July 26, 2019, 12:48 PM

Итоги недели от Александра Кириллова

Любые семь дней – это не только набор каких-то конкретных событий, но и определенная рефлексия, ощущения и настроения, впечатления от происходящего. На этой неделе были две темы, которые, на мой взгляд, нельзя оставить без внимания.

Как Екатеринбург и Челябинск Питеру проиграли

Екатеринбург не получит саммиты ШОС и БРИКС 2020 года. Это стало очевидно после визита Владимира Путина на Южный Урал. Вот ведь странно, расстроиться должен был Челябинск, а обидно нам.

Эти саммиты на самом деле совершенно непонятные мероприятия. Приезжают несколько президентов, всего на два-три дня, а паника по этому поводу начинается еще лет за пять. Какие-то несуразно огромные траты на строительство новых дорог, ремонты аэропортов и вокзалов, «гостевых маршрутов». Логика губернаторов понятна: вытащить из Москвы как можно больше денег на подготовку и грамотно их освоить.

 Челябинск то ли вытащил так много, что не унес, то ли освоили так масштабно, что на дело ничего не осталось, но результат налицо. Подготовить город не успели, саммиты уехали в Санкт-Петербург. Конечно, челябинцам сейчас активно объясняют, что все хорошо, все так и было задумано, что часть мероприятий им оставили, а Путин с коллегами не приедут – и слава богу, одна суета от них. Но все все понимают: саммиты забрали, так как не заслужили.

В этот момент Екатеринбург и расстроился. При чем тут Питер? Забрали у Челябинска – отдайте нам! В Питере и так каждый день как праздник, просто потому, что Северная столица, самый атмосферный город России. А у нас на Урале любой саммит – как награда. Мы бы его вспоминали долгими зимними вечерами. Вон четыре сереньких групповых матча ЧМ все никак забыть не можем, а тут Путин плюс несколько президентов.

Но нет, не отдали. Ничто не пошло в заслугу - ни опыт проведения в 2009 году, ни то, что президент недавно наш новый конгресс-холл за 10 млрд похвалил. В Питер, все в Питер. Обидно.

В Екатеринбурге оформлена новая религиозная претензия на центр

Мусульмане вышли на улицы и требуют себе мечеть в центре города. Эта тема – страшный сон для любого российского чиновника. А уж свердловского, после весеннего «храмового» протеста – вообще настоящий кошмар.

Наши в столице Урала давно хотят себе Соборную мечеть в центре. Просторную, вместительную, солидную. В которой можно было бы молиться самому и в которую не стыдно было сводить гостей города. 

Интересное наблюдение, которое зафиксировали многие: отзывы горожан на это желание едва ли не сплошь позитивные. По крайней мере, если судить по интернет-форумам, комментариям информационных агентств и социальным сетям. Примерная тональность: «Ну да, мусульман у нас много, им нужна большая мечеть. Православных храмов у нас вон сколько - а такой же мечети почему-то нет».

После недавних протестов против строительства храма святой Екатерины в сквере у Театра драмы – для меня это прямо откровение. Скорее всего, никому не хочется дальнейшего развития «религиозных» конфликтов и скандалов, даже тем, кому обычно «чем хуже – тем лучше». И это не может не радовать.

Но сама по себе тема с мечетью очень тяжелая сразу по нескольким причинам. Идея построить ее в районе улицы Декабристов – это еще из времен Эдуарда Росселя. На проект собирали деньги. Итог известен: мечети нет, про деньги знают, видимо, только собиравшие. 

 В продолжение темы денег. На вопросы о том, есть ли гарантии, что после выделения земли в центре на ней начнется стройка, ответов нет. Только абстрактные отсылы к неким загадочным «федеральным спонсорам и благотворителям». Есть гарантия, что земля не зарастет бурьяном еще на десяток лет? Я лично ее не вижу и не слышу.

На месте пятничной молитвы с пловом было сразу несколько бывших и нынешних депутатов. Их общий пафос – давайте один из трех участков, которые рассматриваются как варианты для храма святой Екатерины, зарезервируем для Соборной мечети. Вот тут вообще какая связь? То, что два из трех участков находятся в собственности частного бизнеса, никого не смущает?

То, что на «мусульманской» теме, как и на «православной», начнут пастись политики, было очевидно. Будет ли от этого польза и продвинется ли решение вопроса с местом для мечети? Совершенно не очевидно. Скорее всего, нет.

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+