June 28, 2022, 07:44 AM
Людмила Орлова

Главный архитектор Челябинска Павел Крутолапов: «Где все были, когда квартиры на месте леса строились?»

Челябинцы, которые возвращаются в город уже в качестве гостей, отмечают позитивные изменения. Несмотря на это, критика в адрес чиновников городской мэрии не стихает: тут лес застраивают, тут скульптуры не устраивают, а тут дом хотят воткнуть. В интервью ЕАН главный архитектор Челябинска Павел Крутолапов рассказал о планах на Сад камней, о зимних вариантах использования пространств и влиянии среды на бизнес.

 От магистралей до набережных: челябинцы спроектировали маршруты велодорожек на 10 лет вперед - В Челябинске стали регулярно проводить опросы о благоустройстве, что лучше сделать на той или иной территории. Помимо этого, в городе периодически проводят соучастное проектирование. Для чего спрашивать мнение горожан, если эксперты имеют специальное образование? 

- Соучаствующее проектирование (СП) как таковое не предполагает создания конечного продукта, который можно брать в работу для реализации. СП – это больше проектирование содержания, сценарий использования пространства. По сути, горожане в большей степени работают не с тем, какая конкретно будет лавочка, например. Они проектируют смыслы. Это такой мозговой штурм: как бы территория могла быть полезной мне как жителю, мне как ребенку, мне как пенсионеру, мне как студенту и т.д. 

Это правильно, когда помимо заказчика есть еще некая комиссия, “приемочная” работ в виде жителей, будущих пользователей, которые дают оценку уже на этапах поиска смыслов и проектирования.

А значит, они себя сразу начинают ассоциировать с этим пространством, ведь они вложили свое время, ресурсы: в какое-либо начинание морально сложно после этого “плюнуть”. 

И мы (жители), ассоциируя с собой то или иное пространство, начинаем подсознательно о нем заботиться.

Есть ошибочные мнения, что по итогам СП появится проект, готовый к реализации, но и тут мы возвращаемся к вашему тезису: эксперты лучше знают. Пространство проектирует архитектор и инженер, но на основе ТЗ от горожан. 

- В этом году планируется благоустроить Сад камней, концепт которого выбирали жители. Но именно там планировалось сделать выход из метро. Если метротрамвай достроят, то весь сквер перекопают или выход перенесут в другую точку?

- Глава города Наталья Петровна Котова поставила задачу подходить к благоустройству осмысленно. Парки и скверы должны дополнять друг друга, создавая единую экосистему. Сад камней — это громадная территория, как две площади Революции. Часть этой территории “зарезервирована” под возможность строительства павильона метро. Мы там ничего делать не будем, но она останется по-прежнему прекрасна: там будут расти деревья. Именно такова концепция, которая предполагает сохранение зеленого оазиса в деловом центре города. Так воспринимается эта территория, даже где-то чересчур заросшая, переросшая, даже несколько маргинализированная, потому что там нет того, что мы называем социальным контролем. Но сейчас ситуация намного лучше: построили набережную, туда пришли горожане, территория приобретает смысл. 

 Помойка вместо сада. Что стало с лучшим местом Челябинска 

- Зачем городу дорогая подсветка? Насколько эффективно тратить деньги на «украшательство»? Не получали ли вы предложения от жителей направить эти средства на что-то более практичное?

- Следуя данному тезису, мы должны спилить все капители, затереть русты зданий, убрать все декоративные элементы, «украшательство» и жить в аскетичных панелях! А еще эффективнее построить 100-метровые башни, загнать туда людей, рядом поставить парки, давать возможность там гулять по талонам два часа в день. Это все про эффективность.

Но человек нуждается в эстетике, в искусстве, красоте окружающего его пространства, и он стремится созидать! Именно поэтому существуют такие понятия, как арт, скульптура, архитектура. 

Создание скульптур неэффективно, картины — это неэффективно, тем более сегодня, когда все можно напечатать на баннере. Писать маслом неэффективно. Нужно быть аккуратными с этим тезисом. Пытаться сохранить баланс между функцией и эстетикой. Касательно подсветки зданий - нужно понимать, что город не перестает функционировать и в темное время суток и ключевые здания могут и должны быть подсвечены.

 

- Но в городе так много проблем. Урбанисту, например, не нравится…

- А многим, очень многим нравится! Мы готовы к конструктивной критике, но она должна находиться вне оценочного суждения. Вы обратили внимание, что появляется все больше фасадов с архитектурной подсветкой. Она грамотно спроектирована с точки зрения композиции, света. 

- Отложим «нравится/не нравится». Но не поспорить, что стойки для подсветки выглядят кошмарно! Что с ними планируется делать?

