December 25, 2020, 7:30 AM
Сергей Беляев

«Из-за разницы в календарях мы в выигрыше»: рождественское интервью с настоятелем католического монастыря

Сегодня христиане католической и православной традиций отмечают один из главных праздников своего календаря — Рождество Христово. По просьбе ЕАН настоятель монастыря конгрегации Societas Verbi Divini (SVD) Общество Слова Божьего. Устав монашествующей конгрегации официально утвержден в 1885 году. Цель SVD — распространение евангельской вести по всему миру, экуменизм и межрелигиозный диалог, социальная помощь. В России конгрегация вербистов работает с 1994 года. В настоящее время число собратьев SVD по всей стране составляет 31 человек.SVD им. св. Андрея Апостола, настоятель прихода Посещения Пресвятой Марией Елизаветы в Санкт-Петербурге отец Михал Маргефка рассказал об особенностях этого праздника в католической традиции. Также священнослужитель поведал, повлияла ли пандемия на встречу Рождества в России и как монашествующие относятся к празднованию Нового года.

— Как известно, в православной традиции, более известной в России, Рождеству предшествует пост. Есть ли какая-либо подготовка к этому празднику в католической традиции?

— Да, есть специальный период, который называется Адвентом. В отличие от православного восприятия, он не является строго постным временем. У него нет четкой хронологии. Основное требование — чтобы он охватывал четыре воскресенья перед самим Рождеством. С этим связан и главный символ этого периода — адвентовский венок, в котором каждый элемент наполнен смыслом.

Во-первых, он должен иметь форму круга. Круг символизирует вечность, так как Адвент в первой части своей готовит к вечной встрече со Христом в конце времен. Зеленые ветви венка — это цвет надежды, что эта встреча состоится. И внутри адвентовского венка устанавливаются четыре свечи.

С зажжения первой свечи и начинается период отсчета Адвента и нового литургического года. В следующее, второе воскресенье зажигается еще одна свеча и так далее. И такое постепенное зажжение свечей символизирует увеличение света по мере приближения к Торжеству.

— На протяжении рождественского поста христиане православной традиции воздерживаются от ряда продуктов. Например, от мяса. Как изменяется меню верующих католической традиции в это время?

— В нашей традиции сложно говорить о каком-то посте в этом смысле. Хотя католики в России на фоне православных тоже стараются ограничивать себя в еде. У нас эти ограничения касаются пятницы на протяжении всего года. На особые периоды могут быть какие-то рекомендации в этом вопросе, но они не имеют характера строгих предписаний. Но верующий может по своей инициативе в чем-то себя ограничить.

Мы рекомендуем в это время верующим воздерживаться от развлекательных мероприятия, музыки, веселья, чтобы была возможность посвятить себя духовной подготовке к Торжеству Рождества. В этот период необходимо сосредоточиться на молитве и размышлениях о предстоящем приходе Христа в наш мир. Также рекомендуется в это время творить дела милосердия.

— Что такое дела милосердия?

— Эта традиция в первую очередь ассоциируется с Великим постом (перед Пасхой), но находит свое отражение и в Рождестве. Помня, что Христос родился в бедном месте, в старокатолической традиции на рождественском ужине (24 декабря) всегда оставлялась тарелка для случайного прохожего, через которого может прийти Христос. И таким образом верующие выражали готовность принять самого Спасителя.

— Медиа и фильмы Европы отражают, что Рождество является самым главным праздником для католиков. Насколько это соответствует действительности?

— Мы всегда должны четко разграничить мирское восприятие и литургическое. Всегда в Литургии главным праздником является Воскресение Христово — Пасха. Сугубо в литургической, богослужебной традиции Рождество не должно занимать место, которое занимает Богоявление, потому что в традиции это более старый праздник, чем само Рождество.

Однако для народа в светском понимании Рождество является центральным праздником, потому что это происходит перед встречей Нового года. В католических странах именно Рождество увенчивает все празднества уходящего года. В России это, конечно, чувствуется иначе из-за разницы в календарях.

— В текущем году вы встречаете Рождество в особенных условиях в связи с пандемией и ограничениями. Как это повлияло на традицию проведения праздника и настроения самих верующих и братьев конгрегации?

— Мы, конечно, переживаем, чтобы ограничения не были усилены и не помешали нам встретить Рождество. Но в России из-за разницы в календарях мы находимся в более выигрышном положении по сравнению с западными странами, где все закрывают, чтобы спасти народ Божий от рисков заражения. Все-таки в России власти ориентируются на даты с 1 по 10 января в плане ограничений массовых мероприятий и, соответственно, больше внимания уделяют 7 января, когда по григорианскому календарю отмечается этот праздник.

— Кроме праздничного богослужения, какими традициями это Торжество выделяется в жизни католиков?

— В католических странах на самом деле празднование начинается в сочельник 24 декабря за традиционным ужином, который имеет постный характер — в меню нет мяса. Это своего рода домашняя литургия. Трапеза начинается с того, что отец семейства, как священник, произносит молитву. Само празднество завершается полуночной мессой, после которой уже можно вкусить мясо.

В остальном традиции в католических странах уже отличаются в зависимости от конкретного региона. Например, в словацкой традиции (да и в польской) ключевым моментом при встрече праздника является совместное преломление хлеба. Это напоминает нам о евхаристическом хлебе, который разделяют между собой верующие, и таким образом они единятся. И преломление хлеба между людьми сопровождается различного рода пожеланиями.

Вдобавок в Словакии, откуда я родом, трапезу на Рождество принимали из одной посуды. Эта традиция происходит из бедности наших предков. Но, с другой стороны, сейчас, при жизни в достатке, это стало конкретным символом единения и подчеркивает нашу солидарность с тем, что Христос пришел в этот мир в бедности.

Есть и сугубо народные традиции. Например, у моей бабушки в южной части Польши отношение к литургии настолько трепетное, что к участию подключается весь двор, в том числе и скот. К животным приходили и чего-нибудь желали, угощая их травами. В Словакии люди разрезали яблоко или раскрывали грецкий орех, чтобы узнать, каким будет предстоящий год.

— До какого времени празднуется Рождество?

— Есть три важных этапа — в ночь с 24 на 25 декабря. Затем идет Октава Рождества, которая завершается 1 января Торжеством Богородицы. Ну и последний момент — праздник Богоявления (6 января), к которому привязано Крещение, отмечающееся уже в ближайшее воскресенье.

— Понятно, что миряне в этой череде праздников отмечают и Новый год. А в вашей конгрегации этот день как-то выделяют?

— Мы, как монашествующие, не из мира сего, но мы живем в мире сем. Если бы мы были такими радикальными, то нам следовало бы отмечать новый литургический год, который следует с первым воскресением Адвента. Поэтому встреча нового гражданского года также имеет свой торжественный характер в нашей жизни. Мы работаем с людьми, а не отграничиваемся от них. Ведь сама Церковь культурируется, принимая все полезное от человечества и посвящая эти дары Богу. Она не уничтожает традиции, а преобразует и облагораживает их.

Конечно, есть священники и монашествующие, которые приурочивают Новый год к каким-то богослужениям, стремясь наполнить его духовными составляющими. Но я лично считаю, что это светский праздник, и он требует соответствующего отношения. Поэтому можно просто в полночь символически поднять бокалы и продолжать жить дальше. 

Комментировать