March 25, 2016, 6:45 AM

Эксперты: магазины бытовой техники будут балансировать на грани выживания

Маленьким компаниям придется примыкать к крупным или уходить с рынка.

Интернет-продавцов бытовой техники в этом году ждут непростые времена. Падение платежеспособности клиентов и рост цен приведут к снижению спроса, передает корреспондент агентства ЕАН. И если крупные продавцы попытаются остаться на плаву за счет объединения онлайна и оффлайна, то для небольших участников рынка эти инструменты недоступны.

Тренды: закупки впрок и экономия



Электронная коммерция вошла в новый 2016 год довольно спокойно. По данным федеральной конференции eCommerce Weekend, рынок показал рост в 16 процентов, с поправкой на инфляцию – 3 процента, но это все-таки положительный результат. Речь идет не только о бытовой технике, это сводные данные по отрасли в целом.

В сегменте продаж бытовой техники (онлайн и оффлайн) также отмечен рост спроса в начале 2016 года. Впрочем, аналитики компании Euromonitor International отмечали, что ажиотаж временный и связан с нестабильностью на валютном рынке. Вслед за подъемом придет неизбежное снижение.

Глава одного из департаментов «Panasonic Россия» Дмитрий Романов в комментариях российской прессе в феврале этого года прогнозировал 10 – 15-процентное удорожание товаров в сегменте бытовой техники. В сочетании с уменьшением доходов все это приведет к уменьшению покупок.

В 2016 году рынок бытовой техники остается зависимым от экономической ситуации в стране, и основной тренд потребителей – это все же не закупки впрок, а экономия, считают в компании «М.Видео».


«Покупатели изменили модель потребления техники и электроники, продлевая срок пользования при ее удовлетворительном рабочем состоянии, они стали более практично походить к выбору техники, предпочитая товары брендов с проверенной репутацией», - прокомментировали ЕАН ситуацию в пресс-службе «М.Видео».

Крупные ритейлеры: онлайн vs оффлайн



Крупнейшие ритейлеры бытовой техники, еще два года назад развивавшие направления онлайн- и оффлайн-продаж как параллельные и даже конкурирующие, приходят к выводу, что при падении спроса нет смысла разрываться, и объединяют их.

Оффлайн сейчас все больше уходит в гибридные или омниканальные модели, когда покупатель может купить товар у любимого магазина по одной и той же цене через любой канал: приложение, сайт, колл-центр, оффлайновый магазин, отметил в разговоре с ЕАН
руководитель уральского интернет-магазина E96.ru Борис Лепинских.

«Возможно, что оффлайновые магазины не будут с гигантскими площадями, как раньше (тренд на сокращение площадей и максимизацию прибыли с квадратного метра есть у всех ведущих ритейлеров), но они точно останутся. Потому что есть категория потребителей-кинестетиков, которым важно пощупать товар перед покупкой», - считает Борис Лепинских.

Омниканальную модель активно внедряет компания «М.Видео».


«Для нас итоги прошлого года подтверждают правильность выбранного курса на неуклонное развитие омни-модели, стирающей границы между онлайном и оффлайном в покупательском опыте. Когда мы говорим об интернет-продажах, мы имеем в виду так называемую модель OBS (online based sales). Сейчас более 50 процентов наших покупателей начинают свою коммуникацию с компанией именно в Интернете – зайдя на сайт для выбора товара, оплатив его или выбрав оплату по факту получения товара и заказав в онлайне либо доставку товара, либо его самовывоз из магазина. Поэтому мы не разделяем эти два направления, более того, развиваем их вкупе», - отметили в «М.Видео».

О внедрении мультиканальной модели в прошлом году объявила компания «Техносила». Онлайн-торговлю наряду с оффлайновыми салонами развивает и сеть «Эльдорадо». Вице-президент по операционной деятельности «Эльдорадо» Павел Новак в интервью изданию РБК сообщал, что за 10 месяцев 2015 года компании удалось нарастить долю онлайн-продаж до 15 процентов и на достигнутом там не намерены останавливаться.


Глава представительства в уральском регионе одного из крупных производителей бытовой техники в разговоре с ЕАН оценил работу и онлайн, и оффлайн продаж критически: и там, и там есть свои проблемы, и ситуация будет сложной везде. В этом свете объединение выглядит целесообразным. Однако прорыва в онлайне, которого ожидали раньше, не произойдет.

Мелкие игроки: уход с рынка или объединение



Совмещение онлайна с оффлайновыми точками продаж по карману лишь крупным игрокам. Для локальных «малышей», у которых часто кроме пары сотрудников и сайта нет ничего, такие проекты неподъемны, отмечают участники рынка.

«Вообще сейчас мелкие игроки зарабатывают не на продаже техники – все это фикция. Большинство получают прибыль за счет обналичивания и дополнительных услуг, например, доставки», - говорит анонимный собеседник ЕАН.

По мнению спикера, если нынешнее положение дел не изменится, то многие небольшие компании примут в этом году решение уйти с рынка.

В «М.Видео» отмечают, что строить прогнозы об уходе игроков с рынка в нынешних реалиях крайне сложно.

Для тех же, кто решил остаться на плаву, оптимальным решением будет объединение с крупными федеральными компаниями. Однако последним приобретение региональных игроков не слишком интересно, считает анонимный собеседник ЕАН.

И интеграция уральского ритейлера Е96.ru с компанией «Техносила», объявленная около месяца назад, возможно, первая и последняя громкая сделка этого года.

Борис Лепинских прогнозирует, что укрупнение игроков продолжится, пока не сформируется четкая пятерка лидеров. Уже сегодня топ-100 e-commerce России контролируют более 50 процентов продаж. Дальше эта пропорция станет еще больше.

Эксперты отмечают, что одновременно с уходом интернет-магазинов в России может сократиться и количество оптовых поставщиков, с которыми у многих ритейлеров были налаженные связи. Это усугубит проблемы на рынке бытовой техники. Европейско-Азиатские Новости.

Комментировать