November 29, 2018, 9:25 AM

Финансирование «Титановой долины» отложено до февраля

Вопрос о финансировании управляющей компании особой экономической зоны «Титановая долина» отложен на три месяца. Депутаты, по их словам, так и не поняли, на что именно у них просят деньги, и решили проверить обоснованность заявки. Подробности – в материале ЕАН.

Сегодня бюджетный комитет Законодательного собрания Свердловской области подвел итог работы согласительных комиссий по балансировке проекта бюджета на следующий год. Вопрос о выделении 100 млн рублей на финансирование деятельности УК «Титановой долины» так и не получил одобрения депутатов.

 

«Очень много было обсуждений. И хотя были некоторые сомнения, надо ли продолжать проект, останавливать развитие кластера нельзя. Вложены миллиарды средств - пора уже выходить на финишную прямую и начать получать прибыль.

Но вопрос возник по тем, кто занимается обеспечением работы «Титановой долины», – они все время просят денег не на развитие, а на себя. Мы попросили их представить раскладку по расходам – получаем полуслепые документы, невнятные, пересекающиеся статьи расходов. Ну и потом, то, что они закладывают для себя зарплаты на уровне госслужащих, - у нас тут, в Заксобрании, немногие такие зарплаты получают, а там они хотят по 60-70 тыс. в месяц», - пояснил корреспонденту ЕАН природу скепсиса депутатов председатель бюджетного комитета Заксобрания Владимир Терешков.

 

По итогам обсуждений депутаты постановили, что решение о финансировании УК будет принято лишь после ее проверки Счетной палатой.

Как уточнил Владимир Терешков, сама проверка назначена на январь, ее итоги планируется подвести в феврале. Будет изучена обоснованность заявленных расходов, и от решения аудиторов будет зависеть итоговая сумма, которую получит компания.

В УК «Титановая долина» претензии депутатов корректными не считают. ЕАН задал вопросы, которые чаще всего звучат применительно к работе особой экономической зоны, первому заместителю гендиректора УК Андрею Антипову.

- Депутаты не захотели давать вам денег, многие говорят, что так и не поняли, на что именно вы будете их тратить.

- Давайте поймем, что такое управляющая компания. Базово все УК промышленно-производственного типа особых экономических зон выполняют три функции: строительство инфраструктуры, привлечение резидентов, чтобы на этой инфраструктуре появились промышленные компании и создали свои производства, и третья — эксплуатация этих объектов.

Это наши обязанности. Вот мы построили, зашли резиденты, запустили свое производство — началась их текущая деятельность. Мы как управляющая компания пытаемся продавать свои услуги: очистку общей территории, очистка их территории, обслуживание их систем вентиляции, электрических сетей и так далее. От резидентов за это мы получим 5 млн рублей.

- В заявке для Заксобрания у вас доход за год указан 60 млн…

- Из них 36 — от сдачи в аренду имущественного комплекса. Мы приобрели в этом году во второй очереди (площадка «Уктус», на которой до того несколько лет шло развитие предприятия по производству самолетов для гражданской авиации, - прим. ЕАН) имущественный комплекс. Часть из этих зданий мы сдаем в аренду. Порядка 8 млн - доход по продаже ресурсов. То есть у нас есть тарифы на воду, на очистку стоков, на электроэнергию, и получаем с этого доход. Из них 5 млн - доход от продажи услуг управляющей компании: уборка территории, обслуживание сетей и тому подобное.

И порядка 24 млн — это проценты по депозитам, которые мы планируем получить от размещенных в банках денег. Мы получаем бюджетные инвестиции, одномоментно они не тратятся, и, оперируя размещением этих денег в банках, мы зарабатываем на процентах.

- 24 млн по процентам — это с какой суммы?

- Это порядка 513 млн, это наш остаток, который мы размещаем. Условно: это деньги, расписанные по контрактам, которые мы уже заключили, спланировали некие объемы выполнения, которые обязаны оплатить. Увы, невозможно эти 500 млн разместить в банках на год, это было бы идеально, но невозможно.

- То есть полгода где-то эти деньги будут лежать на счетах под проценты?

- Скорее, три месяца. Потом, когда начнем платить по контрактам, сумма начнет уменьшаться.

- Хорошо. Почему собственный доход УК всего 5 млн — почему так мало?

- Мы не можем сказать резиденту, что вот ты зашел на площадку и обязан пользоваться услугами управляющей компании, должен платить миллион рублей в месяц за это, не получается так. Он говорит: эта услуга мне не нужна, я сам себе дорожки на площадке почищу. Чем больше будет резидентов на территории (сейчас их только три и еще один должен запустить производство до конца года), тем больше услуг мы сможем продавать и эта составляющая будет расти.

- Если резидентам не нужны услуги управляющей компании, может быть, и не надо содержать персонал на это? Предоставить площадку, а дальше сами пусть крутятся..

