October 29, 2013, 10:05 AM

Безопасность превыше всего: как свердловчанам уберечь деньги от мошенников

Свердловчанам раскрыли секреты «банковской» безопасности.

Банкиры и мошенники продолжают соревноваться в изобретательности. Первые разрабатывают новые технологии для удобства клиентов, вторые придумывают изощренные способы, чтобы украсть деньги со счетов. Как не попасться на удочку преступников, и какие новинки ждут свердловчан на рынке финансовых услуг, в интервью корреспонденту агентства ЕАН рассказал председатель Уральского банка Сбербанка России Владимир Черкашин.

- Владимир Алексеевич, у многих Сбербанк ассоциируется с консервативностью, но, как показывает практика, сегодня старейшая финансовая организация активно внедряет инновационные технологии. В этом году кредитное учреждение объявило о запуске бесконтактных платежей PayWave. Прижилась ли новинка в Свердловской области?

- Да, мы действительно внедрили в этом году систему бесконтактных платежей, которой могут воспользоваться держатели карт Visa payWave и Mastercard PayPass. Мгновенно оплатить покупку можно более чем в 100 магазинах на территории Екатеринбурга и Свердловской области. Специальные терминалы, с помощью которых можно за считанные секунды оплатить на кассе товар банковской картой, установлены в супермаркетах «Карусель», «Кировский», «Пятерочка», «Елисей», «Перекресток» и в других торговых точках. При этом вставлять «пластик» внутрь считывающего устройства не нужно, достаточно прикоснуться к нему картой. Если сумма покупки не превышает 1000 рублей, то даже PIN-код вводить не понадобится.

Сейчас этой новинкой заинтересовались многие розничные предприятия, они осознают необходимость приобретения таких терминалов для повышения скорости обслуживания и удобства клиентов. Мы, в свою очередь, всячески способствуем распространению этой технологии. Отмечу, что оборудование для приема бесконтактных платежей сопоставимо по стоимости с терминалами, обслуживающими банковские карты обычного формата.

- Но если терминал не требует ввода PIN-кода, значит, им вполне могут воспользоваться мошенники, в руки которых попала чужая банковская карта…

- При оплате покупок карту не надо передавать кассиру. Это снижает риск мошеннических операций. К тому же, одну и ту же покупку 2 раза оплатить картой невозможно, после совершения первого платежа терминал отключается.

Не стоит забывать и про стандартные меры предосторожности. Если карта утрачена, необходимо ее сразу же блокировать. Для этого достаточно позвонить в call-центр или зайти в интернет-банк, причем можно это сделать и с мобильного телефона. Подчеркну, что в банкомате без ввода PIN-кода деньги с карты не получить, а покупки по ней оплачиваются не более чем на 1000 рублей. Это не та сумма, ради которой мошенники будут рисковать – везде в магазинах установлены камеры видеонаблюдения, помогающие отследить злоумышленников и поймать их.

- Продолжая разговор о безопасности, хотелось бы спросить, разрабатывает ли Сбербанк новые меры борьбы с хакерами? Ни для кого не секрет, что «компьютерных» мошенников в России с каждым годом становится все больше.

- Сразу отмечу, что к сайту Сбербанка хакеры при всем желании подобраться не смогут. Они проникают только в компьютеры клиентов. Это значит, что пользователи должны соблюдать элементарные правила безопасности при работе в интернет-банке –устанавливать антивирусные программы, не переходить по подозрительным ссылкам и не подтверждать операции, которые не совершали.

Из соображений безопасности наш банк не сохраняет на сайте никаких паролей, их нужно вводить вручную. Кроме того, теперь, когда пользователь подключается к «Сбербанк Онлайн», ему на сотовый телефон приходит sms-оповещение о входе в систему. Если вдруг человек получит такое сообщение в то время, когда он не подключался к интернет-банку, следует незамедлительно сообщить в контактный центр о подозрениях на мошенничество.

Кроме того, не надо делиться персональными данными, когда кто-то звонит по телефону и под разными предлогами пытается узнать номер вашей карты или PIN-код. Банк такую информацию никогда не запрашивает, ею интересуются только мошенники.

