September 13, 2019, 12:38 PM

Какая пропаганда нам нужна? Мнение Андрея Мозолина

Аналитический конструктор Мозолина это методика, позволяющая быстро анализировать проблемную/конфликтную ситуацию на основе неполных данных и вырабатывать эффективные решения. Применение АК дает возможность построить модель ситуации, определить возможные направления активности участников (в т. ч. и контрдействия) и выявить слабые места в выбранной стратегии. Подход имеет достаточно универсальный характер и может быть применим для экспресс-оценки конфликтных ситуаций как в бизнесе, так и в общественно-политической сфере.

За прошедшие четверть века отношение к слову «пропаганда» в нашей стране претерпело существенное изменение. От резко негативного в начале перестройки до нейтрального, относительно спокойного в наше время. Не вдаваясь в причины этой эволюции, отметим только, что практически все западные страны в том или ином виде прошли этот путь. И, несмотря на ненависть к фашизму и коммунизму, с которыми в XX веке связывалась пропаганда, жизнь показала, что одним из условий социальной, политической и экономической стабильности той или иной страны является эффективное функционирование комплексной системы государственной пропаганды.

 Перед тем, как обозначить свои представления этой системы, необходимо договориться о понятиях. В самом общем виде под пропагандой понимается распространение знаний, идей, художественных ценностей и иной информации в целях формирования определенных взглядов, представлений и эмоциональных состояний, а через них оказание влияния на поведения людей. 

Ничего криминального в этом определении нет. Театр, кино, СМИ, образование, семья – все эти институты в том или ином виде занимаются распространением знаний, идей, информации и оказывают влияние на поведение людей.

А вот полезного немало. Эти системы формируют «ценностный» стержень общества, на котором держится его стабилизация.

 Это чем-то напоминает детскую пирамидку. Есть основание, на котором закреплен стержень и разноцветные «бублики», из которых она состоит. Если ребенок просто поставит «бублики» один на другой, то пирамидка разлетится от малейшего толчка. А если они будут нанизаны на стержень, то и сломать ее будет намного сложнее.

Представьте себе пирамиду, части которой отталкиваются друг от друга, раскачивают стержень в разные стороны и т.п. Так и с обществом. Мало того что мы совершенно по-разному понимаем одни и те же вещи, так и реагируем на них совершенно различно.

Само по себе разнообразие прекрасно при условии, что оно не разрушает социальную систему. Футбольные фанаты являются патриотами российской сборной (да и страны в конечном счете), но следующие за поражением погромы явно дестабилизируют общество.

В связи с этим необходимо формирование определенных векторов и норм проявлений этой разнообразности. Нужны не только «стержневые» ценности, но и понятные модели поведения людей, которые бы на этих ценностях базировались.

 Алгоритмы, выступающие своеобразными «эталонами» нормального поведения, т.е. мы, например, должны не только понимать, какая наша Родина (система ценностей), но и то, как можно Родину любить (модели поведения).

Все сказанное ставит перед нами по меньшей мере три группы вопросов. Естественно, это далеко не весь перечень, но без ответа на них будет сложно очертить даже общие контуры пропагандистской деятельности.

  • Содержательные: какие ценности могут и должны стать основой системы государственной пропаганды? Каким требованиям они должны соответствовать в условиях нашей страны? Какие модели поведения нам необходимы?
  • Объектные: на кого должна быть направлена пропаганда? Каковы системные факторы, определяющие эффективность долгосрочной, стабилизационной пропаганды? Какова специфика российского общества как объекта пропаганды? 
  • Технологические: какие методы, технологии, организационные схемы могут быть использованы для осуществления подобной пропаганды? Кто будет ее осуществлять? Кто будет готовить этих специалистов? Как будет вестись оценка эффективности этой работы?

Безусловно, содержание ценностей является основополагающим. Именно они должны наполнять смыслами и интерпретациями пропагандистскую систему. Однако в рамках этой статьи оставлю этот блок «за скобками», поскольку считаю, что его разработкой должны заниматься философы, историки, писатели – люди, способные создавать эту в хорошем смысле «социальную мифологию». Тем не менее отмечу ряд параметров, которым, на мой взгляд, должна соответствовать эта система.

  • Это совершенно не обязательно должна быть четкая (и бесспорная) система ценностей. На мой взгляд, она должна скорее задавать определенные ориентиры, векторы, чем представлять развернутую монументальную философскую концепцию. В качестве удачного примера можно привести английский слоган-идеологему Cool Britannia! (Крутая Британия!), который является созвучным имперскому Rule, Britannia! (Правь Британия!). В середине 1990-х годов представитель фактически каждого слоя английского общества нашел что-то свое в этом слогане. В конечном счете это привело к появлению гордости за свою страну и росту внутренней стабильности и интеграции.
  • Эта система должна быть адаптированной как содержательно, так и форматно к специфике той или иной социальной группы. Наша советская система пропаганды дает массу эффективных примеров подобной адаптации. Для октябрят, пионеров, комсомольцев были разработаны свои форматы представления ценностей, учитывавшие возрастные особенности и непрерывность, комплексность воздействия.
  • Эта система должна содержать понятные ориентационные алгоритмы поведения, соответствующие формируемым ценностям. За примерами можно также обратиться к нашему недалекому прошлому, где всевозможные художественные произведения формировали образы «героев нашего времени» (пионеры-герои, молодогвардейцы, целинники и т.п.).

