October 21, 2021, 05:57 AM
Валентина Попова

«Иногда люди не умнее птиц»: психологи – о том, почему мы перестали бояться чужих смертей во время пандемии

В Свердловской области, как и по всей стране, неумолимо растет статистика заболеваемости коронавирусом. Ежедневно мы видим: согласно федеральным показателям, от ковида умирают тысячи человек.

Полтора года назад, когда все начиналось, люди в волнении ждали ежедневные сводки от оперштаба – 30 заболевших, 40 заболевших. Первый умерший. Сегодня в регионе за сутки заболевание диагностируют у 600 человек, а умирает около 40, но это – увы – уже мало кого волнует. И уж тем более не стимулирует пойти и поставить прививку. Почему гражданам стало все равно, из-за чего они не верят властям и устали ли бояться? Разбираются психологи.

Клинический психолог, психотерапевт, региональный представитель Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии в Екатеринбурге Ольга Саволкова в беседе с ЕАН считает, что причиной спокойного отношения людей к ужасающим вроде бы цифрам является действие психологической защиты.

«Нам страшно думать и осознавать, что в мире что-то не так, что мы находимся в опасности, а управлять ситуацией не можем. Люди сначала боялись, но два года подряд бояться невозможно: наступает привыкание ко всему, как у военных, у которых со временем «затирается» восприятие, и их уже не шокируют стрельба, оружие, гибель других людей. В данном случае ситуация обстоит так же: сначала, скорее всего, переживало большинство из нас, теперь уже люди привыкли и игнорируют этот факт, воспринимают его как фон», - пояснила специалист.

Кроме того, несмотря на то, что в России едва ли остался хоть один человек, которого каким-то образом не коснулась пандемия, граждане продолжают относиться к отчетам властей с недоверием. «Опять нам нарисовали какие-то страшные цифры, такого просто не может быть», - сетуют многие. Ольга Саволкова связывает эти настроения с той же самой психологической защитой

 Избегайте разводов и не работайте за двоих в период пандемии. Колонка Дмитрия Деткова 

«В силу разных особенностей причины ухода в отрицание у всех будут разные, но выглядит этот уход всегда одинаково. Человек не верит в достоверность информации, придумывает, кому выгодна такая ложь. Это нужно для того, чтобы ему не пришлось столкнуться напрямую с такой пугающей и жестокой реальностью», - заключила Ольга Саволкова.

Еще одной причиной отрицания официальных данных о заболеваемости и смертности является общее недоверие народа по отношению к своему государству, считает психолог Антон Башкатов. Да и пандемия уже не новость, а значит, чувство опасности у людей притупилось, соглашается он со своей коллегой.

«Нет доверия к правительству у народа. Кроме того, пандемия продолжается уже два года. Когда все начиналось, явление было новым, опасным, невиданным. Теперь, скорее всего, возник психологический коллективный иммунитет. К примеру, если взять какую-то условную новость и транслировать ее на протяжении двух лет, то, естественно, внимание на нее обращать перестанут», - отмечает он.

По мнению Башкатова, протесты граждан против прививок могут быть связаны с недоверием к российской вакцине. «А как можно доверять, не понимая, что там находится? У нас иногда не могут канализацию нормально починить, а тут вакцину изобрели. Кто его знает, что там изобрели и какие провели исследования – именно так рассуждают многие», - поясняет эксперт.

 «Пугайте, подкупайте, разрешите западные вакцины»: пиарщик, социолог и психолог о том, как заставить свердловчан привиться 

Остались еще те, кого пандемия серьезно пока не задела, а человек предпочитает не верить в проблему, пока не столкнулся с ней нос к носу, рассуждает Антон Башкатов.

 «Я не раз видел картину, как на дороге лежит мертвый голубь, а его пожирают вороны, не боясь попасть под колеса проезжающих машин. Я всегда думал: почему они не боятся, что их собьют так же, как этого голубя? Нет, они не боятся. Однажды, уже на обратном пути, я увидел в том же месте мертвого ворона, его все же сбили, но остальных это не останавливало. Почему птицы такие глупые, а люди в какой-то мере ушли от птиц не так уж и далеко? Я не знаю», - пожимает он плечами.

Когда статистика заболеваемости в Свердловской области перевалила за 600 случаев в сутки, некоторые журналисты заговорили о преодолении возможного психологического барьера, однако Антон Башкатов считает, что некоего общего барьера не существует, отмечая, что у каждого он свой, либо отсутствует вовсе.

 Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации

+7 922 143 47 42

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+