January 31, 2020, 12:52 PM
Татьяна Андриянова

Фильм Сэма Мендеса «1917» или туда и обратно

30 января в прокат вышел один из главных номинантов на «Оскар» 2020 года и действующий лауреат самых престижных кинопремий мира - фильм режиссера Сэма Мендеса «1917». Военная драма посвящена небольшому эпизоду Первой мировой войны, произошедшему во время тактического отступления немцев весной 1917 года к линии Гинденбурга, немецкий оборонительной системе укреплений на северо-востоке Франции.

Два младших капрала получают задание перейти линию фронта и передать командиру Девонширского полка приказ генерала армии остановить запланированное наступление батальона, который сильно оторвался от остальных войск, преследуя отступающих немцев.

Маневр, который полковник понимает как отступление, на самом деле ловушка противника, и дальнейшее наступление грозит смертью 1600 солдатам.

Выбор генерала, который лично отдает приказ капралам Блейку и Скофилду, падает на них не случайно. Родной брат Блейка служит именно в том атакующем батальоне, поэтому для него поручение успеть донести сообщение до утреннего наступления – это не просто занятная возможность получить вожделенную медаль, а задача предотвратить неминуемую гибель брата в немецком кольце. Скофилду кажется, что у них достаточно времени в том числе и на то, чтобы составить подробный план действий, дождаться темноты и прокрасться мимо немцев незамеченными. Но Блейк не хочет да и не может ждать, зная, что его брат находится в смертельной опасности. Впереди усеянная трупами людей и лошадей, изуродованная взрывными воронками, опутанная колючей проволокой нейтральная полоса, а дальше несколько миль немецкого тыла, который, по словам генерала, освобожден, а по словам командира роты, несущей караул у переднего края обороны, кишит немцами. Блейк решает выдвигаться немедленно, не задумываясь: в пути их может задержать масса опасностей, а значит промедление смерти подобно.

Рассказывая не слишком оригинальный сюжет про солдат, доставляющих срочный приказ, Мендес находит уникальный способ рассказать эту историю. Весь фильм — это безостановочный путь Блейка и Скофилда из окопов британских войск через немецкий тыл, захваченный и сожженный немцами город Экуст в окопы Девонширского полка. Зрителю удается пройти этот путь вместе с солдатами, потому что Мендес и оскароносный оператор Роджер Дикинс рассказывают нам эту историю словно происходящую в реальном времени. Камера неотрывно следует за солдатами и приближена к ним настолько, что создает иллюзию присутствия.

Мендес дает зрителю шанс почувствовать себя третьим посланником. Мы проходим вместе с героями сквозь мили окопов, заграждения из колючей проволоки, замешанную с кровью глину воронок артобстрелов, пыль от рушащихся немецких тоннелей, горящие руины Экуста и крутые пороги реки Эны. Фильм снят так, чтобы создать иллюзию единого непрерывного кадра, который начинается на лужайке под Аррасом, а закачивается на опушке леса Круазий. Сцены снимались длинными планами, самый продолжительный из которых 9 минут, а впоследствии редкие монтажные склейки убирались с помощью компьютерной графики, так что они вообще не заметны глазу.

Так фильм стал двухчасовым отрывком из жизни солдат, который мы проживем вместе с ними.

В финальных титрах есть посвящение деду Мендеса, который был посыльным британских войск во время Первой мировой войны. Но в фильме есть и другое, не подписанное посвящение. Мендес рассказывает историю переправки приказа так, словно она могла послужить протосюжетом для романов еще одного возможного участника этих событий, английского писателя Д.Р.Р. Толкиена.

Автор самого известного фэнтези-романа 20 века «Властелин колец» Толкиен оказался на фронте в середине 1916 году и вскоре принял участие в одном из самых кровопролитных сражений - битве на Сомме, которая разворачивалась в том же регионе, что и действия фильма. Биографы Толкиена подчеркивают, что его военный опыт существенным образом повлиял на систему его взглядов и, как следствие, его литературное творчество. Его представление о противостоянии добра и зла, верности высоким идеалам взаимопомощи и преданности во многом сформировались в результате пережитого им в топких болотах на Западном фронте.

Герой Мендеса капрал Скофилд тоже принимал участие в битве на Сомме и был за нее награжден. Приказ, который двое солдат несут сквозь ужасы войны и который должен остановить бессмысленную битву, предотвратить смерть, становится образом кольца, которое герои романа Толкиена должны уничтожить.

Дальше и на протяжение всего повествования Мендес последовательно цитирует визуальные приемы фильма «Властелин колец». Нейтральная полоса, усеянная трупами – Мертвые топи, оставленные немецкие укрепления и земли, бывшие немецким тылом – Черные Врата в Мордор, лес Круазий, в котором перед наступлением девонширцы слушают песню однополчанина – волшебный эльфийский лес, горящий Экуст – око Саурона, и даже само кольцо со временем появляется в сюжете. Фильм Мендеса, основанный на реальных событиях, сначала кажется реминисценцией, а потом очевидной аллюзией и на сам фэнтези-роман, и на биографию Толкиена. 

Намекая на Толкиена и его роман, Мендес словно рассуждает о своих отношениях с дедовым наследством, исследует грань между хроникой и вымыслом, мемуаром и творчеством. Многие понимают режиссерское посвящение так, будто Мендес рассказал зрителю биографическую историю, но в своих интервью режиссер не раз говорит, что история младших капралов Блейка и Скофилда — это не история его деда. Видимо, ровно настолько, насколько военный опыт Толкиена не был описан им в цикле произведений о Средиземье.

Те размышления, которыми делится с нами режиссер, те сомнения, которые подталкивают его к этому, – кажутся более чем уместными. Прошло больше ста лет со времени окончания Первой мировой и 75 - с момента окончания Второй мировой. Вероятно, нужен какой-то более веский повод, чтобы в очередной раз заговорить о той или иной войне, чем просто круглая дата.

Режиссер Мендес переосмысляет историю войны, услышанную в детстве, а не просто сливает колоссальный бюджет во имя бряцания оружием – повод, которому не откажешь в праве на существование. .  Автор: Татьяна Андриянова

Источник фото: adventuresinpoortaste.com, lotr.fandom.com, pixabay.com
Комментировать