- Прорабатываем сейчас – критика понятна. Предполагается несколько сценариев цвета. Базовый: подсветка деревьев теплым светом. И сценарий под массовые городские праздники: вот день города, например, бам - и все подсвечивается! Чтобы ощущалась дата! Это другое дело, все нужно настроить.

Есть места в городе, где такую конструкцию можно доработать, например, парки, где люди проходят мимо, чтобы не мозолило глаза. Будем дорабатывать, использовать другие элементы.


- Почему в Челябинске не убирают провода под землю?

- Там, где это возможно, провода планомерно убирают. Это не так просто, дело не одного дня. Нужна цель и планомерная работа в этом направлении. Мы представляем, что провода - это какая-то розетка, но есть секретные сети, нормативные расстояния между разными типами коммуникаций, чтоб убрать которые нужно сначала построить так называемую канализацию, транзиты. А потом начинается другая история: часть проводов не может быть рядом друг с другом, электричество может плохо сказываться на слаботочных сетях… И это серьезный и очень дорогостоящий процесс проектирования и строительства. Давайте представим себе, что перед вами стоит задача: сделать улицу Свободы или нет, потому что нет возможности решить вопрос с проводами. Что предпочтете?

 

- Сделать?

- Миллиардные вложения нужны, чтобы убрать все провода. И тут есть действительно большое количество проблем. Но какова эффективность? Да, мы уберем их. Но сколько город приобретет? Может, эффективнее создать благоустройство, озеленить пространства и улицы, где люди каждый день ходят? Все равно не отказаться от проводов полностью. Это нужно делать, если мы комплексно заходим на реконструкцию улицы и снимаем покрытие. Вот тогда да.

- Зачем нужны были киты, установленные в прошлом году на набережной? 

- Промахи случаются. Согласно должностным инструкциям, Главарх отвечает за формирование внешнего облика города. Можно найти 1000 причин и отговорок, но ответственность лежит на архитекторе.

Мы не покупаем готовое изделие, а по концепции объекты были сделаны из нержавейки, квадратики должны были на ветру шевелиться. Предполагалось, что они всегда немножко будут бликовать за счет этого. Намек на кинетику. 

И что произошло? Новый год, сроки, много городов и много пожеланий - так уж сложилось, что организация, которая выиграла [контракт] (кстати, хорошая организация), отложила проект на полку. Когда начался шум, то они признали свои промахи, забрали объект. Но история уже с негативным окрасом получилась. Не было тут никакого умысла. Купили и по гарантии сдали. Что еще нужно? Кто-то поймал хайп. Хайп, чтобы что-то делать: ну наконец-то, подставляйте огород, будем кидать камни!

 Главному архитектору Челябинска вынесли выговор из-за (не)установки китов 

- Почему в городе не применяется тактический урбанизм? Нередко звучали идеи камушками-клумбами отделить пространство, чтобы оно использовалось эффективнее.

- Используется, и примером того является улица Красная – пешеходный переход реализовали посредством разметки и столбиков. В этом году планируется доделать тротуарную часть. Сейчас, несмотря на то, что разметка дает пешеходу право подойти к ее краю, люди все равно стоят там, где и раньше. Не работает предложение. Цель-то какая? Чтобы люди выходили и пользовались тактическим урбанизмом или сделать тактический урбанизм? Не пользуются! Может быть, тактический урбанизм не так эффективен, не думали об этом?

 

- В городе реализовали проект набережной, который расхвалили и горожане, и архитектурное сообщество страны. Однако местами асфальт уже провалился, появились ямы с лужами. Почему у нас такая беда с реализацией проектов? Не хватает компетенции? Или ресурсов для осуществления контроля?

- Нужно обратить внимание. В любом случае такое случается. Есть гарантийные обязательства, нужно устранять. С компетенциями бывают сложности, но это общая проблема всех городов.


- Как договаривались с предпринимателем о благоустройстве территории у набережной?

- Администрация может тратить деньги только на территорию, которая находится в ее собственности. А здесь часть территории принадлежит Александру Одольскому («Мегаполису»), и мы не могли реализовать идеи в полном объеме без участия этой коммерческой структуры.

Мы пришли к ним и говорим: «Слушайте, такая классная история, мы сделаем так, так и так, у вас тут грузовик с мороженым перевернулся, поэтому давайте вы тоже вложитесь, фасады переделаете».

А это как раз пандемия – тяжелое время. Благоустройство-покрытия предприниматели сделали, а по фасадам отказали. Понимаю.

Проходит какое-то время, мы реализовываем проект. Был период, когда набережная еще не открылась, но горожане уже пришли. А предприниматели умеют считать деньги.

