May 12, 2016, 11:49 AM

Михаил Черепанов, СОСПП: «Жирок», скопленный производителями до кризиса, закончился»

Только 20 процентов свердловских предприятий смогли развиться в кризис, отмечает руководитель крупнейшего регионального бизнес-объединения.

Последние полтора года дались свердловскому бизнесу непросто. О том, что беспокоит свердловских промышленников сейчас и решением каких проблем занимается бизнес-сообщество совместно с региональной властью, корреспонденту агентства ЕАН рассказал первый вице-президент Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей Михаил Черепанов.

- Михаил Григорьевич, не так давно прошли годовые заседания Российского союза промышленников и предпринимателей и свердловского регионального отделения. Отличались ли проблемы, обсуждаемые предпринимательским сообществом, на областном и общероссийском уровнях?

- И да, и нет. Вопросы, поднятые на заседании РСПП, актуальны для нас во многом. Я имею в виду улучшение инвестклимата, снижение административных барьеров, коррупции, работу по оценке регулирующего воздействия. Однако такие темы, как формирование федерального законодательства или деофшоризация, для свердловского бизнеса не столь актуальны, что естественно. Участников СОСПП проблема местных дорог, к примеру, беспокоит гораздо больше.

- Как в этом году чувствуют себя свердловские производители? Многие ли смогли выбраться из кризисного шока, произошедшего полтора года назад?

- Сейчас «жирок», скопленный производителями до кризиса, практически закончился. Часть предприятий в свое время восприняла стрессовую ситуацию как возможность выхода на новые рынки и смогла продвинуться за эти полтора года. Это процентов 15 от общего количества региональных производителей. Но многие работают на выживание, и, по нашей оценке, в такой ситуации стабильно находятся 50-60 процентов предприятий. Двадцати процентам региональных производителей стало хуже.

- Какие отрасли на подъеме, какие в аутсайдерах?

- «Хоронить» целые отрасли я бы не стал. В любой сфере есть компании, которые развиваются, и компании, которые стагнируют. На мой взгляд, больше возможностей ранее было в лесопереработке, хотя в целом перспективы для расширения этого бизнеса есть и сейчас. Преуспевающих предприятий много в агросекторе, цветной металлургии. Вместе с гособоронзаказом развивается обрабатывающая отрасль. Но здесь есть серьезная проблема: вместе с объемами заказа растут и неплатежи. К сожалению, государство сейчас является основным должником и создает проблемы для развития предприятий. С этой негативной тенденцией необходимо бороться.

- На прошедшем областном заседании в ходе голосования выяснилось, что в нашем регионе предприниматели оценивают ситуацию более негативно, чем в соседних. На ваш взгляд, какие причины формируют такое отношение?

- Уточню: сравнение региональных показателей шло не с общероссийскими, а с теми, что в Уральском федеральном округе. Свердловская область оказалась второй в рейтинге после Тюменской по оценке условий для развития. Среди пяти регионов УрФО это по сути середина. Как относиться к этому? Вспомню известную притчу про то, что стакан может быть наполовину пуст, а может быть наполовину полон. С одной стороны, ситуация не хуже, чем у соседей, с другой – наша область на особом месте. Это исторически промышленно развитый регион, насыщенный рабочими кадрами. И находиться в середине списка с учетом этого факта – неважный результат. Для улучшения ситуации надо серьезно работать на уровне муниципалитетов. Такие города, как Верхняя Пышма, Березовский, Новоуральск, заинтересованы в привлечении инвесторов. Но есть и немало территорий, где бизнес для главы – обуза, с которой надо возиться. А ведь для инвестора важно не только наличие дорог, газоснабжения, но и в первую очередь политика руководства.

- На заседании СОСПП большое внимание было уделено мерам поддержки бизнеса. Будут ли внедрены какие-то новые инструменты в регионе после прошедших дискуссий?

