November 21, 2018, 06:50 AM

Экономика скорости: почему ВСМ должна появиться на Урале даже без «Экспо»

Урал замер в ожидании – на этой неделе решится судьба заявки Екатеринбурга на проведение всемирной выставки «Экспо-2025». Очевидно, что в случае победы выставка притянет инвестиции и ускорит развитие не только Свердловской области и ее административного центра, но и соседей, в первую очередь - Челябинска.

В частности, до 99% возрастет вероятность быстрого строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали между уральскими мегаполисами. Предполагается, что ВСМ объединит в общую среду международные аэропорты Кольцово и Баландино, гостиницы и выставочные площади городов. Магистраль станет инструментом балансировки пиковой нагрузки на столицу Среднего Урала и позволит при рациональном использовании ресурсов принять в течение года несколько десятков миллионов гостей.

Однако построить ВСМ необходимо будет и в том случае, если заявка Екатеринбурга на «Экспо» проиграет. Почему – читайте в материале ЕАН.

В первую очередь, обрисуем основные параметры инфраструктурного мегапроекта. ВСМ Челябинск - Екатеринбург будет представлять собой двухпутную магистраль протяженностью около 218 км. Курсировать по ней будут два типа поездов -  высокоскоростные (ВСП) со скоростью движения до 300 км/ч и ускоренные региональные поезда (УРП) со скоростью движения до 160 км/ч. ВСП будут иметь только две промежуточные остановки – аэропорты Баландино и Кольцово. УРП дополнительно будут останавливаться на станциях Снежинск и Сысерть. Время в пути первых - 1 час 10 минут, вторых – около двух часов.

Подготовкой к реализации проекта занимается специально созданное хозяйственное партнерство «Уральская скоростная магистраль», учрежденное Челябинской и Свердловской областями, связанное с РЖД ООО “РВМ высокоскоростные магистрали”, Магнитогорским меткомбинатом, РМК и ЧТПЗ.  Согласно предварительной оценке экспертов, строительство ВСМ обойдется в 365 млрд рублей. По условиям концессионного соглашения, концессионер (ХП «УСМ») обязуется за счет собственных и заемных средств, а также субсидий спроектировать и построить УВСМ и далее осуществлять ее эксплуатацию в течение 25 лет.

Здесь важно отметить, что, хотя в число учредителей УСМ вошли несколько крупных предприятий, ни одно из них не готово выступить в качестве основного инвестора. Ранее переговорный процесс по проекту начинался с такими восточными гигантами, как Hyundai Rotem и China Railway Group Limited. Их интерес обусловлен, в частности, тем фактом, что уральская ВСМ станет частью трансконтинентального транспортного коридора “Евразия”, который протянется через Пекин, Москву и Берлин.

Однако пока конкретных ответов по финансированию не получено. На данный момент поиск инвестора продолжается. Также команда проекта активно готовится к запуску проектирования – ведет переговоры с проектными институтами, инжиниринговыми компаниями, технологическими и финансовыми партнерами.

 

«Стадия обоснования инвестиций завершена, получено положительное заключение технологического и ценового аудита. Наша следующая первоочередная задача – завершить формирование консорциума партнеров для стадий проектирования и строительства. Мы рассчитываем запустить изыскания и разработку проектной документации в 2019 году, чтобы выдержать стратегические сроки реализации проекта, получить заключение Главгосэкспертизы до конца 2020 года и выйти на строительство в 2021 году»

, – отмечает гендиректор хозяйственного партнерства УСМ Сергей Бревнов.

Если говорить о государственном участии, то ВСМ Челябинск - Екатеринбург была включена в федеральный комплексный план развития инфраструктуры. Однако название проекта снабжено звездочкой: есть условие, что строиться высокоскоростная магистраль будет либо на деньги частных инвесторов, либо за счет бюджета - если инициаторам удастся доказать социально-экономическую эффективность этой магистрали.

