Фарух Мирзоев: «До начала ядерной войны есть еще как минимум месяц»
Два года назад руководитель Дома дружбы народов Урала Фарух Мирзоев, опираясь на свое знание Ближнего Востока и Средней Азии, сделал для ЕАН ряд прогнозов. Почти все из них сбылись. Тогда он предупреждал о приближении «огненного пояса» - целой серии конфликтов вокруг России.
После событий в Израиле и Палестине мы решили вернуться к этому разговору и задать три основных вопроса, которыми сегодня наполнены беседы: кто виноват в новой эскалации, когда начнется обмен ядерными ударами и где будет следующий конфликт. По мнению эксперта, вопреки всем заявлениям глобальная война в Персидском заливе начнется не раньше, чем через месяц. Возможно, все еще обойдется, но нас ждет десятилетие войн, а самая большая опасность сейчас, после атаки ХАМАС, угрожает югославам.
- Взрыв насилия на Ближнем Востоке, и совершенно непонятно: за кого переживать, кто больше неправ?
- Корни этой проблемы уходят вглубь на тысячелетия. Это два родственных народа, которые когда-то разошлись и на протяжении веков доказывают друг другу кто круче. И сейчас, когда идут тектонические сдвиги в мировой геополитике, все это обострилось. Ключевые вопросы — земля и кто на ней должен проживать.
Сегодня есть одно государство - Израиль, в рамках которого есть Палестина, формально независимое государство, но фактически — автономия, которая с 47-го года живет в условиях, когда ее территория все время сужается.
Это как если бы Свердловская область в составе России каждый год теряла бы территорию, свердловчан сгоняли бы с их земли, а на их месте селили бы других россиян.
В итоге Израиль создал в Секторе Газа те же условия, которые Гитлер когда-то создавал для самих евреев. Это гетто, в котором проживают 2,5 млн человек, абсолютно лишенных любых перспектив. И те пытаются достучаться. Через стену достучаться сложно. В итоге получаем результат, который есть. Невозможно без содрогания смотреть на то, что натворил ХАМАС, — полностью их осуждаю. Но Израиль, ЦАХАЛ действуют в той же линии, что и ХАМАС.
И во всем этом виноваты не еврейский или палестинский народ. Причина - в интересах политиков и государств извне, которые стремятся сохранять дестабилизацию в регионе, чтобы контролировать поставки энергоресурсов и делать невозможным сухопутные торговые маршруты, лишая тем самым морские державы их прибыли.
Еврейская свадьба во время военных действий
- «Два братских народа» под влиянием внешних сил — напрашивается параллель с Украиной.
- Да, если Россия не вернет Украину в свою сферу влияния, будет все то же самое. Украинцев продолжат натравливать на Россию, чтобы блокировать ее отношения с Европой и остальным миром. И будет такая же стена, а за ней не ХАМАС, а бандеровцы и прочие радикальные группировки.
- Израиль уже вторую неделю заявляет, что «завтра» войдет в Сектор Газа и всех там вырежет. И это «завтра» все не наступает. Война все-таки будет?
- Они туда зайдут. После всех заявлений, которые были сделаны, не могут не зайти. Это не Тайвань, где Китай так и не начал войну. Китай сдерживает фактор гарантированного взаимного уничтожения в случае начала открытого конфликта с другой ядерной державой. У Израиля такого фактора нет.
- То есть они могут применить ядерное оружие, не опасаясь возмездия?
- Да. Но есть еще Пакистан, и оттуда может быть нанесен ядерный удар уже по Израилю — их ракеты как раз долетают. Ядерная программа Пакистана разрабатывалась на деньги Саудовской Аравии и на условиях, что те смогут воспользоваться этим оружием, когда оно им понадобится. Фактически это ядерное оружие саудитов, находящееся на хранении у пакистанцев. И это одна из причин, почему Израиль еще не начал наземную операцию. Они боятся потерь, но их также сдерживает возможная реакция.
При этом их стравливают с палестинцами. Очередной пример - удар по больнице был нанесен именно в тот день, когда должна была состояться встреча между Израилем, американцами и представителями администрации Палестинской автономии — это могло хоть как-то снизить напряжение. Теперь этого шанса нет. И сейчас США и Израиль пытаются выработать стратегию.
- Что конкретно обсуждают и как долго будут обсуждать?
