February 22, 2019, 12:33 PM

Итоги недели от Александра Кириллова

Любые семь дней – это не только набор каких-то конкретных событий, но и определенная рефлексия, ощущения и настроения, впечатления от происходящего. На этой неделе были три темы, которые, на мой взгляд, совершенно невозможно оставить без внимания.

Послание президента как красивая церемония

Послание Путина – это давно уже целый ритуал, некая традиция, ценная не содержанием, а формой, оболочкой. Красивый церемониальный процесс с затянутым прологом, основной частью, эпилогом и очень долгим послевкусием. Как коронации русских царей или свадьбы английских принцев.

Это давно уже мероприятие для очень ограниченного круга лиц. Которые сначала долго ждут, гадают о содержании, потом, еще не зная его, пытаются понять, как новые вводные скажутся на экономике и политике. За несколько часов до оглашения послания принято прочесть в утренней прессе и Тelegram-каналах «сливы из АП» о содержании послания. После, поняв, что 90% их оказались полной ерундой, следует там же прочитать о том, что «президент лично правил текст, вплоть до последней минуты, а голова Путина – материя темная и исследованию не подлежит, поэтому извините».

Скажем честно, Путин в этот раз, как основной сценарист, подвел и подкачал. Послание получилось слишком «рабочим». Бедным пообещали какие-то очередные мизерные льготы, бизнесменам – защиту от «погон», Европе и Америке – страшный конец и радиоактивный пепел. Разумеется, никто ни во что не поверил, не обрадовался и не испугался. Бедные люди – лучшие счетоводы и прекрасно понимают, что все добавленные копейки моментально и, скорее всего, превентивно, сожрет рост цен. Коммерсанты прекрасно понимают, что их продолжат закрывать, а чтобы этого не случилось, за крышу надо платить. Американцы и европейцы немного повозмущаются, а боссы их ВПК даже внутренне поаплодируют своему суперлоббисту Путину. При этом никто нас, конечно, давно не боится. Кроме разве что белоруссов и прибалтов.

Все правила игры понимаю, но сам послание все равно посмотрел-послушал и даже почитал какие-то отзывы. Если честно, все достаточно неубедительно. Все радуются, что Путин не произнес слово «Украина». Тоже мне, повод для радости. Еще все очень довольны тем, что меньше, чем в прошлом году, президент потрясал ракетами и больше говорил о судьбах Родины. Это вроде бы действительно должно выглядеть симпатично, но на самом деле лишь ширма, все прекрасно понимают, что все внутрироссийское из Кремля идет через силу и по-настоящему Путина интересует внешняя политика, все эти ракеты и след в истории.

В общем, церемония состоялась, как говорил Остап Бендер, граждане довольные расходятся по домам.

Мусорная реформа: первые итоги

Чиновники и бизнесмены подводят итоги первого месяца работы в условиях мусорной реформы. Это, напомню, самая непонятная даже мало-мальски разумным россиянам новация: плата за вывоз и утилизацию отходов выросла многократно, более же не изменилось ничего. Те же баки, те же мусоровозы, те же полигоны.

В перспективе нам обещают, что на повышенные поборы построят новые, современные мусорные полигоны, отходы будут гарантированно довозиться до места складирования, да еще и перерабатывать их начнут «как в Европе». От последнего пассажа тают даже завзятые скептики, «как в Европе» - это даже что-то большее, чем мечта, ради этого все простить можно. 

Никто, правда, не объясняет толком, почему строить инфраструктуру будут на общие деньги, а прибыли с нее получать - бизнес-структуры. Но это нормально, когда граждане меньше знают, они легче расстаются с деньгами. Правда, с этим пока проблемы.

Собираемость денег в Свердловской области по итогам первого месяца - 10-25%. То есть в зависимости от территории платить за очередную сказку пока готов в лучшем случае 1 из четырех жителей области. Мотивации разные: жители частных домов не понимают, за что им насчитали по 170 рублей в месяц с человека, если свой мусор они успешно сжигают и утилизируют. Продвинутые горожане начинают злиться за то, что их в очередной раз пытаются обвести вокруг пальца, причем даже особенно не стараясь придумать какую-то красивую сказку. Вносят сумятицу и чиновники, причем топового уровня: Путин говорит о том, что вопросы людей к этой реформе справедливы, Медведев – о возможном пересмотре установленных нормативов мусорообразования и как следствие – стоимости оказываемой услуги.

Все дальнейшее предсказать несложно, ведь недавно мы это проходили на примере капремонтов жилых домов, тех самых, которые уже в буквальном смысле сдувает ветром. пиар-кампания начнет набирать обороты. «Креативный класс» будут очаровывать, что все будет «как в Европе» и «Вам что, жалко, что ли? Кстати, вот в Европе вы бы не 140 рублей платили, так что имейте совесть!» С гражданами попроще и с меньшими доходами будут обращаться с меньшими изысками: «Платите, или вас вызовут в суд и заставят платить пени».

Платить или не платить? Каждый решает сам, судя по первому месяцу. Возможно, это разумное решение. Теоретически, если цифра собираемости намертво встанет на, скажем, 20%, власть вынуждена будет искать какой-то вариант компромисса с обществом. Или снизить тарифы, или показать, куда идут деньги.

Последнее будет куда сложнее. Никто ведь не думает, что у нас действительно построят новые мусорные полигоны и перерабатывающие заводы, правда?

Что будет с общественным транспортом Екатеринбурга. И будет ли

У нас скоро – транспортная реформа. Да, именно так. С 1 июля. Хотя не в полном объеме с 1-го. А возможно, вообще не с 1-го. И очень может быть, что и не реформа вовсе. Вы прослушали краткий конспект того, что журналисты слышат и знают о транспортной реформе в Екатеринбурге. 

С утверждением, что наша маршрутная сеть давно отстала от жизни и с ней нужно что-то делать, никто не спорит. Каждый, кто пользуется общественным транспортом, знает, что есть точки, в которых из автобусов и троллейбусов образуются пробки, а есть места, где ждать их приходится по полчаса. Что есть удобные маршруты, на которых раз-два – и ты в дамках, в смысле в нужном месте, а есть какие-то совершенно идиотские, замысловатые схемы передвижения, которые съедают массу времени и денег. С этим «добром» нужно что-то делать. Один раз, в 2016-м, процесс вроде бы даже пошел, но помешали предстоящие выборы губернатора: народ не оценил идею повременного тарифа и необходимость передвигаться с пересадками. Избирателя решили не нервировать и убрали планы под сукно до 2019 года. Теперь пришло время их достать. Или нарисовать новые.

Если честно, страшновато. Недавняя отмена всего одного автобусного маршрута породила такую панику и негатив… Можно представить, что начнется, когда кроить начнут всю сеть. Крик будет стоять до небес.

Возможно, история с 024-й – это был такой хитрый ход городских властей. Чтобы показать самим себе, что спешить не нужно. Транспорт – дело ответственное и жизненно важное. Может быть, не все с ним настолько плохо, чтобы затевать пресловутую реформу? Может, ну его, пусть работает? В конце концов, каждое утро и каждый вечер все мы куда-то худо-бедно едем. А если это тронуть … Не дай бог обвалится вся система.

В общем, мой прогноз – не будет у нас никакой реформы, по крайней мере, в ближайшем будущем и в том виде, какой ее видели «гайдаровцы» из фонда «Город. PRO», когда сразу, решительно и через не могу. И слава богу, наверное, Скажем честно, пока опыт работы нового состава городской власти не позволяет доверить ей какие-то сложные конструктивные решения. Как говорится, лучше не трогайте, последнее сломается.

Комментировать