May 25, 2021, 10:45 AM

Генплан Челябинска: быть или не быть?

Планы открытия метротрамвая, анонс строительства аквапарка и спортивного мини-города, рост ввода жилья – все в эти события в жизни Челябинска подняли актуальность концепции развития города. Основной документ в этой сфере – Генеральный план. А вот с ним все непросто. Челябинск живет по документу 2002 года, и он уже не соответствует действительности, а новый никак не могут принять. Власти обещают сделать это к III-IV кварталу 2021 года. Но чего ждать от Генплана и действительно ли он так нужен городу – мнения экспертов об этом в материале ЕАН.

Генеральный план — научно обоснованный перспективный план развития города и один из ключевых документов для территориального планирования.

В Генплане 2020 года нет новых районов. На примере видно, что Парковый – это пока зеленая зона 

Попытка принять новый Генплан в 2020 году провалилась. Разрабатывать документ начали еще в 2017 году. Институт «Гипрогор» из Москвы выиграл контракт на создание Генплана для Челябинска с перспективой на следующие 20 лет. Документ обошелся городу в 27 млн рублей. 

Работы проводились в три этапа:

  • сбор и анализ информации (2017 год);
  • разработка положений о терпланировании (2018 год);
  • согласование и утверждение документа (2019 год).

Но третий этап затянулся. В марте 2019 года Генеральный план был опубликован в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования, а в августе 2019 года провели публичные слушания.

 Как челябинцы новый генплан города обсуждали. РЕПОРТАЖ По итогам рассмотрения документа в ФГИС и после публичных слушаний к нему было много замечаний, в том числе от Министерства экономического развития Челябинской области и правительства региона. Мэрия организовала согласительную комиссию – как отмечают в администрации, туда вошли все, кто направил официальные замечания. Это объединение после внесения изменений в документ одобрило принятие Генплана. Но на этом история не завершилась.

Дополнительно управление архитектуры вместе с администрациями внутригородских районов Челябинска проводили встречи с жителями для презентации итоговых материалов проекта Генплана Челябинска, доработанных после публичных слушаний. Встречи проходили в районах по поручению главы Челябинска Натальи Котовой с 23 по 31 января 2020 года. В целом в презентациях приняло участие больше 300 человек. Тогда концепцию снова начали критиковать, указывая на ее несостоятельность и то, что высказанные на публичных слушаниях ошибки так и не были исправлены. 

 Активисты и эксперты челябинского регионального штаба ОНФ настаивают на отмене процедуры принятия нового Генерального плана развития Челябинска. 

Но в 2020 году – после всех обсуждений, принятий и доработок Генплана – мэрия начинает разработку проекта стратегии социально-экономического развития Челябинска до 2035 года (с целевым видением до 2050 года). Как отмечают в администрации, Генплан учитывает стратегию города. Поэтому документ привели в соответствие с этим проектом (который еще не принят). 

«Принимая во внимание, что Генеральный план города должен учитывать основные направления стратегии, было решено по окончании разработки проекта стратегии сверить с ней содержание проекта Генплана Челябинска и утвердить его после утверждения стратегии. В настоящий момент материалы проекта Генерального плана не противоречат проекту стратегии Челябинска», – отметили в пресс-службе мэрии.В апреле 2021 года Наталье Котовой направили готовый Генплан. Сейчас он опубликован на сайте управления архитектуры. Главный архитектор Павел Крутолапов отметил, что новый документ примут в III-IV квартале этого года, то есть спустя год после первой неудачной попытки. Документ уже начали рассматривать в Челябинской городской думе. 

Быть или не быть

Павел Крутолапов на форуме «Будущее города» от «Делового квартала» отметил, что Генплан – абстрактный документ и сейчас идут споры о том, нужен ли он вообще. Эксперты, опрошенные корреспондентом ЕАН, отмечают: Генплан Челябинску обязательно нужен. 

«И по законодательству Генплан нужен в том числе. Но главное для города – это документ о стратегическом планировании согласно ФЗ-172. Стратегии пока в городе нет. Генплан призван решить тактические вопросы – расселение, привлекательность города и его бренд, доступность городских сервисов, качество жизни и пр. То есть Генплан – это карта, на которой обозначено, где, что должно появиться и почему», – говорит управляющий партнер Development Pro Вахтанг Чикаберидзе. 

Сомнений в том, что документ может быстро устареть, быть не должно – эксперт приводит в пример Тюмень и Иннополис, которые полностью развиваются по Генплану. 

«Лучше развиваться по плану и понять, что его нужно корректировать, чем двигаться абсолютно без каких-то планов, хаотично и невнятно. Когда никто не знает, где что появится, это осложняет дело. Например, строятся в городе элитные объекты, а вокруг появляется жилье эконом-класса, и все вокруг говорят – а зачем они тут строились?» – отмечает Вахтанг Чикаберидзе. 

Другой пример – под Челябинском планировали строить малоэтажное жилье, и вдруг рядом начали возводить высотки. Так выросли целые, по сути, новые микрорайоны: Вишневая Горка, Белый Хутор, Просторы и другие. Транспортная инфраструктура, соответственно, не была подготовлена. Из-за этого утром на въезде в город образуются пробки. Генплан должен предусматривать такие проблемы. 

