October 4, 2021, 11:54 AM

Дом превратился в школу: плюсы и минусы дистанционного обучения в Башкирии

Слухи о том, будто школьников Башкирии после выборов отправят на дистанционное обучение, ходили еще летом. Эпидемиологическая ситуация не улучшалась, но массовые мероприятия международного масштаба и школы, как обычно распахнувшие двери 1 сентября, внушали оптимизм.

Вскоре опасения родителей подтвердились: на дистант отправили десятки тысяч школьников. Меры, как утверждают в Минобразования, временные, но внушительный рост заболеваемости COVID-19 дает основания думать, что они могут затянуться. За полтора года пандемии общество привыкло к маскам, смирилось с вакцинацией и ограничениями. Может, и в школьной удаленке нет ничего страшного, так и надо учиться в XXI веке? Об этом корреспондент ЕАН.Уфа спросил родителей и специалистов.

Начали за здравие

1 сентября дети в Башкирии пошли в школы как обычно. В некоторых классах прошли торжественные линейки на открытом воздухе, куда допускались и родители в масках. В образовательные учреждения пришли следить за эпидситуацией мединспекторы из числа студентов профильных вузов и колледжей. Потоки школьников разделили, дети остались учиться в своих кабинетах. Впрочем, уже в начале учебного года родителям ребят, страдающих хроническими заболеваниями из списка, определенного Минздравом (болезни нервной системы, органов пищеварения, дыхания, эндокринной, мочеполовой систем, аллергии и так далее) рекомендовали оставить детей на 2-3 недели учиться дома, чтобы поберечь здоровье. Для этого требовалось написать заявление в школу, подтвердить диагноз ребенка. Учеников пообещали обеспечить гаджетами для дистанционной учебы.

Ближе к концу месяца ситуация начала меняться: 22 сентября Минобразования ввело дистанционное обучение на 2 недели для учеников 5-8 и 10 классов в школах в 12 районов (Абзелиловский, Балтачевский, Белебеевский, Белорецкий, Бижбулякский, Буздякский, Бурзянский, Гафурийский, Чишминский, Мишкинский, Стерлибашевский и Янаульский). Причина – рост заболевания коронавирусом и респираторными заболеваниями. В Уфе с 27 сентября поэтапно отправили на дистанционку учеников 75 школ. Всего на начало октября в регионе дистанционно учатся почти 85 тыс. ребят, 240 школ находятся на карантине из-за выявленных случаев ковида среди учеников.

По обе стороны учебного процесса

Многие школьники восприняли дистанционку с энтузиазмом: в школу ходить не надо. Но родители сомневаются, будет ли от такой учебы польза.

«Если сравнивать с тем, как учились в 2020 году, это просто прорыв. Во время первого дистанта у нас уроков как таковых почти не было: у учителя не было лишнего компьютера, чтобы вести уроки в зуме (Zoom – платформа для видеоконференцсвязи – прим. ЕАН), она в основном давала задания, их нужно было выполнять, а фото отправлять ей. Родителям приходилось самим объяснять какие-то вещи. Теперь, когда сын перешел в 5 класс, проводят полноценные уроки, даже физкультуру, по видеосвязи, но часто бывают сбои, что-то не работает. Например, сегодня «пропали» два урока английского, похоже, что-то с компьютером учителя, но никто не сообщил причину. Мне кажется, дети воспринимают такую учебу как игру», - рассказал отец уфимского школьника Рамиль. 

 Мать восьмиклассника, уфимка Айгуль, считает, что в этом году школа безответственно подошла к организации учебного процесса:

 «Важные предметы: русский язык, литература, история, обществознание, биология, ОБЖ вообще не проводят, ссылаясь на болезни и нехватку учителей. Скоро конец первой четверти, оценок по ним нет. Зато олимпиады проводят дистанционно, как будто это важнее учебной программы. Стандартный урок в зуме, откуда «вылетают» то дети, то учителя, потом домашнюю работу делают дети в тетрадях и высылают фото учителю, вот и все занятия. По-моему, дистанционный формат никак не улучшили», - сообщила она.

По словам собеседницы, в их школе поинтересовались, у всех ли дома есть компьютеры для дистанционных занятий, проблемы оказались в одной из семей, но гаджет им не предложили, ученице дают задание, она делает его и отправляет учителям, зато отсутствие на видеоуроках не отмечают как прогул.

 Преподаватель истории одной из уфимских школ, победитель республиканского конкурса «Учитель года 2016» Сергей Переверзев считает, что дистанционный формат - своевременная мера, а учеба идет нормально.

 «Ковид-госпитали переполнены, много учителей слегло, поэтому дефицит кадров, конечно, есть. С методической точки зрения система образования оказалась готова – процесс идет, качество знаний, на мой взгляд, не страдает, - заметил Переверзев. 

По мнению учителя, если дистанционка затянется на неопределенный срок, на качестве знаний школьников это не отразится.

«Школа не решает проблему знаний, она служит целенаправленной социализации ребенка. Родители в соцсетях раздувают проблему до вселенских масштабов, что молодое поколение деградирует, будет неграмотным. Это не так. Знания, информацию можно добыть из многих источников, в интернете большой выбор. Если учитель, который ведет урок, не нравится, можно найти большое количество готового контента, дефицита информации нет, - уверен он. 

Дистант не проходит бесследно

Сколько продлится дистанционная учеба в школах Башкирии, пока неизвестно. По мнению министра образования Айбулата Хажина, мера оказалась эффективной и закрывать все школы не планируется.

- Результат есть, в последние дни мы наблюдаем снижение числа заболевших COVID-19 среди детей, не вижу необходимости вводить дистанционное обучение в других школах, - сообщил министр на совещании в правительстве 4 октября.

По словам заместителя мэра Уфы по гуманитарным вопросам Гуллярии Ялчикаевой, количество школ, переведенных на дистант, может увеличиться или уменьшиться в зависимости от темпов заболеваемости. Глава администрации Белорецкого района Андрей Иванюта предложил продлить дистанционный формат учебы до конца года. Он считает, что детям так учиться неудобно, а виноваты в этом взрослые: родители и учителя, которые не привились. Если они не одумаются, придется принимать непопулярные меры.

Декан факультета психологии Башгосуниверситета Ирина Хох сослалась на результаты исследований психологами влияния дистанционного обучения на детей. Среди негативных эффектов специалисты отмечают нарушения сна, аппетита, депрессивное состояние.

«Дети и так много времени проводят за компьютерами, в виртуальной реальности, а в школе у них есть возможность общаться со сверстниками, вместе решать какие-то вопросы. Когда такого общения нет, формируются социальные страхи, люди стараются меньше контактировать друг с другом», - пояснила эксперт.

По словам психолога, находясь дома или в школе, ребенок примеряет на себя разные социальные роли: члена семьи, ученика. Когда дом становится школой, это негативно сказывается на психике, в аналогичной ситуации оказываются и взрослые, вынужденные уйти на удаленку.

«Когда границы между ролями стираются, человеку тяжело психологически. Кроме того, ребенок вынужден много времени проводить за электронными устройствами, что во многих семьях обычно ограничивают. Когда ребенок сидит, не моргая, за компьютером, ссутулившись, возникают дополнительные проблемы для здоровья. Я понимаю, что для введения дистанта есть объективные обстоятельства, но в целом ребенок как незрелая личность воспринимает эти события как стресс неопределенности, в которых не он управляет обстоятельствами, а наоборот», - считает Ирина Хох.

Роман Якимчук

Источник фото: сайт администрации Уфы
Комментировать