December 31, 2021, 08:00 AM
Александра Аксёнова

Государство обратило на культуру внимание: итоги года Алексея Федорченко

ЕАН подводит итоги 2021 года. По традиции мы попросили наших спикеров оценить, что произошло в общественной, политической, экономической и культурных сферах Екатеринбурга и Свердловской области. Известный всему миру кинорежиссер Алексей Федорченко мерит итоги года своими новыми киноработами, а в следующем году более всего ждет премьер фильмов киностудии «29 февраля». Помимо собственного кино Федорченко поддерживает новую команду Свердловской киностудии, ставит собственные спектакли в театре и страстно изучает фонды библиотек в поисках старых новых историй. 

- Если говорить о личных итогах года, как он сложился, удачно?

- В этом году, как и в прошлом, было много интересной работы. Наша кинокомпания «29 февраля» последние три года работает нон-стоп. В этом году мы закончили два игровых полнометражных фильма “Последняя “Милая Болгария” и “Большие змеи Улли-Кале”, один большой документальный фильм “Монета страны Малави” и четыре коротких документальных фильма. Кинолента "Последняя «Милая Болгария» собирает призы на фестивалях. Хорошо сложился год у фильмов, на которых я работал художественным руководителем: фильм Сабрины Карабаевой “Стендап - это боль” победил в Питере на “Послании к человеку”, фильм Рината Ташимова “Второе солнце” - в Выборге и Архангельске, Евгений Григорьев с “Подельниками” получил несколько наград, и это только начало.

- А в целом екатеринбургские режиссеры хорошо идут в общем кинопотоке?

- У нас есть несколько отличных режиссеров. Кто-то, как Оксана Черкасова, Марина Чувайлова, Павел Фаттахутдинов, работает в Екатеринбурге, а кто-то, как Иван Соснин, Дмитрий Геллер, Василий Сигарев, уехали из города, но это все равно уральские режиссеры, наши. 


Фото с Гатчинского фестиваля-2021. Приз за лучший игровой фильм, приз за лучшую режиссуру - «Последняя «Милая Болгария»». Приз за лучший документальный фильм «За чем пойдешь, то и найдешь» Марины Чувайловой.


- В этом году мы узнали о перезапуске Свердловской киностудии. Что это значит – перезапуск?

- Главное, что государство обратило на Свердловскую киностудию внимание. Для прежней дирекции съемки кино были делом третьестепенным. Площади сдавались в аренду, проводились какие-то околокиношные мероприятия, школы и экскурсии. Все то, за что можно быстро получить деньги. Сейчас в киностудию пришли неравнодушные люди, которые верят в ее возрождение. Женя Григорьев (новый арт-директор Свердловской киностудии - прим. ЕАН) начинал здесь, я тогда работал в киностудии, и мы отправили его на обучение во ВГИК. Конечно, для восстановления площадок студии нужны миллиарды. Нужно закупать технику, это тоже миллиарды.

Одна камера стоит 10-15 млн рублей. Для того, чтобы окупиться, нужно будет днем и ночью работать на площадках студии – в режиме конвейера. У меня большая надежда на Виктора Шадрина и Евгения Григорьева. Нужно иметь большую любовь и веру, чтобы поднять киностудию. Вот только вчера студия купила две новые отличные камеры, это прекрасно.

Министр культуры Ольга Любимова с новой командой Свердловской киностудии

 Капитальный ремонт, бесплатная киношкола и новые фильмы: министр культуры РФ осмотрела Свердловскую киностудию 

- То есть власти начали обращать внимание на представителей культуры и это дает свои плоды?

- В этом году впервые за 20 лет нашей работы губернатор Свердловской области нам впервые помог – с финансированием фильма «Последняя «Милая Болгария». Он нашел инвестора, который выделил средства на завершение фильма. 