- А как быть со скиммерами? В 2012 году эти мошенники украли около 400 миллионов рублей с карт клиентов Сбербанка по всей стране. Можно ли распознать, что на банкомате установлено устройство, считывающее с карты магнитную дорожку и PIN-код?

- Мошенники копируют данные с карты, а потом используют их для изготовления пластиковых подделок. Для этого они используют скиммер (устройство с магнитной головкой, устанавливаемое в картоприемник – прим. ЕАН), а также микровидеокамеру, которая фиксирует, какой код набирает человек.

Наш банк всегда компенсирует потери клиентам, пострадавшим от действий мошенников. Но преступление всегда легче предотвратить, чем устранять его последствия. Поэтому могу посоветовать клиентам при совершении операций в банкомате обращать внимание на то, имеются ли на краях картоприемника или на экране какие-то пленки или другие накладки. В случае, если заметите что-то подозрительное, сообщите в банк, а не вставляйте карту в устройство. Лучше пользоваться чиповыми картами, они, в отличие от карт с магнитной полосой, на 100% защищены от считывания скиммингом. С лета этого года Сбербанк выпускает только карты с «чиповой» технологией.

- В век высоких технологий вооруженные нападения на банковских инкассаторов происходят все реже, но тем не менее иногда случаются. Пару лет назад московский Сбербанк заявил, что наличные будут перевозить в специальных контейнерах, при попытке вскрыть которые происходит мини-взрыв и купюры окрашиваются несмываемой краской. В Свердловской области эта технология используется?

- Такой спецконтейнер по защите ценностей является сегодня уникальным на рынке и содержит целый ряд запатентованных технологий. Ядро электронной системы инкассаторского кейса - компьютер, который постоянно отслеживает состояние электронного корпуса. В случае если кейс неправомерно открывается или взламывается, компьютер мгновенно приводит в действие механизм разрушения, после чего банкноты в течение 40 миллисекунд на молекулярном уровне окрашиваются перманентными чернилами, которые не способны смыть никакие растворители. Купюры, залитые такими чернилами, не примут ни в одном магазине или банке, даже банкоматы и другие платежные терминалы откажутся от приема «грязных денег». Поэтому хищение кейса теряет всякий смысл - зачем нападать, если деньгами все равно не удастся воспользоваться? Вор не получит ничего.

Благодаря использованию такой технологии мы смогли снизить трудозатраты на осуществление инкассаторских операций и сократить количество человек в одной бригаде с трех до двух.

- Пока не было попыток ограбления?

- К счастью, нет. Но был случай непроизвольного срабатывания контейнера, когда защитный механизм пришел в действие по невыясненным причинам. Мы отправили контейнер на завод-производитель в Швецию для анализа причин сбоя, а оттуда прислали новый спецкейс на замену. Все средства в случае их окрашивания подлежат сдаче в Центробанк.

- Аналогично хотели обезопасить от взломщиков и банкоматы Сбербанка, учитывая, что в прошлом году воры украли из них более 200 миллионов рублей…

- Да, но пока эта технология не внедрена. С банкоматами ситуация сложнее, нужно очень внимательно протестировать кассеты с наличностью, оборудованные системой защиты. Ведь, в отличие от спецконтейнеров, внутри банка с ними совершается множество механических операций – кассеты нужно выдвигать, заряжать деньгами, устанавливать назад в банкоматы, поэтому разработчикам в перспективе предстоит учесть немало деталей.

- Владимир Алексеевич, в этом году, насколько мне известно, появились и «безопасные» новинки для екатеринбургских бизнесменов…

- Действительно, теперь они смогут воспользоваться услугой самоинкассации, то есть через банкомат положить выручку на счет своего предприятия. Деньги зачисляются в считанные минуты. Кроме того, мы устанавливаем в торговых центрах специально защищенные «ящики» - сейфоматы. В ячейку сотрудники торговых точек могут складывать выручку, а позже ее заберут инкассаторы, что также удобно.

Сбербанк каждый день работает над совершенствованием системы безопасности, но, еще раз отмечу, что сами клиенты также должны быть бдительными, чтобы не стать жертвами злоумышленников.

Мария Трускова, Европейско-Азиатские Новости.

Комментировать