Известный своей непримиримой позицией по отношению к новому Генплану депутат Центрального района Челябинска Роман Никитин считает, что власть сегодня не заинтересована в принятии документа – это позволяет гибко подходить к решению вопросов о дальнейшей стройке в городе. 

«Когда застройщик приходит в администрацию с намерением что-то построить, представляет проект, он поступает под крылышко архитектуры города, которая должна проверить [проект] на соответствие нормативам по садикам, школам, парковкам и пр. В итоге на Тополиной аллее по нормативам не хватает парковочных мест: у нас обещали построить четыре подземных парковки – нет ни одной. И по городу таких мест очень много», – говорит Никитин. 


Уроки истории

Мы заглянули в историю развития города – в Челябинске было разработано четыре Генплана: в 1936, 1947, 1967 и 2002 годах. Правда, в 1838 году у них был «прародитель» - проект развития города, в котором была обозначена необходимость сохранения полицентричности.

  • В 1936 году в Генплане город разделили на пять районов, предусмотрено развитие жилой территории вокруг исторического ядра. Война смешала все планы – в город были эвакуированы десятки крупных промышленных предприятий, и это не могло не отразиться на Челябинске. 
  • В 1947 году основной архитектурно-планировочной идеей было объединение разрозненных частей города в единый организм. Чурилово и северо-запад стали рассматривать как территории перспективного планирования. Кроме того, в документе было предусмотрено строительство гранитных набережных реки Миасс.
  • В третьем Генплане от 1967 года тоже было несколько интересных идей: планировался вывод из города промышленных предприятий или изменение профиля предприятий. По Генплану руководство планировало перебазировать из зон жилой застройки ряд мелких промышленных, коммунальных предприятий и складов в организованные промышленные зоны. Главная градостроительная идея тех лет – включение в архитектурно-планировочную композицию города Шершневского и Каштакского боров, Шершневского водохранилища и реки Миасс.

 В Челябинске на территории промзоны планируют построить жилой комплекс Примечательно, что в последнем варианте от 2002 года проектировщики предлагали отказаться от увеличения площади города и сосредоточиться на качественной реорганизации территории, позитивном переустройстве среды мегаполиса. Кажется, следовать плану не получилось. 


Москва не сразу строилась, Челябинск – тоже 

В новом Генплане, причем даже в предыдущей версии, были идеи, которые могут положительно отразиться на развитии Челябинска, считают эксперты.

«В будущем Генплане есть несколько серьезных положений: о единой набережной и создании большой – в 114 км – зеленой набережной. Документ может действительно решить часть проблем города, например, частично – с экологией, частично – с транспортной доступностью, экотропами, велосипедными дорожками», – предполагает Вахтанг Чикаберидзе. 

Правда, с реализацией крупных проектов в Челябинске пока трудности – набережную в 500 м вовремя не построили, недостроенный конгресс-холл красуется в центре, а тема метро давно стала практически анекдотом.

По словам транспортного эксперта и урбаниста Алексея Радченко, в новом Генплане предусмотрено развитие трамвайной сети, и то это для города будет только в плюс. Например, трамваи предлагают пустить до отдаленных районов, включая Парковый.

«Метро Челябинску не нужно. Проблема давно назрела, и ждать больше нельзя. Город широкий, больших масштабов, и место для скоростного транспорта есть, зачем его уводить под землю? Ничего не мешает начинать развивать эту тему и без Генплана», – отметил Алексей Радченко. 

Кстати, буквально на днях губернатор Алексей Текслер рассказал, что в Челябинске появится метротрамвай. Вагоны будут ходить по существующим линиям, а также спускаться в туннели метро. Для этого построят спецальные спуски и подъемы. Сумма инвестиций составит около 46 млрд рублей.

Есть и недочеты в новом Генеральном плане. Как говорит Роман Никитин, в районе Лакокрасочного завода – недалеко от шлакоотвалов – авторы не принятого в прошлом году Генплана предложили сделать кампус для студентов на 2,5-3 тыс. мест. 

«Они хотели сделать там общежитие, студенческие корпуса, творческие мастерские и совместить промзону и проживание. При этом рядом шлакоотвалы, ветер разносит пыль. И как там людям жить? Как можно туда отправить студентов?» – недоумевает Роман Никитин. 

Это не единственная претензия к Генплану, которую выставили жители города. Вахтанг Чикаберидзе отмечает: главное, чтобы в плане учли озеленение и обеспеченность городскими сервисами.

«Все, чем мы пользуемся еженедельно и ежедневно: от театра до работы, от школы до магазинов. Такие сервисы должны быть в пешей доступности», – заключает Чикаберидзе.  

Остается дождаться решения Челябинской городской думы по документу. С высокой вероятностью его примут.

«Депутатам оказалась близка основная концепция градостроительного направления развития города: не за счет расширения границ, а за счет освоения уже существующего внутригородского пространства. При этом важно отметить, что речь идет не об уплотнительных застройках, а о рациональном освоении свободных участков», – отметили в пресс-службе думы после первого рассмотрения документа. 

Напомним, что в Челябинске давно говорится о необходимости развития города вглубь, а не вширь. Так, например, планируется реновация жилого сектора в Ленинском районе, вдоль Копейского шоссе.

Автор: Наталья Горюнова

Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации

+7 922 143 47 42

Источник фото: Дмитрий Толстошеев для ЕАН
Комментировать