- Лучше адресовать этот вопрос власти. Я могу лишь сказать об отношении региональных промышленников и предпринимателей к мерам поддержки. В этом году данная тема стала, согласно опросам СОСПП, главной проблемой, которую хотели бы обсудить предприниматели. Многие представители бизнеса не удовлетворены теми мерами, которые сегодня сформированы и на федеральном, и на региональном уровне. Лично я думаю, что в этой оценке есть определенная эмоциональная окраска. Сколько бы власть ни помогала бизнесу, достаточно не будет никогда.

Одна из задач свердловского правительства на ближайшее время — это создание «антикризисного плана» региона. Власть не любит так называть этот документ, но такая формулировка лучше всего характеризует цель документа. Основные инструменты поддержки в рамках этого антикризисного плана — это помощь в оборотных средствах, НИОКР, субсидирование ставки, открытие рынка кредитования для малого и среднего бизнеса. Ряд инструментов поддержки бизнеса работает неплохо, но другая часть забюрократизирована, и необходимо уменьшить для бизнеса трудности в получении средств. Еще одна задача на уровне области — формирование регионального фонда развития промышленности, аналога федеральной структуры.

- На ваш взгляд, насколько эффективны невозвратные меры поддержки? Глава Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства Евгений Копелян недавно заявил о намерении отказаться от них.

- С позиции сегодняшнего дня такие меры, возможно, не самая плохая идея. Зачастую деньги уходят к тем, кто уже не поднимется, у кого нет экономических основ для того, чтобы подняться. Помогать всем — это тупиковый путь. Оказывать поддержку нужно тем, кто выживает и поднимается. Так что возвратные инструменты лучше — они стимулируют бизнес на эффективную работу.

- До 2014 года существовал план поддержки бизнеса, в том числе там был план развития технопарков. Сейчас в сфере технопарков дела идут не столь позитивно. В частности, недавно стало известно о том, что химпарк «Тагил» планирует переводиться на неполный рабочий день. Насколько успешной вы считаете практику работы технопарков?

- Пока ни к этому, ни к другим приоритетным проектам, например, к «Титановой долине», очередь из инвесторов не выстроилась. Это объективный процесс, связанный с экономической ситуацией. Все замерли, все опасаются рисков. До кризиса технопарки возникали едва ли не в каждом городе. Любое предприятие, при котором были свободные площади, пыталось развить подобные проекты. Со временем оказалось, что предложений существенно больше, чем инвесторов. Региональные власти ограничили список финансируемых технопарков из-за нехватки средств, оставив около пяти проектов. И территории попали в естественный отбор. Кто-то перешел к сдаче площадок в аренду, какие-то проекты вообще закрылись. В целом это нормальный процесс.

- Какова ситуация с кредитованием бизнеса? Полтора года назад банки резко ограничили финансирование корпоративных клиентов.

- Я не сказал бы, что ситуация улучшилась. Скорее, люди привыкли к шоку. Теперь в ходу выражение «новая экономическая реальность», на мой взгляд, это синоним слова кризис. Ставка Центробанка по-прежнему высока. Для того, чтобы бизнесу брать кредиты, необходима очень высокая доходность. С другой стороны, банки — это тоже бизнес, и мы должны заботиться и об их развитии тоже. Эта сфера бизнес также страдает от неплатежей по кредитам, большого количества непрофильных активов, использовавшихся предпринимателями в качестве залогов.

- Хотелось бы узнать про участие СОСПП в выставке «Иннопром». Чего стоит ожидать в этом году?

- Раньше наше участие в этих процессах было существенно больше, нежели сегодня, когда выставка вышла на федеральный уровень. С одной стороны, сегодня к деловой части мероприятия подключаются федеральные стейкхолдеры, и нам попасть со своими предложениями становится все сложнее. С другой – внимание организаторов выставки к нам все меньше. В этом году мы сосредоточились на проведении на «Иннопроме» уже традиционного саммита, посвященного вопросам технического регулирования и стандартизации. Ожидаем не меньше сотни участников со всей страны.

Беседовала Мария Мехоношина, Европейско-Азиатские Новости.

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+