Кадр из фильма "Последняя «Милая Болгария»

Позже Евгений Куйвашев попросил меня разработать концепцию нового кинофестиваля. Мы размахнулись и придумали самый масштабный фестиваль в мире. Мы понимали, что никогда не соберем таких денег, но нам нравилось его придумывать, теперь этот проект есть – и хорошо. Сейчас над новым фестивалем думает и Свердловская киностудия. Надеюсь, в Екатеринбурге будет новый большой фестиваль.

А в конце года губернатор Евгений Куйвышев и министр культуры Светлана Учайкина обрадовали нас тем, что область поддержит еще несколько наших фильмов. Настоящий новогодний подарок!

В этом году в Екатеринбурге открылся центр “Эрмитаж-Урал”. Это очень интересный российский проект - такие центры открылись в нескольких городах. Я посмотрел уже три выставки - то, что раньше никогда не видел.

«Эрмитаж-Урал».

 Экскурсия по уральскому Эрмитажу за сутки до открытия (ТРАНСЛЯЦИЯ) 

В этом году также был создан интересный институт при мэрии – «Совет неравнодушных горожан». Я в него вхожу, но сперва относился к нему как к очередной прослойке между властью и народом. Но на деле оказалось, что многое из того, о чем говорится на совете, осуществляется. Очень интересно понаблюдать, как он будет развиваться. На мой взгляд, в мэрии появилась интересная команда, которая пытается работать с критикой, сделать что-то новое, сменить имидж города. Да и улицы стали убираться лучше.


 Назад в будущее: в Екатеринбурге прошло «юбилейное» заседание «Совета неравнодушных» 

- Одно из событий последнего времени, которое вызвало критику, - восстановление барельефа Сталина. Как относитесь к тому, что он вернулся на историческое место?  

- Я антисталинист, этого не скрываю и как могу борюсь со сталинизмом. Но я был бы не против, если бы была проведена хорошая реставрация и этот барельеф восстановили. Мало того, что на ОДО сделали не самый удачный новодел, еще и всю лепнину вокруг разворотили. Конечно, это сделано не для восстановления исторического облика здания, а для галочки перед властями, которые задают вектор сталинизма. Еще когда я был школьником, я знал, что на ОДО был барельеф Сталина.


И всегда было жалко, что он где-то спрятан. Наш позор не в самом изображении Сталина, а в том, как к нему относятся, для чего была выполнена эта непрофессиональная и нелепая “реставрация”. Бороться нужно не со знаками и эмблемами, а с глупостью, пошлостью, мракобесием и деспотизмом.

 Военные объяснили, почему на здании Дома офицеров ЦВО появился неоригинальный барельеф Сталина 

- Ельцин Центр также находится в вечном историческом скандале. В этом году на «Ночи музыки» музыкант Вадим Самойлов, кажется, как никто другой высказался против площадки на самой же площадке. Как думаете, может, хорошо, что вот есть у нас такая история, достойная бесконечных дискуссий?

 «Тупорылая *****»: хедлайнер Ночи Музыки в Екатеринбурге Вадим Самойлов оценил работников Ельцин Центра и площадку прямо со сцены 

- То, что случилось с Вадимом Самойловым, – это пьяная глупость, которую я не хочу обсуждать. Мне кажется, что президентские центры, какими бы ни были президенты, – это хорошо.

Пусть будут Хрущев Центр в каком-нибудь целинном городе, например, в Оренбурге, Брежнев Центр в Новороссийске, Медведев Центр в Питере. Пусть будет Сталин Центр в Волгограде, и в нем будет Музей истории ГУЛАГа вместе с Музеем Второй мировой войны. А в Хрущев Центре - Музей космонавтики и Музей целины. 

Если мы говорим о президентских центрах как о пространствах, символизирующих период нашей истории, без перекосов ни в ту, ни в другую сторону, – то почему бы нет? Это должны быть научные, культурные центры с библиотеками и НИИ исторических периодов. В музее Ельцина я видел и нелицеприятные моменты из периода его президентства. Как мне кажется, Ельцин Центр достаточно объективен.

