November 12, 2015, 9:18 AM

Провайдеры считают убытки: фиксированный Интернет в кризис в России дешевеет

Чтобы удержаться на плаву, операторам необходимо переходить на новую модель работы с клиентами.

Рынок широкополосного доступа в Интернет в России близок к стагнации, и операторам связи необходимо переходить на новую модель работы с клиентами, чтобы удержаться на плаву. Эксперты отрасли обсудили тенденции развития на прошедшей в Екатеринбурге конференции «Рыбное место», передает корреспондент агентства ЕАН.

Уменьшение выручки и кризис не дают провайдерам развиваться



Замедление развития рынка в первую очередь заметно по показателям прироста абонентской базы. Генеральный директор информационного агентства TelecomDailyДенис Кусков отметил, что в прошлые годы квартальный прирост операторов связи составлял 350-400 тысяч абонентов. В этом году увеличения на 350 тысяч клиентов удалось достичь только по итогам трех кварталов.

Тенденция объясняется насыщением рынка – по данным агентства на третий квартал 2015 года, уровень проникновения широкополосного доступа в Интернет (ШПД) составляет 54 процента, или 29,25 миллиона домохозяйств России.

Еще одной причиной замедления стал кризис и неблагоприятная экономическая ситуация у многих провайдеров, из-за чего далеко не все из них могут позволить себе освоение новых территорий и сосредотачиваются уже на существующих клиентах. Не факт, что положение дел изменится к лучшему в ближайшее время.

Демпинг для многих компаний – это главный инструмент привлечения клиентов. Правда, такой вариант часто приводит не к увеличению прибыли, а к работе «в ноль» или вообще к убыткам.

Ситуацию также усложняет падение средней выручки на одного пользователя –ARPU (average revenue per user, — прим. ЕАН). За последние 10 лет этот показатель сократился у российских операторов ШПД втрое и сейчас в среднем по стране составляет около 360 рублей. На фоне усиливающейся конкуренции операторы вынуждены предлагать все большее количество услуг за меньшие деньги. Сейчас конкурентоспособные тарифы операторов ШПД подразумевают безлимитный трафик, а ежемесячный платеж зависит от скорости соединения.

Тенденция удешевления тарифов продолжится в ближайшем будущем, прогнозирует Денис Кусков. ARPU в 360 рублей, скорее всего, продержится до конца 2015 года и в 2016 снизится еще на пару десятков рублей.

Директор департамента ТВ и контента аналитического агентства J`son & Partners Consulting Дмитрий Колесов считает, что демпинг для многих компаний – это главный инструмент привлечения клиентов. Правда, такой вариант часто приводит не к увеличению прибыли, а к работе «в ноль» или вообще к убыткам.

По данным Яндекса, сейчас самый дорогой доступ к фиксированному Интернету зарегистрирован на Дальнем Востоке. Этот регион уже несколько лет удерживает статус лидера по уровню тарифов. Самые дешевые тарифы там обходятся в среднем в 600 рублей в месяц.

Самый дешевый и быстрый Интернет в Москве и Санкт-Петербурге. Там за 300 рублей можно рассчитывать на скорость в 15-20 мегабит в секунду.

В Уральском федеральном округе, по данным компании Яндекс и интернет-провайдеров, доступ в Глобальную сеть на Урале стоит несколько дороже, чем в среднем по России, – около 400 рублей в месяц. Скорость загрузки данных в УрФО также средняя по стране – около 20 мегабит в секунду.

Прогнозы: уход с рынка небольших провайдеров и потакание клиентам


На пятерку крупнейших игроков, в числе которых Ростелеком, Эр-Телеком, МТС, Вымпелком, ТТК, приходится 68 процентов всей абонентской базы в России. Это основные драйверы роста абонентской базы в стране.

Конкуренция между операторами связи усилится, считает глава «Телеком Дейли». По его словам, вероятно, что в ближайшие пару лет на десятку компаний будет приходиться около 90 процентов рынка ШПД в России и многим мелким операторам придется уйти.

Процесс формирования рынка и рост за счет новых подключений закончился. Операторы переносят фокус с количества услуг на качество. Для удержания клиентов необходим индивидуальный подход: создание специальных пакетных предложений и большее количество услуг за местные деньги.


Небольшим провайдерам будет тяжелее работать, но варианты развития есть – это выход в соседние города, усиление качества сервиса. Быстрый дозвон и понимание со стороны оператора, где живет абонент, - это тоже немаловажные факторы, которые могут сыграть на популярность небольших компаний, прокомментировал ситуацию Денис Кусков.

Директор по маркетингу Дом.ru Андрей Чазов отметил тенденцию перехода провайдеров на новую парадигму в работе.

«Процесс формирования рынка и рост за счет новых подключений закончился. Операторы переносят фокус с количества услуг на качество. Для удержания клиентов необходим индивидуальный подход: создание специальных пакетных предложений и большее количество услуг за местные деньги», — отмечает эксперт.

По словам представителя Дом.ru, клиент становится все более избалованным, и провайдеры готовы идти на уступки. Бороться есть за что: от 18 до 30 процентов абонентов готовы сменить интернет-провайдера.

По мнению Дениса Кускова, в перспективе фактором удержания клиента может стать развитие провайдерами служб техподдержки, в том числе за счет аутсорсинга, учет сезонных факторов спроса и сбалансированная тарифная линейка. Мария Мехоношина, Европейско-Азиатские Новости.

Комментировать