August 26, 2021, 04:10 AM
Мария Трускова

Дети в интернете: родители, психолог, педагог и телеком-эксперт о жизни digital-поколения в Сети

Интернет в жизни ребенка – благо или зло? Этот вопрос волнует многих родителей. В преддверии учебного года разбираемся вместе с экспертами, как сделать так, чтобы «жизнь» в Сети была безопасной для юных пользователей, и сколько времени в день допустимо проводить в виртуальном пространстве.

Цифровые аборигены

В современном мире знакомство детей с интернетом происходит еще в дошкольном возрасте. Например, пятилетняя Ника – уже настоящая фанатка популярных блогеров.

«Интерес к гаджетам у Вероники, как и у всех современных детей, появился рано – в возрасте около года. Но давать телефон мы с мужем начали ей с 4 лет, и сначала буквально на 10 минут в день. Она начала смотреть мультфильмы в YouTube и играть в некоторые игры. Сейчас выпускают много анимационных произведений с элементами обучения, например, российский мультсериал «Три кота». Как-то мы шли с дочкой по улице, и она начала мне рассказывать, как называются дорожные знаки, что они обозначают. Ника заявила, что узнала об этом из этого мультфильма. Некоторые игры помогают детям учить буквы и цифры, развивают чувство ритма и слух», - рассказывает мама девочки Екатерина Чермянинова.

Сейчас Ника немного повзрослела, и ее интерес сдвинулся в сторону блогеров. Она смотрит Viki Show и Влада А4. Мама девочки уверена, что и это идет на пользу ребенку.

«От блогеров Ника узнает про игры, учится танцевать и петь. Главное, чтобы она получала информацию дозированно. В нашей семье - это не более 30 минут в день. Конечно, Нике хотелось бы больше, но я объясняю, что долго сидеть за гаджетом вредно для глаз, спины, шеи, она соглашается, по крайней мере, истерик из-за этого у нас никогда не было», - говорит Екатерина.


Психолог-психоаналитик Юлия Красницкая отмечает, что новое поколение детей так и называют - digital native (цифровые аборигены).

«Наши дети уже привыкли получать информацию через экран гаджета, для них это норма. Нам, родителям, поколению «цифровых иммигрантов», конечно, сложно принять этот факт. Однозначного ответа по теме «гаджеты и ребенок» нет и не может быть. Весь вопрос в том, зачем, сколько и почему ребенок пользуется ими. Тут важен здравый смысл», - поясняет психолог.

Если говорить о здоровье, то есть рекомендации ВОЗ: до 2 лет детям гаджеты не давать, до 5 лет - не более чем на час в день. Ребенку важнее, чтобы было много движения и здоровый сон.

«Но всегда ли эти рекомендации выполняются? Тут уже вопрос к родителям. Часто именно взрослые сажают детей на дофаминовую петлю. Безлимитные мультики – легкое удовольствие для детского мозга: ребенок занят, родители счастливы. Но в какой-то момент это начинает выходить из-под контроля. Ребенок не хочет учиться, не хочет ничего, кроме интернета, – возникают проблемы. 

К слову, взрослые в реальности сидят в интернете ничуть не меньше детей, а часто и больше. Я всегда говорю, что нельзя научить ребенка, можно показать ему пример. Поэтому в вопросе с гаджетами родителям нелишне посмотреть на себя со стороны», - говорит Юлия Красницкая.

Полный запрет на гаджеты, по мнению психолога, - тоже крайность.

«Это, как известно, провоцирует у ребенка еще большее желание взять в руки телефон. Часто вместо гаджетов родители пытаются занять ребенка на весь день в секциях, кружках и прочее. Это все хорошо, но опять же в меру. Иначе детский организм получает не меньший стресс, чем от гаджетов. Если вы ограничиваете интернет, потому что боитесь неприемлемого контента, то здесь тоже запрет ни к чему не приведет. Это как с матом. Вы можете разговаривать дома на литературном русском, но в какой-то момент ваше милое чадо принесет вам трехэтажный мат из детсада или школы. С контентом в Сети то же самое. Сейчас информация доступна. Не получит ее ребенок дома – получит в школе от друзей. Мне кажется, самая эффективная стратегия в этом не запрещать, а объяснять. Проще говоря, разговаривайте с ребенком. Не должно быть табуированных тем. Не знаете, как объяснить что-то детям, – обратитесь к специалисту», - советует психолог.

