October 4, 2021, 12:45 PM
Александра Аксёнова

Фильм задержали на два года, но вышел он в самое нужное время. Рецензия на «Последнюю милую Болгарию» Федорченко

Благодаря открытию школы Свердловской киностудии горожане наконец смогли не только посмотреть, но и обсудить фильм «Последняя милая Болгария» со знаменитым земляком – режиссером Алексеем Федорченко. Журналист ЕАН Александра Аксенова давно мечтала посмотреть эту картину хотя бы потому, что принимала участие в съемках в массовке. Свои впечатления, полученные от просмотра фильма, она описала в авторской колонке.

В 2018 году произошло то, о чем я не смела даже мечтать: я приняла участие в съемках фильма самого Алексея Федорченко – режиссера с мировым именем, человека, которому стоя аплодировал Тарантино. Торопя события, я беспардонно пользовалась тем, что работаю в журналистике, и постоянно уточняла, на какой стадии производство фильма.

И вот вчера я увидела эту прекрасную картину, в которой заметила себя ровно в трех сценах:

я спиной пробегаю вдаль кадра;

прохожу вдали в белой шляпе;

в фоновом режиме иду с пуделем и его глажу.

Таким образом, если я не ткну в экран, родная мать не поймет, что в этом фильме я появляюсь хоть на секунду. Однако мое актерское фиаско оказалось ничтожно малым по сравнению с пониманием, что в глобальном смысле этот фильм про меня здесь и сейчас. И дело не в том, что каждую секунду в кадре появлялись друзья, их жены и мужья, дети и родители (в фильме практически все роли исполнили жители Екатеринбурга). Этот фильм, который должен был выйти в предковидном 2019 году, отчетливо передал ощущения меланхолии, сквозящей из всех щелей нашего 2021 года. 


Сюжет фильма крутится вокруг юного восторженного селекционера, который в тылу пытается вывести сорт холодостойких яблок, продолжив дело отца. Ирония ситуации в том, что юноша попадает с этой миссией в Алма-Ату, город, название которого переводится не иначе как «отец яблок». Герой актера Ильи Белова пытается разобраться в таинственной смерти писателя Курочкина, дневники которого находит в печи одной дождливой ночью. Собственно, именно эти дневники и становятся смысловым центром киноленты.

Алексей Федорченко открывает для зрителя недооцененную, по его собственному мнению, повесть Михаила Зощенко «Перед восходом солнца». В произведении Зощенко пытается разобраться в причинах своих депрессивных состояний. С виду это модный ныне тренд у молодежи, которая неистово ставит себе «биполярку» и скрупулезно разбирается в кодах психических расстройств. Однако если наши современники нередко пытаются таким образом привлечь к себе внимание, герой романа реально мучается и пытается себя спасти. Из фильма мы узнаем, что он боится воды, рук, груди, слонов и (!) тигров. Его невыносимая боль связана с утерянной по его же глупости любви всей жизни - Наденьки. Он то и дело меняет профессии и города, а окружают его безумно уставшие от жизни персонажи. В этом мире поэты либо много пьют, как Есенин, либо непозволительно долго вытирают вилку салфеткой, как Маяковский. Кадр с тощей спиной Кости Итунина, сыгравшего Курочкина, дает понимание, что его герой настолько долго лежит на кровати, что потерял чувство времени и реальности. «Я несчастен — и не знаю почему».



Параллельно с этим глазами кудрявого селекционера мы видим жизнь тыла, в которой медленно сходят с ума режиссеры и ученые, производящие «морковный сок от всего». Маскулинный актер в наряде английской королевы с надрывом кричит в трубку: «Почему нас не пускают на старую базу? Кому решать, кто из нас сильнее?» - и в этом всем читается реальность последних двух лет. Из дневников Курочкина селекционер Ец узнает подробности смерти его отца. Вместо того, чтобы спасать свою жизнь, он плачет об ее исходе. Так же спустя много лет рыдает Ец-младший, который теряет надежду на выведение нового сорта яблок «Милая Болгария».

Но особенно сильные ассоциации с современностью вызывает факт, что после выхода повести «Перед восходом солнца» Зощенко подвергся критике отдела пропаганды и агитации, а чуть позже вместе с Ахматовой его выбросили из литературной жизни, запретив к печати, да и все напечатанное тоже осталось под запретом.

Несомненно, все эмоции возникают благодаря выстроенным кадрам, моноэкранам (когда полотно поделено на три части, что дает более объемное понимание происходящего), удивительной искренности актеров и нетривиальному юмору кинопроизведения. И благодаря тому, что по различным причинам выход фильма задержался на два года. И только выиграл от этого.

Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации

+7 922 143 47 42

Комментировать