Во всяком случае, когда там ставится спектакль «Война, которой не было» о чеченской войне, в котором русская девочка из Грозного говорит: «Нас бомбил Ельцин», - это не похоже на предвзятость.

- Если говорить о творческом Екатеринбурге, широкая аудитория о нас знает как о городе, где проходит «Ночь музыки». Хорошо это или плохо?

- Замечательно, что у нас проходит этот фестиваль, Евгений Горенбург большой молодец. Сам я, правда, не был ни разу. Видимо, спал.  

- А вот эта история с QR-контролем, который все никак не могут снять с учреждений культуры. Библиотеки, театры, музеи нужно популяризировать, а тут их будто немного отодвигают…

 «Отменяем поэтапно»: свердловский вице-губернатор объяснил, почему музеям и библиотекам оставили QR-коды 

- Не хочется говорить словами, которые уже сто раз сказаны. Что-то делать нужно, а как и что делать – никто все еще не понимает. Планировать что-либо не стало проще. В марте запланирована конференция в Нью-Йорке в Колумбийском университете, где будет представлена ретроспектива моих фильмов. Она уже три раза переносилась, сейчас для того, чтобы получить визу, мне нужно ехать в Варшаву, поставить вакцину Johnson & Johnson. Ужасно не хочется заниматься всеми этими пустыми делами, лучше поработать.

- Можно ли сказать, что как новые реалии, так и новые тренды в интернете меняют кино?

- Кино меняется, но тот, кто пытается бежать вслед за TikTok и снимать в его стиле, - проигрывает. Бекмамбетов придумал жанр, в котором действие разворачивается на экране компьютера. Первый фильм имел успех, но потом он столько раз это делал, что сейчас жанр умер. Людям нужны истории. Но с другой стороны, люди сбегают от микроформатов в гигантские форматы сериалов.

- В этом году вы попробовали себя в качестве театрального режиссера. Понравился ли опыт?

- Я детства мечтал о своем кукольном театре.

- Как Карабас Барабас?

- Да. С моим соавтором Лидой Канашовой мы написали три пьесы и сейчас заканчиваем четвертую. Писать пьесы очень кайфово, мне этот процесс очень нравится. Но работы в кино сейчас много, и я однажды понял, что до театра могу не дожить. Когда Антон Бутаков предложил мне поставить что-нибудь в ЦСД, я рассказал об одной из наших пьес, которая подойдет к локальной сцене их театра. В итоге мы поставили спектакль «Как я обманул всех и Бога» по нашей пьесе “Вторая бар-мицва”.

Спектакль «Как я обманул всех и Бога» на сцене ЦСД

Сейчас я думаю о большой сцене, не такой локальной.

Кстати, в свое время меня приглашал поставить пьесу Олег Табаков в «Табакерке» на открытии новой сцены. У меня уже были назначены репетиции, мне отдавали всех стариков МХАТа. Но Олег Павлович умер. Я поставлю ту пьесу, мне это интересно, это совсем другой опыт. Это кино одним кадром. Это множество репетиций. И мне интересен ЦСД, это интересный театр, удивительные актеры. Самый творчески растущий театр в Екатеринбурге. Конечно, что-то хочется с ними еще сделать.

- Ну вот скоро откроется обновленный Кукольный театр. Были бы там худруком?

- Это моя мечта, но там своя крепкая команда.

- И мы бы не потеряли Федорченко как кинорежиссера?

- Конечно нет, если все будет хорошо.

- Были ли какие-то потери в культурном Екатеринбурге в этом году?

- Много людей умерло. Близкий круг пока, к счастью, это не затронуло, но все равно какое-то чувство, что мы под бомбежкой находимся. Каждый день кто-то умирает, такого раньше не было. Это очень не нравится, но начинаешь более философски относиться к смерти, ты понимаешь, что смысл жизни – и есть сама жизнь: сегодня и сейчас. 

Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации

+7 922 143 47 42

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+