Через какое-то время приходит ко мне представитель «Мегаполиса», говорит «хочу» и протягивает проект на фасады. Это первый прецедент в городе, когда не объект капитального строительства повлиял на благоустройство, а благоустройство - на объект! Кстати, если бы ребята этого не сделали, то были бы в намного более тяжелой экономической ситуации. У объекта появилась вторая жизнь: проходимость в выходной день здесь около 10 - 12 тыс. человек!

 Сквер на территории бывшего автовокзала «Юность» обойдется Челябинску в 48,6 млн рублей 

- Почему перед дворцом спорта «Юность» не стали благоустраивать всю территорию?

- Перед ДС «Юность» останется парковка и открытая площадка, там проводят мероприятия, поэтому парковка необходима (мы и так от нее много забрали). Если мы в романтиков-урбанистов не превращаемся (а мы не превращаемся), то понимаем, что автомобилист тоже существует.

Всегда плох перекос. Поэтому мы стараемся соблюдать баланс. Наша задача - создать связи тротуаров, общественных пространств, и мы это делаем. Например, уберем автомобильный съезд, чтобы сделать удобный пешеходный переход.



- Что с зимними решениями для объектов благоустройства? Вас критиковали, что зимой горожанам некуда пойти – все скверы заточены под лето.

- Вот тут предполагается каток (на месте фонтана в Саду камней – прим. ЕАН). Здесь будет идеально. Этот фонтан мы будем ликвидировать, и было бы нелепо убирать деревья. А там на набережной каток ну никак не получалось сделать! На набережной отсутствовал функционал, а теперь люди могут зайти в кафе и погреться. На светящихся качелях народу зимой была тьма! Вот вам они не нравятся, эти качели, а детям нравится. Как быть? Смотреть на уместность!

 «Это 100% нарушение». В Челябинске возле памятника решили залить каток и построить павильоны 


- Почему у нас набережные не проектируются в одном стиле? Зачем эти разные огрызочки, не связанные между собой?

- А зачем [в одном стиле]? Внешне облик набережной должен отличаться, а по функциям вы правы – они должны функционально перетекать из одной в другую. Эта набережная (за Краеведческим музеем – прим. ЕАН) появилась самой первой, и, наверное, были совершены какие-то недоработки.

Кстати, для меня было открытием, что соучаствующее проектирование говорит о том, что не нужно делать велодорожки на набережной. Велосипедисты предложили убрать велодорожки с Кировики. Типа мы не хотим соприкасаться с пешеходами. Для меня было это откровением. 

Может, с набережной то же самое, т. е. это не та набережная, где велодорожка – это круто.


 

- С красотой разобрались. Но противоположную часть берега в Калининском районе благоустраивали, но не доделали. Почему там нет освещения? Возможно ли это исправить?

- Не знаю. Исправить возможно. Но всегда целесообразность должна быть. Важнее доделать? Хотя раньше ее вообще не было, а можно сделать лучше.

 

- Но она не притягивает людей, там нет света, ночью там страшно!

- Да, у нас есть в планах вывод электричества. Но давайте честно: проводить туда электричество или увеличивать общую протяженность набережной? Сколько еще нерешенных вопросов! Ведем диалог с собственниками «Европа-Азии» (торговый центр на ул. Кирова - прим. ЕАН) - объекту нужна реновация, переосмысление. Совершенно очевидно, что реновация будет ждать и «Торговый центр». Есть ли смысл туда заходить, если можно предсказать такие работы?

- Много планов по реновации. Хотела спросить, какая судьба ждет элеватор в центре города?

- Очевидно, что он должен сохранить часть своего внешнего облика, именно те фасады, которые являются культурным наследием, предметом охраны. Будет ли он реновирован? Должен. Под какую функцию? Ответил бы, если был бы бизнесменом и понимал. Мне абсолютно понятно, что сегодня вкладывать в него какие-либо средства не актуально, там нет пользователей. А если территория заживет новой жизнью, тогда да.

 «Нет отопления, воды и интернета»: как живут в старых кварталах и чего ждут от реновации в Челябинске 

- В Генплане прописано не расширение города, а уплотнение – строительство на уже освоенных территориях. Но в чем смысл принимаемых решений, когда пригород (Сосновский район) все прибывает?

- Когда Сосновский район застраивался коттеджами и урбан-виллами, то это предполагалось как второе жилье, дача. Там большинство жителей имеют челябинскую прописку. Поэтому у района не было спроса на школы и сады. Ситуация поменяется при массовом строительстве жилья. Появится острая потребность в социальной инфраструктуре. Уверен, что в скором времени там возведут инфраструктуру, прописанные там люди не будут ездить сюда.

