February 15, 2019, 04:43 PM

Итоги недели от Александра Кириллова

Любые семь дней – это не только набор каких-то конкретных событий, но и определенная рефлексия, ощущения и настроения, впечатления от происходящего. На этой неделе были две темы, которые, на мой взгляд, совершенно невозможно оставить без внимания.

Город меняется, но не меняемся мы 

Центр Екатеринбурга в ближайшее время вновь радикально изменится. Рядом с Театром драмы появится храм святой Екатерины, а в километре от него - Краснознаменная группа. Последнее квалицифицировать проблематично. Сооружение? Монумент? Памятный знак? Впрочем, это детали.

Центр нашего города - очень подвижная среда. Вспомните, ведь еще совсем недавно в нем не было здания резиденции губернатора, дом Севастьянова был банальным офисником, а рядом с ним на набережной стояла культовая картонная распивочная, Кто забыл - посмотрите прекрасный фильм «Макаров». Сейчас резиденция есть, а кафе нет. Нет и красных стел Краснознаменной группы. Но последние скоро вновь появятся, так обещает мэр Александр Высокинский.

Как и почему меняется облик центра - совершенно непонятно. Есть набор определенных бюрократических процедур, после реализации которых город трансформируется. Но совершенно непонятно, как в этом процессе участвуют горожане. Лучше всего это иллюстрирует история все с той же Краснознаменной группой: в 2013 году ее, не спросив никого, убрали, спустя шесть лет, опять же никого не спросив, возвращают. И в том, и в другом случае народ, как это у нас принято, безмолвствует. Точнее, есть резкие крики и «за», и «против», но это буквально десятки людей. 99,9% горожан к происходящему никак не относятся. Есть сооружение - хорошо, снесли - ну тоже неплохо. Опять восстановили - ну и бог с ним. Завтра вновь снесут - да запросто.

Я, признаться, не очень понимаю, с чем связано это общественное равнодушие. Вроде бы наш город у федеральных властей всегда на карандаше как потенциальная «горячая точка», место, где люди внезапно могут в знак протеста выйти на улицы. Простите за журналистский штамп. С другой стороны, для меня лично совершенно очевидно, что это глубокое заблуждение. Никто никуда не выйдет, ни «за», ни «против».

Почему? Большая загадка. У меня только одна версия: Екатеринбург, несмотря на все свои понты и федеральные амбиции, все равно остается просто большим Алапаевском, с соответствующим к нему отношением как власти, так и жителей. Беречь, по большому счету, нечего. И жалеть, соответственно, не о чем.

А может быть, пока город молод (а что такое 300 лет?) - его и правда радикально поменять? Построить рядом кучу храмов, небоскребов, скверов и детских площадок. Вот только кто этим займется? Народ безмолвствует, власть не спешит. 

Чернецкий ушел, Якоб ушел... А бардак остался 

Каждый последующий - хуже предыдущего. Если вы не в курсе, так в политической и медиатусовке Екатеринбурга говорят, когда речь заходит о смене начальства. И это не потому, что в этой среде живут и работают закоренелые пессимисты. Просто оснований для оптимизма почему-то нет.

Все мы помним, как осенью под почти всеобщее радостное улюлюкание демонтировали команду, которая в разных кадровых ипостасях «рулила» городом с начала 90-х годов. То есть последние четверть века, целое поколение. Это ведь при Чернецком, при Тунгусове, при Якобе и при Ройзмане (да-да, и при Ройзмане) Екатеринбург был «Грязьбургом» и «Снегбургом». Городом, вечно утопающим то в грязно-белой субстанции, то просто откровенно грязной. А начальство говорило: «Тут вам не Майами» и «Весной само растает».

Смену власти многие мои знакомые приветствовали хотя бы потому, что старая команда реально закопала город в грязи. Да, мы как горожане гордились своим аэропортом, своими торговыми центрами, ресторанами, но все это было, скорее, заслугой бизнеса. Когда дело доходило до сферы ответственности местной власти, первым делом - благоустройства, все как-то сразу сыпалось, тускнело и всем вокруг становилось грустно. Непролазная грязь, снег и немного сухого просто потому, что лето.

Поэтому когда пришел Высокинский, молодой, длинноногий и политически грамотный, пообещавший с помощью губернатора решить все проблемы, дать районам деньги на благоустройство и новую уборочную технику - все как-то сразу выдохнули. Ну и что, что его не избирали? Тунгусова и Якоба тоже не избирали, разве это показатель?

В итоге все получилось совсем плохо. Город перестали убирать вовсе. Точнее, не так. Мы видим на улицах уборочную технику, но на этом все заканчивается. Снег - даже на центральных улицах, тротуары выглядят так, как будто все гастарбайтеры вдруг дружно собрались и куда-то уехали, а уборочная техника построилась колонной и уехала в Тюмень. Или, как шутит петербуржец Александр Невзоров, улетела бомбить Сирию. Питер, кто не в курсе, тоже утонул в снегу.

Почему у Высокинского и у его команды не получилось достойно пережить свою первую зиму, еще предстоит оценить. В первую очередь - им самим. Очевидно, что-то пошло не так. К счастью, скоро весна. И, как мудро отмечали предыдущие градоначальники, все само растает.   

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+