March 2, 2018, 8:03 AM

«Выйти из зоны комфорта»: как постятся православные, католики и протестанты

У двух крупнейших ветвей христианства — православной и католической церквей вторую неделю длится Великий пост. Это время описывается как подготовка к празднованию Воскресения Иисуса Христа. С внешней стороны это выражается в некоем строгом ограничении в еде и регулярном посещении богослужений. Однако при детальном рассмотрении можно заметить, что пост не имеет универсальной формы. В нем нет единообразных правил для всех верующих. ЕАН разбирается, как постятся перед Пасхой православные, католики и протестанты.

«У каждого своя мера поста»

О Великом посте в Русской православной церкви корреспондент ЕАН поговорил с настоятелем храма святого Георгия Победоносца в Североуральске, иереем Симеоном Шестаковым.

— Отец Симеон, зачем вообще нужен пост перед встречей Пасхи?

— В период раннего христианства верующие руководствовались логикой: «Христос пострадал ради нас, поэтому и нам неплохо бы пострадать ради него». Это в каком-то смысле духовное упражнение, чтобы стать свободнее от привязанностей, утихомирить свои страсти. Смысл поста в том, чтобы ограничить себя от искушений, которые могут отвлечь от духовной жизни.

— Каких целей добивается человек такими упражнениями?

— В первую очередь, Великий пост — это время переосмысления жизни. Это осознание того, что корнем жизни человека является Бог. В это время нужно осознать себя таким, какой ты есть. Это необходимо, чтобы принести себя таким Богу и сказать: «Господи, я таков, прими меня, освяти и сделай лучше».

— Почему это нельзя сделать без ограничений в еде или еще в чем-то?

— Физические ограничения в пост необходимы постольку, поскольку нужно смирить нашу плоть. Бывает необходимо выйти из зоны комфорта, чтобы просто увидеть себя. Но надо не забывать, что физические ограничения предназначены для физически здоровых людей. Человеку с какой-либо болезнью не так важно поститься, ограничивая себя в еде. Здесь все должно быть с разумением и после совета со священником. Нужно понимать, что пост — это не какая-то диета, а нечто большее.

— Есть какие-то единообразные правила и ограничения для постящихся в рационе?

— Для каждого должна быть своя мера. Она определяется по совету священника. Тут не должно быть крайностей в плане того, чтобы сделать для себя пост максимально строгим, не рассчитав силы. Не нужно делать особый акцент на еде, поэтому замена рациона на, скажем, постные торты или постный майонез, - тоже крайность. Попытка обмануть свою совесть.

— Под ограничениями понимаются и развлекательные мероприятия. Но если речь идет о театре или филармонии, то это не всегда ведь развлечение? Например, постановка по Достоевскому?

— Театр театру рознь. Лучше, конечно, ограничить себя в посещении спектаклей, но все зависит от того, насколько человек созрел для таких вещей. Если он еще только стремится к духовной жизни и культурное мероприятие его может обогатить, то ничего страшного в этом нет. Но он ничего не потеряет, если не пойдет во время поста в театр.

— В последнее время Великого поста порой стараются придерживаться невоцерковленные люди. Для них есть в этом смысл?

— Если у человека есть к тому желание, то смысл есть. Здесь действует золотое правило святителя Иоанна Златоуста: «Подсчитай, сколько стоит твой обед с мясом, сколько стоит без мяса. Съешь обед без мяса, а разницу отдай нуждающимся».

 

Как постятся католики?

Во внешней форме пост в католической церкви немногим короче по сравнению с РПЦ — 40 дней вместо 49. Начинается он с Пепельной среды, которая в этом году пришлась на 14 февраля. Свое название этот день получил от древнего обычая в знак покаяния наносить на лоб верующим знамение креста освященным пеплом пальмовых ветвей.

Пост у католиков выглядит не таким строгим, как у православных. Согласно правилам, установленным Конференцией католических епископов России, Великий пост не подразумевает непрерывного воздержания от мяса. Строгого поста католики придерживаются лишь по пятницам и в Пепельную среду. Однако и в эти дни разрешено употребление яиц и молочной продукции.

Также для христиан предусмотрена и другая форма поста: прием пищи не более трех раз в день и только единожды — досыта. Если верующий не в состоянии придерживаться указанных правил, ему следует дополнительно совершать молитвы и больше совершать дел милосердия. Предписание запрещает священникам налагать на паству дополнительные ограничения.

«Пост (хотя и в достаточно упрощенной, например, по сравнению с православной церковью, форме) имеет смысл только тогда, когда внешний знак находится в неразрывной связи с внутренним обращением. Великопостная литургия постоянно призывает нас преодолеть формализм: было бы совершенно бесполезно воздерживаться от пищи, не воздерживаясь от греха. Христианская аскеза не ограничивается умерщвлением плоти», — отмечал священник Диогенес Уркиза.

Греко-католический священник Кирилл Григорьев, в свою очередь, указывает на то, что обращать внимание на внешние различия не имеет смысла.

Священник Кирилл Григорьев  

«Говорить о посте в католической церкви очень трудно. Везде свои предписания. Вплоть до того, что каждая римская коллегия имеет свои правила поста. Каждая страна имеет Конференцию католических епископов или Синод, который устанавливает правила поста для своих верных. Взять Казахстан — у латинян свои правила, у восточных католиков - свои. Суть поста в целом и не отличается от православной церкви — это приготовление себя к переживанию Пасхи. Пасха Страстей (Пасхальное Триденствие) и Пасха Воскресения. Во время поста верующие готовят свою душу и тело: подают милостыню, делают дела милосердия, совершают покаяние, практикуются в воздержании».

 

Пост у протестантов

Сложнее всего разобраться в определении поста у протестантских деноминаций. Основной вдохновитель Реформации Мартин Лютер хотя и критиковал католическую практику, тем не менее продолжал придерживаться Великого поста. Эта традиция сохранилась и в лютеранских общинах, одна из которых представлена и в Екатеринбурге.

У протестантов, однако, нет каких-либо ограничений в выборе продуктов питания. Верующим предписано соблюдать умеренность при приеме пищи и акцентировать внимание на самосовершенствовании.

В ряде христианских течениях, появившихся после Реформации, календарный пост как таковой вообще исчез и не привязан к определенному событию. К нему прибегают как к духовному упражнению или в очень тяжелой жизненной ситуации.

Фото: pixabay.com, Дмитрий Кравченко

   

Комментировать