February 10, 2020, 04:42 AM
Мария Трускова

«Гигантский груз ответственности»: екатеринбургский психолог о плюсах и минусах семейного образования

Семейное образованиеВ течение 2018/2019 учебного года в городской департамент образования поступило 295 уведомлений от родителей о переходе на семейное образование, в течение лета - 165. Для сравнения, в 2015 году была подана 31 такая заявка, в 2016 году – 143, в 2017 – 183 и в 2018 – 200 становится все более популярным у екатеринбуржцев. Недавно ЕАН публиковал рассказ мамы, которая теперь сама обучает дочь-четвероклассницу. Сегодня своим мнением относительно этой формы образования делится психолог екатеринбургской клиники «УГМК-Здоровье» Елена Долбина. В интервью нашему корреспонденту она рассказала, с какими трудностями могут столкнуться родители, которые решили перевести детей на семейное обучение, и как можно их преодолеть.

- Елена Викторовна, по какой причине чаще всего родители переводят детей на семейное обучение?

- Эта форма образования не является массовой, но иногда она является единственным выходом из определенной ситуации. Часто родители обращаются к такой системе обучения, когда ребенок очень одаренный и ему просто становится скучно в школе. Тогда родители понимают, что учась индивидуально, они смогут дать ему больше знаний. Часто такие дети «перескакивают» через классы и раньше, чем сверстники, получают аттестат. Но таких ребят немного.

Еще одна категория детей, которых переводят на семейное образование – это спортсмены, у которых такой график жизни, что они вынуждены часто пропускать школу. Они постоянно ездят на сборы, на соревнования, и для них удобно учиться в своем графике – так они и получают знания, и не отстают от сверстников.

Также бывает, что на семейное обучение переходят дети с ограничениями по здоровью. В основном, они, конечно, находятся на домашнем обученииПросим читателей не путать семейное образование с домашним В первом случае организацией обучения детей занимаются сами родители, школьники приходят в учебное заведение только чтобы пройти аттестацию. На домашнем обучении же, как правило, находятся дети с ограниченными возможностями здоровья, к которым учителя приходят лично или проводят уроки по видеосвязи, но есть определенный список заболеваний, который его не предусматривает. Например, слабослышащие или слабовидящие дети должны ходить в коррекционную школу, но иногда родители по определенным причинам не хотят их туда отдавать - например, потому что в специализированное учебное заведение надо очень далеко ездить. Бывает, что оно даже может находиться в соседнем населенном пункте.

Среднестатистическому же ребенку нет необходимости заниматься по такой форме образования. Родители смогут найти ему ту школу, которая соответствует его интересам и способностям. Сейчас много учебных заведений с разным уклоном, есть специализированные гимназии, лицеи и т.д.

- Но многие родители считают, что в индивидуальном порядке смогут дать ребенку намного больше знаний, чем он получит при стандартном школьном образовании…

- Тут следует учитывать, что при семейном обучении на родителей ложится гигантский груз ответственности. Смогут ли они действительно научить чему-то ребенка, есть ли у них педагогические способности?

Ко мне часто обращаются на консультацию родители в связи с тем, что они просто не могут делать со своими детьми домашние задания. Занимаясь с ними, ребенок начинает истерить, филонить, кричать «не хочу, не буду». И это речь всего лишь о домашних заданиях. А как тогда выстраивать обучение на дому?

- Есть ли риск, что, занимаясь дома, ребенок начнет воспринимать маму только как учителя, а не как маму?

- И такое вполне может быть. Маме действительно надо будет приложить все возможные усилия, чтобы и обучать ребенка, и при этом оставаться мамой. Были случаи, когда после перехода на такое обучение дети просто переставали хотеть учиться. Родители не смогли обеспечить такой же контроль, как учителя, и дети становились расслабленными. То, что график на день зависит только от мамы, что нет звоночков на урок и перемену, не все могут воспринять. У маленьких детей вообще еще нет самоконтроля, они не умеют себя организовывать. И не испортятся ли отношения между ребенком и мамой? Когда мама будет постоянно стоять и строго говорить: «нет, мы с тобой сейчас садимся и учимся».

После 14 лет дети более осознанно подходят к организации учебного процесса, но хватит ли маме того образования, которое она получала в школе больше 20 лет назад, чтобы выучить ребенка? Это тоже вопрос. Часто бывает, что именно после перехода детей в среднее звено родители, понимая, что им не хватает знаний, переводят их с семейного обучения назад в школу.

