November 15, 2019, 12:26 PM

Газ до отказа. Рецензия на фильм «Ford против Ferrari»

Максим Гареев посмотрел новый гоночный блокбастер, который стал настоящим бенефисом Кристиана Бэйла и еще одной достойной работой в карьере режиссера Джеймса Мэнголда.

 

Начало шестидесятых. Могущественный концерн Ford переживает далеко не самые лучшие времена — в моде сейчас совсем другие автомобили. Ради повышения рентабельности и популярности бренда талантливый топ-менеджер Ли Якокка (Джон Бернтал) убеждает главу корпорации Генри Форда II (внука того самого Генри Форда) в необходимости обратить внимание фирмы на автогонки. Для этого было решено купить концерн Ferrari, чьи спорткары несколько раз подряд побеждали в престижнейшей гонке «24 часа Ле-Мана», но затраты на все это поставили его на грань банкротства. Однако Энцо Феррари хитро использовал интерес американцев, чтобы продаться фирме FIAT как можно выгоднее.

Это до глубины души оскорбило Форда. Разгневанный магнат поставил задачу отомстить итальянцам путем сокрушительной победы в Ле-Мане, причем деньги здесь уже не имели никакого значения. Проект создания нового гоночного суперавтомобиля был поручен известному конструктору Кэрроллу Шелби (Мэтт Дэймон), который сам побеждал в «24 часах Ле-Мана» 1959 года, но завершил карьеру пилота из-за проблем с сердцем. Инженер, в свою очередь, привлек к испытаниям талантливого гонщика Кена Майлза (Кристиана Бэйла) — прямолинейного, сложного и взбалмошного англичанина, ветерана Второй мировой. А дальше была долгая и упорная работа одержимых мечтой людей, венцом чего стала одна из самых драматичных гонок в истории автоспорта.

Режиссер Джеймс Мэнголд уже некий гарант качества. Его вряд ли можно назвать выдающимся постановщиком, однако и ниже довольно высокого уровня он никогда не падал. Любой жанр ему по плечу — криминальная драма («Земля полицейских»), байопик («Переступить черту), вестерн («Поезд на Юму»), супергеройское кино («Логан», получивший номинацию на «Оскар» за лучший адаптированный сценарий). Теперь сюда можно добавить и фильм о гонках, потому что «Ford против Ferrari» однозначно стоит занести ему в зачет.

Задача перед режиссером стояла сложнейшая, поскольку эта история невероятно объемная и масштабная, по-хорошему требующая сериала из нескольких сезонов. Однако Мэнголду и сценаристам не только удалось грамотно уложить ее до стандартных для блокбастера 2,5 часов, но и сделать так, чтобы весь механизм работал как одно целое. В картине есть и юмор, и драма, и множество зрелищных эпизодов, но все составляющие только дополняют друг друга, благодаря чему от экрана невозможно оторваться.

Ну да, если открыть в нужном месте «Википедию» и прочесть статью, то останется много вопросов. Что-то задвинули на второй план (например, героя Джона Бернтала — Ли Якокку, который, между прочим, является одним из самых крутых и значимых топ-менеджеров в истории автомобилестроения), что-то приукрасили, что-то, наоборот, обозначили лишь штрих-пунктиром или вовсе выкинули из повествования. Что-то явно вырезали на монтажном столе. Однако надо понимать, что перед нами кино не документальное, а художественное, где невозможно объять необъятное или обойтись без каких-либо допущений или клише. К тому же многое из показанного в фильме действительно было на самом деле, включая нескончаемую бюрократию в офисе Ford, из-за чего картина вряд ли понравится руководству корпорации.

Да и когда видишь на экране Кристиана Бэйла, то, честно говоря, вообще никаких вопросов задавать не хочется. Актер похудел ради съемок аж на 30 кг по причине того, что просто не помещался в спорткар, так как ранее он серьезно набрал вес ради роли экс-вице-президента США Дика Чейни (и это, похоже, действительно последний его подобный эксперимент над собственным телом, о чем он уже говорил).

И это того стоило, потому что Бэйл просто неподражаем в образе Кена Майлза. Артист невероятно органично перевоплотился в знаменитого гонщика и каждым своим появлением на экране моментально привлекал к себе внимание. Даже несмотря на то, что у Мэтта Дэймона роль столь же большая и сыграна достойно, именно Бэйл по-настоящему блистает в этом фильме. И вполне возможно, что без номинации на «Оскар» здесь не обойдется.

Остальные же актеры здесь на втором-третьем плане, но даже при этом стоит отметить Джоша Лукаса, сыгравшего Лео Биби — еще одного топ-менеджера и куратора гоночной программы Ford. Персонаж получился, что называется, «с душком», хотя в реальности все было не совсем так. Однако жителям Челябинска, например, экранный образ Биби запросто может напомнить одного скандально известного экс-чиновника из мира спорта.

Что же касается визуала, то и здесь все выглядит впечатляюще. Атмосфера шестидесятых и тогдашние гоночные реалии переданы достаточно аутентично, тем более что большинство спорткаров пришлось изготавливать специально для фильма. Сами же гонки сняты просто восхитительно. Оператор Фидон Папамайкл, по собственному признанию, вдохновлялся такими образцами жанра, как «Гран-при» и «Ле-Ман», которые когда-то произвели фурор невероятно реалистичными сценами баталий на трассах. Так что зрелище вам обеспечено.

Пусть даже есть чувство некой недосказанности после просмотра — от чувства, что фильму явно чего-то не хватает до статуса шедевра, никак не отделаться. Пусть это голливудский блокбастер со всеми отсюда вытекающими. Но все-таки у Джеймса Мэнголда получилось сделать качественное, зрелищное и душевное кино, которое придется по душе и поклонникам гонок, и людям от них бесконечно далеким. Поэтому не проходите мимо картины «Ford против Ferrari» и лучше постарайтесь посмотреть ее на большом экране. Удовольствие обеспечено.

 Максим Гареев

Источник фото: globallookpress.com
Комментировать