- США хочет, чтобы евреи сыграли в регионе ту же роль, которую играют украинцы для России. А Израиль хочет США использовать в этой роли, чтобы они взяли на себя основной удар, потому что иначе Израиль сметут. Вот, о чем они сейчас договариваются.
- Разве США не боятся потерять важного союзника в регионе?
- А у них уже есть запасной план — курды. Не будет Израиля — будет Курдистан. Они уже с ними заигрывают: помогают, качают на подконтрольной им территории и помогают продавать нефть. Для США тут вообще единственно важное — это создавать напряжение для Ирана, не давая тому вырасти до региональной державы. Они могут даже вовлечь его, спровоцировав Израиль на ракетно-бомбовые удары. Как уже спровоцировали на удары по аэропортам Сирии — заявляется, что через них идет снабжение ХАМАС.
- И как долго будут договариваться?
- Думаю, несмотря на всю риторику, есть где-то еще месяц. А пока ограничатся авианосцами — это такая демонстрация поддержки. После произошедшего, когда «рухнул» пресловутый «железный купол»Железный купол - израильская тактическая система ПРО, предназначенная для защиты от неуправляемых ракет с дальностью полета от 50 до 200 километров. Умная система противоракет способна в доли секунды (4,8 секунды от момента обнаружения до старта перехватчика) вычислять траекторию полета. Сбивает только те, которые летят по объектам. Если ракета летит в безлюдное место - ее не сбивают. , стало очевидно, что авианосцы бесполезны для защиты от ракетных атак. Но вот если Иран решит заблокировать Персидский залив, чтобы вызвать мировой энергетический кризис, — вот на этот случай авианосцы и нужны.
- Что потом?
- Смотря с кем, как и о чем договорятся. В регионе ведь не все хотят войны. Там есть и арабские страны, где хороший уровень жизни, а вся торговля завязана на Европу. Их правительства вынуждены учитывать «мнение улицы», но война для них — это потери. Американцы сейчас приступили к челночной дипломатии. Но их ошибка, что они все поставили на одного игрока.
- Что станет признаком «плохого сценария» - тотальной войны в регионе?
- Если американцы начнут эвакуировать оттуда свои военные базы. Они небольшие и нужны для обозначения влияния, а также создания угроз в регионе. Но они же станут мишенями для ответных ударов, если начнется большая война.
Если им удастся договориться с арабами и свести все к масштабной, но все же ограниченной операции в Секторе Газа — базы останутся. Но если их начнут убирать, эвакуировать, значит началась подготовка к большой войне на Ближнем Востоке.
- Какие могут быть еще варианты?
- Резня в Югославии. Чтобы выразить поддержку арабам и не потерять их окончательно, американцы могут дать добро на очередную эскалацию конфликта албанцев против сербов, заодно и разобравшись с еще одним союзником России.
- То есть скоро мы увидим еще один вооруженный конфликт?
- Мы вошли в десятилетие войн. Сейчас будут обостряться все конфликты, которые есть в мире: Индия с Пакистаном, Африка, Испания, Кипр и так далее. И даже Франция и Германия, где растет напряжение из-за большого количества арабов и падения уровня жизни европейцев. США 30 лет единолично управляли миром, извлекая из этого выгоду, и хотят, чтобы так и оставалось. Но это устраивает не всех. Поэтому начали появляться альтернативы, например БРИКС – это те же НАТО и ВТО.
Сейчас идет изменение всей мировой геополитики. И эти конфликты будут идти, пока не останутся только три блока: с одной стороны - США и их союзники, с другой - Россия и Китай и их союзники и третий блок - государства, которым удастся остаться неприсоединившимися и которые будут стараться извлекать прибыль из этого.
Фарух Мирзоев: «Афганистан — это 35 миллионов голодных, которые через два года придут к нам»
- Два года назад мы разговаривали о надвигающихся конфликтах. Тогда разговор шел в основном вокруг возможности будущей новой войны в Афганистане. И из всех прогнозов этот единственный не сбылся.
- А нам повезло. У Афганистана сейчас регулярно происходят стычки на границе. И когда-нибудь это спровоцирует конфликт. Но сейчас американцам не до Афганистана — они готовятся к операции на Ближнем Востоке. И как минимум снабжение, боеприпасы им теперь придется направлять туда. А без их поддержки Афганистан не сможет создать соседям серьезных проблем. Но это лишь пока — проблема все равно остается, просто она теперь «законсервирована» на какое-то время.
Беседовал Игорь Чукреев