При этом может быть, что до этого ребенок и вовсе не ходил в нее – с первого класса учился дома. И если у него не было при этом секций, кружков и так далее, у него могут возникнуть проблемы при адаптации в новом социуме. Потому, что он не знает, что существует другое мнение, не знает, как возражать конструктивно…

Школа – это же не просто образование, это еще и школа жизни. Там дети переживают первые влюбленности, ссоры, переживания. И такого опыта не будет, если ребенок только видит маму.

У тех же спортсменов есть команда, они с этой командой ездят на сборы, соревнования, они проживают полноценную жизнь, получают опыт человеческого общения. Там есть и здоровая конкуренция, как в школе, и отношения. Если же ребенок никуда не ходит, то могут быть проблемы с адаптацией.

- И как их решать, если родитель принял решение вернуть ребенка в школу?

- Можно организовать предварительное знакомство с будущими одноклассниками. Хорошо, если в школе уже есть знакомые и с ними налажен контакт. Но если у ребенка есть трудности с коммуникацией, он сам по себе тревожный, то лучше, конечно, подготовить его заранее - пройти психологические курсы общения, где специально обучают коммуникационным навыкам, проигрывают те или иные ситуации, учат, как вести себя в конфликтной ситуации. Лучше предотвратить сложности, чем потом решать проблемы.

- Дети, которые находятся на семейном обучении, раз в четверть или раз в полгода проходят аттестации в школе, чтобы подтвердить уровень своих знаний. Это стресс для них?

- Конечно. Как правило, надо за очень короткий срок сдать все предметы. А дети бывают разные – есть очень эмоциональные, которые начинают переживать еще задолго до контрольной, а есть те, кто спокойно к этому относится. Если ребенок тревожный сам по себе, то конечно, это стресс и надо помочь ребенку с ним справиться.

- Резюмируя, какие рекомендации вы бы дали родителям, которые решились перевести ребенка на семейное образование, и как оптимально реализовать обучение по этой системе?

- В первую очередь, родители должны ответить себе на вопрос, с какой целью они забирают ребенка из школы. Не нужно основываться на каком-то одном аргументе. Например, если не сложились отношения с одноклассниками, не понравился учитель, это не повод для перехода на семейное обучение. Тут можно просто перевести ребенка в другой класс или найти другую школу.

О переходе надо задумываться, если есть совокупность факторов. Например, если мама понимает, что ребенку в школе очень тяжело – он часто болеет, отношения с окружающими не складываются, успеваемость плохая. Или, наоборот, ему скучно, он обогнал по развитию одноклассников, знает намного больше их, и ему с ними просто неинтересно.

Ни в коем случае родителям нельзя основываться на своем опыте: «мне было в школе плохо, значит ребенку будет тоже плохо». Это не факт. Не надо основываться и на своих амбициях – «мой ребенок гениальный, и школа его испортит». Надо понимать, что этот гениальный ребенок пойдет в институт, в социум, и задуматься, насколько тяжело ему будет потом осознать, что он там - не звезда.

Что касается организации самого обучения, на мой взгляд, идеальным будет вариант, когда с ребенком будут заниматься профессиональные педагоги. Много примеров, когда родители тех же детей-спортсменов кооперируются, нанимают репетиторов, арендуют специальное помещение. По сути, у них и программа индивидуальная, и эти трое-четверо детей общаются между собой, поэтому создается среда, аналогичная школьной, и родители сохраняют за собой функцию именно родителей. Дома заниматься сложнее, там много соблазнов – игрушки, телевизор, смартфон и так далее. Поэтому вариант привлекать специалистов мне кажется идеальным. Другой вопрос, конечно, смогут ли родители справиться финансово.

Также, если ребенок не посещает школу, обязательно нужно отдать его в различные кружки, секции, где ему будет интересно и где он сможет найти друзей.

И еще одна рекомендация – не нужно подрывать авторитет школы, учителей в глазах ребенка. Нужно объяснять ему, почему он переведет на семейное обучение – чтобы он все успевал, чтобы ему было интереснее, но плохих отзывов о школе лучше избегать. Тем более, что обстоятельства могут сложиться так, что ему придется туда вернуться.

Источник фото: pixabay.com
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+