- А Сосновский район не мешает реализации застройки центра и привлечению людей?

- Никак не мешает. Вы видели, за сколько продались «Башни свободы». Сейчас так продается «Алое поле». Это говорит о том, что мы правы и есть высокий спрос на жилье в центре. А самая низкая доля жилых квадратных метров - именно в центральной части города. Означает ли это, что нет спроса на Сосновский район? Но большое количество горожан выбирает доступность множества сервисов, и центр города будет всегда впереди.

 

- Как решается проблема микрорайонной застройки и редкой сетки улиц в Челябинске?

- Новое строительство все больше опирается на принцип квартальной застройки. А существующие микрорайоны невозможно превратить в кварталы. Обсуждаем с застройщиками новые типологии застройки. Да, действительно скоро появится большое количество проектов с так называемыми кварталами, как в центре.

- В городе много пустырей, почему хотят строить спортивные объекты на залесенной части близ Тополинки? Мы не можем выбросить тот факт, что там есть деревья. Почему нам обязательно там нужно строить, а не в другом месте?

 Прокуратура снова проверяет вырубку березовой рощи для катка в Челябинске. ДОКУМЕНТ - Вы имеете в виду, на территории, где большое количество деревьев? Лес — это юридический термин. Работа ведется. Городские леса ставятся на кадастровый учет. Касательно 19-х микрорайонов: по поручению Натальи Петровны мы отменили ДПТ (документы по планировке территории), предполагающую застройку высотными домами, скорректировали ПЗЗ (правила землепользования и застройки) - заменили зоны, предполагающие возможность строительства жилья, на рекреационные (зеленые). Город ведет планомерную работу по увеличению зеленых насаждений.

Касательно пустырей. Во-первых, есть институт частной собственности: в большинстве случаев то, что вы называете пустой землей, таковой не является, у нее есть владелец.

Почему строительство именно там? Да потому, что там построили десятки тысяч квадратных метров жилья. Кто их строил? Мы? Это была ошибочная политика? Ошибкой было не построить соцобъекты, а убежать вперед жильем, без садиков, школ, объектов спорта и здравоохранения. 

Жилье там не на лесах, что ли, строилось? Где все были, когда жилье строилось? Давайте быть честными с собой: себе купить квартиру на деревьях – это норм, а соседу – не норм. Там необходимы социально ориентированные объекты, как раз чтобы детки учились, отключить маятниковую миграцию. Правильно это? Правильно. 

 

 Челябинская мэрия сделала новое заявление по строительству на Тополиной аллее 

- Некоторые раскритиковали идею ввести дизайн-код в городе, якобы от этого снова пострадает бизнес. Объясните простым языком, зачем нужны эти правила?

- Дизайн-кодГлавные «нельзя» нового дизайн-кода: Нельзя размещать вывеску выше линии перекрытий между первым и вторым этажами многоквартирных жилых домов. Нельзя размещать вывески на козырьках. Нельзя перекрывать и закрывать настенной вывеской окна, двери, витражи. Нельзя размещать вывески на лоджиях и балконах. Нельзя размещать вывески на колоннах, пилястрах, орнаментах, лепнине - то есть на архитектурных деталях фасадов. Нельзя размещать вывески ближе, чем в одном метре от мемориальной доски. Запрещены бликующие вывески, которые используют динамические системы смены изображений (роллерные, поворотные панели, призматроны, экраны, бегущую строку и пр). Нельзя размещать вывески из картона, ткани, баннерной ткани. Нельзя размещать вывески на оконных проемах. Запрещены вывески на подложке (если здание относится к числу объектов исторического и культурного наследия). – это свод правил, как делать вывески. Такой диапазон возможностей: от сих до сих, и в этом промежутке делай что хочешь. Это нельзя, а это можно. Страдает ли при этом бизнес? Ну если ты хотел затянуть фасад баннером, и мы тебе не даем этого делать, то, наверное, страдает. Баннеров на фасадах не будет. Это плохо только для изготовителей баннеров, наверное. Если вы находитесь внутри социума, то нужно уметь договариваться.

- У нас уже есть дизайн НТО. Почему проект не работает и в городе все еще стоят ржавые оборвыши-ларьки?

- Да, есть проблема в реализации, но опять-таки. Она существовала несколько десятков лет. Нельзя за один год все изменить.

 «Шесть тысяч человек потеряют рабочие места»: бизнесмены Челябинска выступили против сноса киосков 

Источник фото: Юлия Чуличкова для ЕАН, Людмила Орлова
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+