April 29, 2020, 06:07 AM
Сергей Беляев

К чему приводят игры с православными радикалами. Мнение Сергея Беляева

У Екатеринбурга появилась новая религиозная традиция — почти каждый год уральская столица становится полем битвы между православными фундаменталистами и городским сообществом. В 2017 году религиозные активисты бились из-за фильма «Матильда», в 2019 году было противостояние вокруг проекта храма святой Екатерины. Позже в том же году участники ультраконсервативного движения угрожали автору «Супрематичного креста» на Уралмаше Покрасу Лампасу.

В этих конфликтах представители власти прежде пытались достичь компромисса при переговорах с фундаменталистами, а те считали это признаком поддержки своих идей на государственном уровне. Активисты в ответ раздавали областным и городским чиновникам статусы «друзья православия».

Игры в юродивых

Все это походило на потешные политические игры. Реальной, крупной массовой силы у местных радикализированных верующих нет. Те 50-60 тыс. человек, которые ежегодно съезжаются со всей страны в Екатеринбург на Царские дни, делают это исходя из личных убеждений. Вряд ли они соберутся в городе по первому же призыву местных единомышленников, чтобы, например, стереть «Супрематичный крест» с асфальта. Иначе город сразу увидел бы эти толпы после первого же конфликта.

Известные медийные лица уральского ультраправославия — схиигумен Сергий (Романов)схиигумен Сергий Романов является духовником женского монастыря «Спорительница хлебов» под Среднеуральском. В Свердловской области священнослужитель имеет неоднозначную репутацию. Одни верующие воспринимают его как целителя и «старца», который предвидит будущее. Другие, из числа православной интеллигенции, относятся его к лидерам христианских фундаменталистов. В своих проповедях схиигумен призывает верующих отказываться от ИНН и паспортов. Также он регулярно предупреждает о грядущем конце света. За советами в духовной жизни к нему обращались российские випы, в том числе депутат Госдумы Наталья Поклонская, бард Александр Новиков и многие другие известные россияне и активистка Оксана Иванова в большей степени вели себя как юродивые: до того смехотворными нам казались высказываемые ими идеи.

Священнослужитель на протяжении не одного десятка лет предрекал приход антихриста и конец света. К этому собственно на Урале, и тем более в Екатеринбургской митрополии, привыкли. Батюшка жил своей автономной жизнью с группой сторонников и особо никого не трогал.

За директором музея святости Ивановой наблюдать было интереснее. С 2015 по 2017 год она производила впечатление интеллигентного и в чем-то даже передового в среде местного православия человека. В последние два года ее облик и риторика сильно изменились. В агрессивных выпадах против всего невоцерковленного Оксана Иванова могла бы состязаться со схиигуменом Сергием. Ну разве что она не ушла в крайности, связанные с ожиданием конца света. В идейных взглядах она стала ближе к ультраправославному движению, посылая угрозы всем несогласным. Впрочем, общественность это забавляло. Комментарии Ивановой пользовались спросом у журналистов.

Так было до недавнего времени, пока на фоне пандемии не случился еще один конфликт — на этот раз между фундаменталистами и самим государством. Но причиной этого столкновения стала скорее не угроза закрытия храмов на карантин. Причина в полной дезориентации Русской православной церкви в условиях эпидемии и в запоздалой реакции иерархов на опасность.

 Митрополит Кирилл призовет уральцев наполнить храмы молитвой во время карантина Церковное безвластье

Если вспомнить основные доводы противников закрытия церквей, то они в основном отсылают нас к гонениям на РПЦ в период советской власти. Память об этом накрепко засела в матрице русского духовенства. До сих пор живы верующие, подвергшиеся репрессиям за свои убеждения. Поэтому любые ограничения на религиозную деятельность вызывает у части священников неприятные аллюзии. И это не считая подсчетов экономических потерь.

В то же время у РПЦ нет реального опыта жизни в условиях эпидемии, как у Римско-католической церкви (РКЦ), чьи миссии работают в Африке и Южной Америке. Массовые заболевания на этих континентах не редкость. О последствиях масштабных эпидемий в РКЦ знают не понаслышке — некоторые ордена и конгрегации участвуют в предотвращении распространения заболеваний. Аналогичный опыт есть и у протестантов. Неудивительно, что в России католические и протестантские приходы в числе первых религиозных конфессий закрыли свои двери.

В епархиях РПЦ до середины апреля не осознавали всей серьезности ситуации. Я не раз беседовал со священниками Екатеринбургской митрополии. Среди них также не было полного понимания опасности новой инфекции. До них просто доносили новые инструкции по дезинфекции храмов, не объясняя толком, зачем это все нужно. К официальной информации об опасности заболевания клирики нередко относились с недоверием. 