Несколько полезных практических советов для родителей:

  •  установить правило, сколько времени в день ребенок может сидеть в интернете;
  •  проводить «детокс день» для всей семьи – на сутки отказываться от гаджетов;
  •  установить на детские смартфоны специальные программы, которые определяют время пользования сетью.


Для учебы необходим

Впрочем, уже повзрослевшие школьники и студенты сами понимают, что сутками сидеть в интернете не есть хорошо, и стараются жить полноценной жизнью, где есть место живому общению, прогулкам, спорту. Однако совсем отказаться от пользования Сетью в современном мире просто нереально.

«В интернете я провожу около трех часов в день, иногда больше или меньше. С его помощью можно быстро найти информацию по необходимым вопросам и посмотреть разбор определенных задач, если с ними возникают сложности. В минувшем учебном году давали достаточно много заданий в интернете, зачастую на таких платформах, как «Решу ОГЭ» и «Якласс», скорее всего, в следующем году они тоже пригодятся. Помимо учебы я часто использую интернет для общения с друзьями. Это очень удобно, когда нет возможности видеться с человеком воочию, ведь некоторые ребята могут жить и в других городах. И для меня, конечно, важно хорошее соединение интернета, чтобы не было частых перебоев со связью в те моменты, когда он особенно необходим тебе», - говорит 16-летний ученик 10 класса одной из екатеринбургских школ Денис Павлов.

Подтверждают то, что образовательный процесс сегодня не может быть без интернета, и сами педагоги.

«Во-первых, интернет – это источник информации. И ученик, и учитель может использовать его для своего развития. Во-вторых, интернет – это способ общения. Оно особо важно для подростков, и здесь на помощь нам приходят соцсети и различные мессенджеры. В-третьих, интернет - это способ выражения себя. В Сети можно проявить свое творчество. Дети, да и учителя могут делать замечательные фотографии, выкладывать свою музыку, записывать интересные видео и многое другое», - говорит учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МАОУ СОШ 197, руководитель онлайн-школы rusgia.ru Александра Притчина.

Она отмечает, что сегодня во всех школах созданы электронные журналы и дневники, где можно оперативно получить информацию от педагогов, напрямую связаться с тем или иным учителем.

«В пандемию мы работали на дистанционном образовании. За этот период было создано много онлайн-школ, курсов, уроков – то, что пошло детям во благо в условиях сложившейся эпидемиологической обстановки. Но не стоит забывать про минусы.

Во-первых, многие дети не умеют фильтровать информацию, а в Сети много того, что может навредить. Поэтому родители должны контролировать, чем интересуется их ребенок. Во-вторых, нужно выбирать круг общения – ребенок должен знать о возможной опасности, с которой он может столкнуться в интернете. Важно объяснить ему, что он должен опасаться преступников, которые могут написать ему. Также у ребенка должно быть представление об идеале – не стоит ориентироваться на ложных кумиров, которые популярны в онлайн-сообществе. И, конечно, детям необходимо объяснять правила безопасности – к примеру, говорить о том, что опасно переходить дорогу в наушниках, уткнувшись в телефон», - добавляет Александра.

На высоких скоростях

Без интернета не представляют учебный процесс и современные студенты.

«Как показывает статистика моего телефона, в среднем в интернете я провожу 6 часов, плюс два-три часа могу быть онлайн через ноутбук или планшет, чаще всего такое бывает в будние дни. Что касается учебы, то интернет сегодня очень важен! Если по какому-то предмету в вузе необходима литература, мы либо сами находим ее через браузер, либо преподаватели скидывают ссылки на скачивание. Часто во время практических занятий нас могут попросить найти в интернете тот или иной материал, чтобы вместе проанализировать его. Еще нам нередко дают задание решить тест или посмотреть дополнительный материал (текст, видео и т.д.) — все это тоже через интернет. В соцсетях у нас происходит общение с преподавателями. Там мы можем им отправлять домашние задания и задавать вопросы. Поэтому сейчас без интернета не обойтись», - рассказывает 19-летняя Дарья Смирнова, которая перешла на второй курс факультета журналистики УрФУ.


