, но уже к концу курса реабилитации у всех наблюдается очень хороший эмоциональный подъем.

Через какое время после болезни лучше всего приходить на реабилитацию?

— Лучше всего сразу после того, как человек получил два отрицательных результата анализа на коронавирус и выписался из поликлиники. Ранняя реабилитация позволяет быстрее и с лучшим исходом разрешить проблемы. Как известно, срок реанимации — до 4 минут, после этого времени организм уже не реагирует ни на что, ткани без кислорода умирают. И у реабилитации есть свои сроки. Чем быстрее получится прийти на процедуры, тем легче восстановить поврежденные фиброзом ткани.

Пользуются ли спросом у екатеринбуржцев реабилитационные программы или о них пока мало кто знает?

— Пациенты у нас есть, но их не очень много, например, прямо сейчас в отделении амбулаторно проходят процедуры четыре человека. В основном к нам приходят те люди с высокой мотивацией, которые хотят скорее вернуться к привычной жизни, и те, кто очень тяжело переболел.

К сожалению, сегодня многие люди не понимают, что такое реабилитация в принципе, какова ее цель. Это я говорю не относительно коронавируса, а в целом — то же самое касается и послетравматической реабилитации. Многие думают, что это просто гимнастика, и считают, что могут делать ее дома, но при этом, кстати, в большинстве случаев не делают. Хочется надеяться, что в перспективе люди будут больше узнавать о реабилитационных программах и осознают, для чего и кому они нужны.

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+