Справедливости ради стоит сказать, что и далекие от церкви люди не всегда понимают, по какой причине ввели карантин и насколько опасен коронавирус, в том числе из-за невысокого уровня доверия к официальным источникам.

На протяжении апреля Московский патриархат не предпринимал активных действий для борьбы с коронавирусом по всей РПЦ. Казалось, что патриарх Кирилл или потерял влияние на епархии, или дал епископам вольную на решение эпидемиологических вопросов. Возможно, сказалось, что сам предстоятель вынужден был самоизолироваться из-за пандемии.

В зависимости от собственных настроений архиереи в своих епархиях то вводили ограничения на посещение храмов, то призывали верующих приходить на богослужения. Настоятели некоторых монастырей, например, Троице-Сергиевой лавры или Серафимо-Дивеевского монастыря и вовсе делали вид, что эпидемии нет, демонстрируя полную независимость от Патриархата.

Не исключено, что хаотические настроения передались митрополиту Екатеринбургскому и Верхотурскому Кириллу. Достаточно вспомнить, что уральский архиерей фактически проигнорировал призыв патриарха к верующим молиться в самоизоляции. О патриаршем наставлении митрополиту напоминал и губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев во время дискуссии о возможном закрытии храмов на Пасху ради безопасности самих прихожан.

 «Забудем все обиды»: свердловские губернатор и митрополит пришли к согласию накануне Пасхи (ВИДЕО) И хотя участники этого спора в итоге смогли примириться, сам конфликт дал толчок для активных выступлений фундаменталистов. Ультраправославные верующие посчитали, что на их сторону встал митрополит Кирилл. Этим можно объяснить резкие высказывания Оксаны Ивановой в адрес губернатора, сделанные в преддверии Вербного воскресенья. Да и сама Иванова подчеркивала, что митрополит защитит верующих в случае конфликта с властями.

В логику этих событий укладывается скандально известная проповедь схиигумена Сергия, призвавшего верующих к неподчинению светским и церковным властям. Однако священник мог выступить с таким призывом, почувствовав ослабление патриаршей власти.

По словам лиц, знакомых с о. Сергием, он уже несколько лет не считается с предстоятелем. С того времени, когда глава РПЦ встретился с Папой Римским Франциском 12 февраля 2016 года (о. Сергий известен как непримиримый противник любого общения с христианами других ветвей).

Вполне возможно, что схиигумен решил воспользоваться нынешней ситуацией для укрепления своего авторитета хранителя «истинных православных традиций».

 «Не надо бояться полиции»: бывший духовник Поклонской призвал верующих к неподчинению церковным властям (ВИДЕО) Патриархат наносит ответный удар

Из-за возникшего в связи с проповедью резонанса эффект для схиигумена получился непривычным. Прежде в Екатеринбургской митрополии закрывали глаза на неоднозначные высказывания священника. В этот раз проповедь, по всей видимости, посмотрели в Московском патриархате. Иначе сложно объяснить столь моментальную реакцию.

Уже 26 апреля Екатеринбургская митрополия запретила о. Сергию (Романову) выступать публично. А 27 апреля 2020 года «Интерфакс» опубликовал интервью с религиоведом, профессором МГЛУ Романом Силантьевым, который обвинил уральского священника в создании секты. Для понимания, Силантьев является одним из соавторов «Православной энциклопедии». Считается, что одним из создателей этого проекта является патриарх Кирилл.

Будет ли все это иметь дальнейшие последствия для о. Сергия, спрогнозировать сложно. Патриархат может попытаться максимально изолировать скандального священника от его сторонников. При желании — начать расследование о создании секты. В этом случае схиигумену может грозить лишение сана. Но подобная практика в РПЦ крайне редка.

При таком сценарии о. Сергий Романов скорее обретет среди сторонников ореол мученика и полностью выйдет из-под контроля церкви вместе со своими «духовными чадами». Безопаснее для самой РПЦ держать его хотя бы под каким-то надзором. Да и временами такие группировки бывают для архиереев полезны во время обострения ситуации. Как дополнительный инструмент переговоров. 

Но если все-таки схиигумен потеряет сан, это не решит проблем, создаваемых ультраправославными движениями. Сменятся лидеры и сами группировки, но предпосылки для будущих конфликтов в Екатеринбурге останутся. И они будут сохраняться до тех пор, пока фундаменталисты ощущают, что власти и общественность замечают их и прислушиваются к ним. Результативные переговоры с такими «активными» верующими невозможны и не имеют смысла.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

Источник фото: Facebook.com Оксана Иванова, ok.ru, Алексей Колчин для ЕАН
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+