Она отмечает, что при пользовании интернетом очень важна хорошая скорость, чтобы была возможность оперативно найти важную информацию.

В компании «МегаФон», которая на сегодня признана самым быстрым телекоммуникационным оператором Урала, отмечают, что с началом учебного года объем потребляемого трафика вырастает примерно на 10-15 %.

«Наибольший всплеск интереса к передаче данных, конечно, вызван переходом ряда сотрудников на удаленную работу, а студентов - на дистанционное обучение. Без привязки к офису, вузу люди работали и учились из дома, на даче, на природе, в коттеджных поселках, раздавая интернет со смартфона на ноутбук. Например, с начала года трафик на одного жителя - нашего абонента вырос на треть. Свердловчане качают очень много – они в топе по объему гигабайт на пользователя и загружают больше тюменцев, челябинцев и даже почти догнали москвичей», - рассказывает технический директор «МегаФона» на Урале Антон Щербаков.

В компании отметили повышенный интерес к видеотрафику в мессенджерах – с начала пандемии его объем в What’sApp, например, вырос на 80 %. Также рост показали все без исключения сервисы с поддержкой видеочатов: Facetime (рост 94 %), Skype (233 %), Viber (89 %). Большой популярностью стал пользоваться Zoom. Кроме того, на треть выросло число свердловчан, желающих читать книги онлайн. 

«Для полноценной работы всех этих приложений требуется быстрый и качественный мобильный интернет. Поэтому мы инвестировали в развитие сети, увеличивали ее емкость в тех местах, где замечали наибольшую нагрузку, устанавливали дополнительные телеком-объекты. Только с начала года мы запустили модернизировали свыше 120 базовых станций 4G. Как итог – сегодня, по данным международных экспертов Ookla, наш интернет самый быстрый в регионе. И, несмотря на заметный рост нагрузки, за год нам удалось нарастить в Свердловской области средние скорости скачивания с 22,27 Мбит/с до 28,89 Мбит/с. В Екатеринбурге цифры еще выше – 32,73 Мбит/с», - рассказывает Антон Щербаков.

Как добавляют в компании, резерв сети большой, поэтому в «МегаФоне» и появилась полезная «фишка» для учащихся и не только – возможность делиться своим интернетом, раздавать его на любые другие устройства без ограничения и на максимальных скоростях. Это может пригодиться, когда у ребенка, например, закончился трафик или для экономии семейного бюджета, когда у родителей безлимитный тариф на интернет и им пользуются все члены семьи.

Эксперты «МегаФона» также делятся полезными советами для детей и родителей.

  • Мамам и папам будет полезен сервис «Родительский контроль». С его помощью можно блокировать нежелательные сайты и приложения, просматривать список посещенных веб-ресурсов, выбрать, сколько времени и какими приложениями может пользоваться ребенок. Взрослые также смогут включать и выключать доступ в интернет, как мобильный, так и по Wi-Fi.
  • Во время учебы лучше переводить смартфон в беззвучный режим или вовсе отключать его, чтобы не было соблазна посмотреть и ответить на сообщения. Незнакомые пропущенные вызовы потом удобно проверить по USSD-команде *629#. С ее помощью можно ввести любой мобильный номер и узнать, какому региону и оператору он принадлежит.
  • В приложении «МегаФон Библиотека» можно найти книги для учебы и развлечения в специальном каталоге от ЛитРес: классические произведения школьной программы и краткое содержание к ним, современные детские рассказы, книги на иностранном языке, которые можно читать или слушать.

Если пользоваться интернетом разумно, это облегчит жизнь взрослым и будет полезным для детей, уверены эксперты.


Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации

+7 922 143 47 42

Источник фото: предоставлены героями материала
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+