 

Обоснование, к слову, готово давно. Cогласно cодержащимся в нем данным, в 2021 – 2034 годах валовой региональный продукт (ВРП) Челябинской области увеличится за счет эксплуатации высокоскоростной магистрали на 0,9 трлн рублей, а ВРП Свердловской области – на 1,12 трлн, еще на 0,1 трлн рублей увеличится валовой продукт других регионов.

Остается надеяться, что цифры устроят правительственную комиссию по транспорту, которая утверждает план в окончательной редакции.

Что касается неправительственных наблюдателей и экспертов, то необходимость строительства ВСМ, пусть и с большим, чем предполагалось изначально, участием государства, не оставляет сомнений у большинства.

Дубровский: ВСМ не помешает модернизации Баландино

«Объединив Челябинск и Екатеринбург, мы сможем создать третий в стране экономический центр, который будет конкурировать с Санкт-Петербургом, - указывает президент Центра экономики инфраструктуры, кандидат экономических наук Владимир Косой. - Мы перешли в условия рыночной экономики, и все производство, бизнес, обслуживание стали концентрироваться там, где мы получаем максимальную добавочную стоимость. Это привело к тому, что Москва и Санкт-Петербург сконцентрировали на себе более 25% формирующегося валового национального продукта. Одной из задач, озвученных в послании президента, стала некоторая смена приоритетов пространственного развития. Мы не можем идти против объективных экономических законов, но, используя высокоскоростной транспорт, мы можем влиять на то, как будет концентрироваться население страны».

Один из главных лоббистов проекта губернатор Челябинской области Борис Дубровский указывает на то, что регионы-участники и уральский бизнес увидят экономический эффект от мегастройки уже на старте работ.

«В наших двух областях есть все буквально, чтобы ВСМ строить: есть 100-метровые рельсы на «Мечеле», высокоскоростные поезда группы «Синара», она уже сейчас готовится к локализации производства подвижного состава, который сможет двигаться на скорости за 250 км/ч, производство меди, из нее могли бы делать контактный провод, который не делается сейчас в России, у нас есть возможность производства крепления верхнего строения путей, балансный – небалансный путь – это уже тоже решение за проектантами. У меня такая логика в этом проекте. А наш эффект – эффект для граждан – агломерация, мобильность, возможность жить в этой огромной развитой территории качественно, интересно, творчески», - считает руководитель региона.

C ним солидарен представитель Свердловской области Александр Высокинский, ранее курировавший проект в качестве вице-премьера: “Мы планируем, что до 80% потребности в строительных материалах и высокотехнологичном оборудовании будут закрыты нашими промышленными предприятиями. Рельсы в состоянии произвести челябинский завод, арматуру и всю кабельную продукцию — УГМК, а «Синара» производит «Ласточки», о которых мечтает большая часть страны. Это наши рабочие места, это наши налоги, это наши рост и объем промышленного производства”.

Независимый эксперт в сфере логистики, совладелец ГК “Лорри” Александр Трахтенберг считает, что участок ВСМ между Челябинском и Екатеринбургом желательно построить раньше других “кусочков” “Евразии” на территории России – или хотя бы одновременно с участком Москва - Казань.

“Если строить последовательно участок за участком, начиная от Москвы, то ВСМ между Екатеринбургом и Челябинском появится только лет через 15-20.

 

Но нужно понимать, что магистраль между Екатеринбургом и Челябинском в разы более ценна для народного хозяйства, чем, например, участок между Казанью и Екатеринбургом. Дело в том, что расстояние между границами Большого Екатеринбурга и Большого Челябинска составляет около 100 км. Это уникальный пример, когда крупные промышленные центры расположены так близко друг к другу. ВСМ превратит их в настоящую коннурбацию – экономическую единицу c населением в 5 млн человек, заметную уже в мировых масштабах

, - считает эксперт.

Агентство ЕАН продолжит следить за ходом реализации проекта.

ФОТО: www.mineconom74.ru  www.gubernator74.ru 

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+