- Есть земли общего пользования, есть общие дороги, которые надо чистить, есть общие сети, которые надо обслуживать. И мы обязаны все это обслуживать, вплоть до замены лампочек в фонарях у дорог и стрижки газонов. Нужно содержать охрану территории, потому что иначе у нас нельзя, все растащат.

- Вы сказали, что при заполнении первой очереди объем доходов от продажи услуг УК составит 23 млн — это окупит затраты на дворников, электриков и прочего персонала, который обслуживает площадку?

- Нет. Объем затрат на эксплуатацию по двум очередям - порядка 74 млн рублей. Из них 10 — затраты по офису. То есть затраты на эксплуатации площадок — 60 млн рублей. И это без зарплаты, она в эту сумму не включена.

- То есть без зарплат дворников и электриков? И без ваших? Кстати, откуда взялось желание приравнять зарплаты руководства УК к зарплатам на госслужбе? Депутатов это особенно возмущает.

- Зарплаты - отдельная статья расходов.

 

Все наши зарплатные позиции начиная с этого года действительно должны быть приравнены к соответствующим должностям в правительстве. Но эта не наша идея, а позиция контролирующих органов.

И в результате общий фонд у нас получился около 57 млн рублей.

- То есть это идея минфина?

- Да. И у нас фонд в результате сократился. К примеру, существует методика. Электрики, дворники, обслуживающий персонал по этой методике должны получать 11 тыс. рублей. А сейчас они получает 35 тыс. рублей — это рыночный уровень. За 11 тыс. рублей мы никого не найдем и будем вынуждены изыскивать какие-то варианты. Минфин нам сказал, что готов компенсировать только 11 тыс. из 35, а остальное, говорит, «ваши проблемы, думайте сами».

- Хорошо. У электриков зарплата при приведении в соответствие со штатным расписанием правительства сокращается в три раза. А у руководителей «Титановой долины» на сколько?

- Фактические оклады по высшему персоналу соответствуют министерским. Это максимум 200 тыс. При этом наш руководитель Артемий Кызласов, к примеру. получает меньше министра. Объем затрат на зарплату, который у нас есть реальный: по первой очереди у нас в год — 13,7 млн. По расчетам минфина должно быть 7,8. По второй очереди есть 8,5 — получилось 5,6.

- Так, то есть вот 13,7 млн — это затраты на персонал, продавая услуги которого вы заработали 5 млн от резидентов первой очереди?

- Да.

 

 

- То есть без сдачи в аренду помещений «Титановая долина» вообще ничего не приносит?
- А из чего приносить? Основной доход — 5 млн, которые приносит пока продажа услуг резидентам первой очереди.

Пока это всего три завода, еще два сейчас строятся, по мере заполнения площадки эта сумма будет расти.

- Возникает логичный вопрос: 8 лет у вас что-то строится, потрачены миллиарды и с этих вложений - всего 5 млн прибыли в год?

- Не надо так воспринимать, там вообще не может быть прибыли. Какая может быть прибыль у компании, которая только занимается стройкой и имеет только расходную часть? ОЭЗ создается для того, чтобы в депрессивные территории приходили промышленные предприятия, которые развивали бы новые отрасли в регионе, начинали бы работать, создавать рабочие места, платить зарплату, налоги. Окупаемость этого проекта оценивается исходя из объема налоговых поступлений за время существования предприятия.

- И сколько налогов уже заплачено?

- Фактически на сегодняшний день резидентами заплачено 204 млн налогов. Но надо понимать, что только в этом году резиденты вышли на стадию промышленной эксплуатации. До этого там просто не было сетей, поскольку финансирование осуществлялось неравномерно и не в полном объеме. Изначально там объем финансирования предполагался 9,6 млрд — сейчас там 3,6, из которых 1 млрд — это федеральные деньги. Мы построили сегодня всю необходимую инфраструктуру, существенно сократив затраты.

- 204 млн — это за какой период получается?

- За два года. Возможность запустить производства у резидентов появилась в прошлом году.

- А когда остальное?

- К 2027 году у нас на обеих площадках должно быть 22 резидента, 3,5 тыс. рабочих мест (2,3 тыс. на первой площадке), 21 млрд рублей налогов (14 млрд — на первой площадке) и 25 млрд — инвестиций от резидентов.

- Есть тезисы про неэффективность расходования средств в «Титановой долине», которые уже стали своеобразными мемами. К примеру: вы тратите по 4 млн в год на аренду офиса в БЦ «Высоцкий». Нельзя найти офис дешевле?

- В перспективе мы планируем весь офис перевезти непосредственно на производственную площадку. Помещение для этого есть, но его надо отремонтировать — там сейчас бежит крыша и на втором этаже там банально нет электричества, это опасно.

- Руководители «Долины» летают исключительно бизнес-классом, что опять же злит депутатов.

- Я лично не летаю. У гендиректора нашего — да, бывает, но это за свой счет. Покупается билет эконом-класса, но поскольку у него большой налет — у него платиновая карта авиакомпании, и «апгрейд» делается бесплатно или за свой счет, бюджету это ничего не стоит, за бюджетные средства покупается только место в эконом-классе.