 Достаточно вспомнить цикл рассказов «Жизнь Ленина», откуда пошли «закон чистых тарелок» и многое другое. Сегодня функции этих произведений во многом выполняют сериалы и реклама, распространяющие разнообразные эталоны «правильного» поведения. 

Сейчас в России система может быть основана на современной отечественной трактовке демократических и патриотических ценностей. Она должна учитывать процесс мировой глобализации и быть ориентированной на объяснение места России и ее жителей в нем.

Естественно, любая пропаганда всегда должна четко представлять, на кого она воздействует. И здесь также существуют свои сложности. Поскольку речь идет о специфической информационной деятельности, связанной с использованием различных каналов коммуникации, то и объекты воздействия должны анализироваться с точки зрения специфики их коммуникативного поведения (т.е. совокупности информационных потребностей, каналов удовлетворения этих потребностей и особенностей обработки и применения полученных сообщений). 

Традиционно используемый сегодня маркетинговый подход, ориентированный на анализ аудиторий как потребительских групп, представляется неадекватным для решения этих задач, т.к. даже внутри одной группы потребителей существует множество различных подгрупп, отличающихся стилем жизни. 

На мой взгляд, более эффективной является сегментация людей по типу образа жизни, поскольку именно образ жизни определяет структуру и каналов, и содержания потребляемой информации, а также особенности ее обработки. В конечном счете эти признаки позволяют нам более точно понимать и воздействовать на те или иные целевые группы.

Примером сказанного является фактически любая социальную сеть, например, «ВКонтакте», состоящая из множества мелких (временных и постоянных) групп, объединенных по интересам, проблемам, потребностям, общим ценностям, единому каналу получения информации, не ограниченных в пространстве и времени и т.п. Добавлю только, что, говоря о нашем обществе, необходимо отметить, что эти виртуальные группы являются хорошим аналогом того, что существует в реальности. Общество состоит из множества небольших контактных групп, соответственно, пропаганда должна учитывать и ориентироваться на их специфику.

Следующий вполне закономерный вопрос – как можно воздействовать на эти небольшие сообщества, чтобы не только формировать некоторые непосредственные реакции (фоновая, агитационная пропаганда), но и вырабатывать устойчивые ценности, которые являлись бы внутренними регуляторами социального поведения? 

Не вдаваясь пока в конкретику методов и технологий, обрисую то, какими видятся общие контуры данной системы.

Конечный результат состоит в формировании ценностей и алгоритмов поведения, основанных на них. В свою очередь, это предполагает комплексное (с использованием разных каналов коммуникации, различных социальных институтов) долговременное информационное воздействие в различных сферах жизни людей.

На каких принципах должно строиться это воздействие?

  • Это должна быть не столько пропаганда ценностей, сколько образа (стилей) жизни, основанного (-ых) на ней.  Нам действительно нужны «реальные герои», «эталоны», которые выступали бы образцами для подражания. Чья жизнь, даже на уровне бытовых ситуаций, могла бы стать примером того, как можно и должно проявлять свои чувства, как реагировать на те или иные события. Советская пропаганда, американская социологическая пропаганда могут дать массу примеров того, как это делается.

  • Пропаганда должна апеллировать не столько к рациональным, сколько к иррациональным аспектам. Наше общество перенасыщено разнообразной информацией. Этот переизбыток ведет к тому, что все эти статистические и логические структуры очень быстро вытесняются из нашего сознания. Именно поэтому нам нужна своя «мифология». Основанная на исторических фактах, национальных легендах, может быть, даже на современной российской фантастике и т.п., эта пропаганда будет вызывать эмоциональные переживания, которые будут запоминаться и во многом определять структуру восприятия мира.
  • Это пропаганда, которая должна носить не только «вертикальный», но прежде всего «горизонтальный», интерактивный характер. Речь идет о том, что одного внешнего, «вертикального» воздействия на целевые группы недостаточно. Использование централизованных средств массовой коммуникации и воздействие на большие массы людей позволяет управлять и формировать «повестку дня», т.е. работать на уровне внимания и текущих оценок. Для более глубинного эффекта пропаганда должна быть «горизонтальной», носить интерактивный характер. Это предполагает, что она осуществляется внутри тех или иных групп в формате обсуждения фактов, событий, «легенд» и т.п. Варианты могут быть весьма разнообразны – от модерирования на форуме в Интернете до «политинформации» в школе.  
  • Наряду с «агитационной» пропагандой должна использоваться «интегрирующая» пропаганда. Агитация дает очень быстрый и действенный эффект. Ее целью является попытка привлечь внимание людей к определенным сферам, и агитация обычно проявляется в быстрых и четко фиксируемых изменениях. В свою очередь, интегрирующая пропаганда действует неторопливо, постепенно и незаметно. Она стремится добиться не временного воздействия на человека, а его кардинальной перестройки изнутри по собственному желанию.

Таковы, на мой взгляд, возможные параметры этой гипотетической системы. Гипотетической хотя бы потому, что сегодня государственная пропаганда запрещена Конституцией РФ, по крайней мере, на бумаге…

Фото: tretyakovgallery.ru, pixabay.com, ru.aliexpress.com

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+