November 27, 2019, 1:00 PM

Инцест, гомосексуализм и пытки в КГБ: почему минкульт запретил часть фильма о Ландау

Двадцать пятого ноября пресс-служба министерства культуры сообщила, что нескольким фильмам из цикла «ДАУ» режиссера Ильи Хржановского отказано в выдаче прокатного удостоверения в связи с тем, что в них содержатся материалы, пропагандирующие порнографию. Под запрет попали части «Дау. Наташа», «Дау. Новый человек», «Дау. Нора сын», «Дау. Саша Валера».

 По словам представителя минкульта, фильмам невозможно присвоить даже категорию 18+.

"Дау" — это масштабный проект Хржановского. Съемки проходили в течение трех лет, и еще 7 лет занял постпродакшн. На основе 700-часового отснятого материала был создан декалог - цикл из десяти полнометражных фильмов. Изначально проект начинался как байопик о советском физике Льве ЛандауЛев Ландау советский физик-теоретик, основатель научной школы, академик АН СССР, лауреат Нобелевской премии по физике 1962 года, герой Социалистического Труда, лауреат медали имени Макса Планка, премии Фрица Лондона, Ленинской и трёх Сталинских премий, однако в процессе съемок

превратился в художественный эксперимент, посвященный исследованию тоталитаризма и места человека в этой системе.

 За время затянувшейся работы проект оброс невероятным количеством легенд, чему существенно способствовали контракты о неразглашении, подписанные всеми участниками, а также нестандартные методы работы режиссера. 

Для съемок фильма в Харькове было построено здание института, где жил и работал Ландау и остальные герои картины. В гигантской декорации был полностью воссоздан мир 50-х годов XX века: не только советский быт, но и вся структура социума. Так, например, за нарушение особого режима КГБ мог любого «жителя» института отправить в карцер. Актеры, большей частью непрофессиональные, должны были постоянно проживать в этих декорациях, носить одежду и есть еду того времени, отказаться от использования мобильных телефонов, а также говорить, избегая современной лексики. Хржановский исповедовал принципиально иной подход и старался минимизировать участие профессиональных актеров. Главную роль исполнил дирижёр Теодор КурентзисТеодор Курентзис греческий и российский дирижёр, музыкант, актёр. Дирижер-экспериментатор и космополит родился и получил музыкальное образование в Афинах, продолжил его в Санкт-Петербурге, а работать поехал в Новосибирск. С 2011 года он является художественным руководителем Пермского театра оперы и балета.

В фильме приняло участие огромное количество российских и европейских художников, музыкантов, ученых, начиная от композитора Владимира Мартынова, заканчивая художницей Мариной Абрамович. Однако, помимо того, что ученые играли ученых, роли преступников также исполняли преступники (одну из ключевых ролей сыграл неонацист Тесак, получивший в 2018 10 лет колонии строгого режима), а роли люмпенов доставались бомжам, которых специально искали на улицах крупных городов.

Метод полного погружения сформировал на площадке особую атмосферу: фильм снимался без жесткого сценария, актеры много импровизировали, говорил репликами от себя. Частью этого подхода оказалось и то, что вся еда, слезы, кровь, сперма, драки, секс были тоже натуральными, не смонтированными и не постановочными, что с кино все-таки случается крайне редко. Исполнители ролей знали, что их прослушивают, все видео записывалось на кинопленку только в присутствии режиссера, оператора и съемочной группы.

 После монтажа за участниками съемок оставалось «право вето» на использование материала сексуального характера.

Все фильмы цикла, которым минкульт не выдал прокатные удостоверения, рассказывают предельно откровенные истории и содержат натуралистичные сцены секса. Фильм «Дау. Саша Валера» повествует о гомосексуальных отношениях двух дворников, работающих в институте. Фильм «Дау. Норма сын» показывает инцестуальную связь Норы, жены Ландау, с их повзрослевшим сыном. «Дау. Наташа» раскрывает жуткие подробности работы Комитета госбезопасностиКомитет государственной безопасности CCCP (КГБ) центральный союзно-республиканский орган государственного управления Союза Советских Социалистических Республик в сфере обеспечения государственной безопасности, действовавший с 1954 по 1991 год, включая пытки и сексуальное насилие. Пожалуй, последняя часть - самая шокирующая из всех «отказников»: чекиста сыграл бывший сотрудник КГБ, а его жертву - проститутка БДСМ-борделя.

 Эта же часть стала причиной отказа от дальнейшей работы над проектом нескольких актрис, посчитавших, что режиссер зашел в своем эксперименте слишком далеко.

Другие шесть частей проекта продолжительностью от 1 часа 22 минут до 2 часов 43 минут благополучно получили прокатные удостоверение в течение сентября и октября текущего года.

Сложно однозначно сказать, чем грозит невыдача прокатных удостоверений. Процедура оформления ПУ – это подготовка почвы для премьеры на родине. На премьерном перфомансе в Париже все части фильма демонстрировались одновременно в разных кинозалах и даже разных кинотеатрах. Теперь российскому зрителю подобное мероприятие, если оно и замышлялось создателями, будет недоступно. Наличие разрешительных документов требуется не только для крупного проката в кино, но и необходимо для любого публичного показа. Значит, мы не сможем увидеть запрещенные четыре части даже в рамках специальных, узконаправленных мероприятий, в том числе на фестивалях и спецпоказах. Кроме того, отсутствие прокатного удостоверения ограничивает любое распространение на всех видах физических носителей. 

Вероятнее всего, основной прокатной версией фильма станет самая продолжительная часть «Дау. Теория струн». Остальные 5 будут доступны для более узкой аудитории, возможно, в рамках спецпоказов. Четыре запрещенных части если и станут доступны для публики, то только в Интернете.

Источник фото: скриншоты с трейлера kinopoisk.ru
Комментировать