September 30, 2020, 12:55 PM
Игорь Чукреев

Колхоз от Минпромторга в центре Екатеринбурга: хамят и воруют

Мэрия Екатеринбурга ведет войну с уличной торговлей на улицах города, поскольку она уродует лик региональной столицы. Подобное предпринимательство, по убеждению чиновников, не совсем цивилизованно. Но правил без исключений не существует, тем более если речь идет о федеральном Минпромторге. Подробности — в материале ЕАН. 

К удивлению горожан, улица Вайнера рядом с мэрией, откуда после 90-х с трудом выгнали киоски и всяческие «бутики», вновь наполнилась торговцами. Формально все это называется «ярмарка легкой промышленности», куда свезли товары со всей России — показать мощь и успехи державы. 

Успехи оказались не очень: хамство, воровство, а самое смешное, что даже товары, считавшиеся исконно отечественными, для демонстрации которых все и было затеяно, на деле зачастую оказываются импортом.

Обычно ярмарки в Екатеринбурге проходят на главной площади. По выходным и исключительно сельскохозяйственные. На пару дней оттуда выгоняют паркующиеся обычно машины, ставят «базарные» прилавки и продают овощи и деликатесы по ценам чуть, а иногда и не чуть выше аналогичного ассортимента в магазинах. Если не спешить — можно найти что-то хотя бы условно «фермерское». Смотрится колхозно, но определенной популярностью у населения пользуется.

Ярмарку Минпромторга поставили на две недели, поэтому выбрали место посвободнее — на Вайнера. И замаскировали — вытащили из запасников ларьки, которые обычно используются для Рождественской ярмарки. Выглядит они поблагообразней, со стороны кажется, что сувенирные лавки поставили — поначалу на них мало кто обратил внимание. Тем более что в этой части улицы сувениры со всего мира — явление привычное, бывает, что даже американские индейцы выставляются. А потом кто-то споткнулся, присмотрелся, и в соцсетях начали задаваться вопросом, что за колхоз в центре и насколько он тут уместен.

Формально мероприятие носит название «Ярмарка легкой промышленности: одежда, обувь, текстиль в Екатеринбурге», организованное Минпромторгом РФ при поддержке мэрии и правительства области. По факту и вправду колхоз: три десятка киосков, куда со всей страны министерство едва-едва смогло набрать продукцию «легонькой промышленности», и поэтому примерно треть отдали под не пойми что: от меда до сушеных трав из Крыма и авторской керамики.

Местами просто балаган. К примеру, забавно тут подошли к проблеме коронавируса: на входе стоит потертый сиротливый деревянный столик на котором бутылка с дезинфектором. Столик зачем-то огорожен желтыми линиями — вот и вся защита от инфекции. Впрочем, продавцы, кто подобросовестнее, сами обзавелись санитайзерами и предлагают их покупателям, когда те берут что-либо в руки.

Легкая промышленность тоже есть. К примеру, валенки из Удмуртии по цене в 2 тыс. рублей за пару. Или войлочные чулки за 2,7 тыс. 

«Берут, хорошо берут. Кто для дома, чтоб спать теплее, кто на рыбалку с сапогами надевает», — расписывает товар продавщица, приехавшая вместе с валенками.

Немного обидно при этом лишь, что в Свердловской области и свои валенки делают и не хуже, и поддержка и продвижение предпринимателям местным пригодились бы не меньше, чем удмуртским.

Впрочем, не только подбор товаров вызывает вопросы. От ярмарки ожидаешь, начитавшись книг и насмотревшись фильмов про российский XIX век, если не праздника, то хотя бы веселых продавцов. Тем более что грустить им нечего: по словам всех без исключения, поездка окупилась уже в первую неделю: екатеринбуржцы предпенсионного возраста охотно разбирают «бабушкиного» вида одежду и различные БАДы. Но нет: мрачные лица, никакого желания не то что нахваливать, хотя бы рассказывать о своем товаре у большинства нет, а то присутствует и вовсе хамство. 

«Да что ж вы все пробуете и пробуете?» — кричит продавщица меда. 

Желание покупать что-либо улетучивается. Но бывают и исключения. С краю ярмарки примостился лоток с недорогими кожаными ремнями с ручным тиснением, приехавшими из-под Нижнего Новгорода. Тут оживленно. Цена и необычный вид привлекают внимание, как и разговорчивый продавец, дающий вполне уместные советы по выбору не только своих ремней, но и вообще. 

«Четвертый год цену держим, скоро повышать, наверное, придется. А так да, популярны. У нас правительство области регулярно их партиями на сувениры заказывает», — нахваливает он свой товар. 

Между делом выясняется одна из причин хмурости торговцев: «Мальчишки хулиганят, молодежь, вообще обнаглели. Подойдут, навалятся, одни отвлекают, другие хватают, что лежит, и бегут. Полиции жаловаться бесполезно — отмахиваются, говорят, что за несовершеннолетними не будут бегать. Безобразие. У нас в Нижнем Новгороде такое быстро пресекается, а тут... У меня несколько ремней уже так утащили, у соседей у кого что: у кого пряники, у кого сувенирку», — сетует он.

Вообще, пожалуй, наибольшая польза от ярмарки — как раз в том, что тут можно найти необычную сувенирку, пора ведь подумать о том, чем удивлять контрагентов на Новый год. Тут и керамические свистульки, очень мелодичные, откуда-то из под Костромы, и тарелки из расплавленных бутылок от екатеринбуржских художниц, ремни те же — есть что подобрать.

А вот с одеждой не очень. Даже если не брать в расчет мрачные фасоны, товар, как выясняется, не совсем российский. 

«Так не выращивают в России лен, — рассказали мне в лавке, торгующей национальными косоворотками, — Раньше его в Бельгии покупали, а теперь даже и не знаем где.

Да и раньше особо не выращивали — ему, чтобы вырасти, длинные световые дни нужны. Где-нибудь в широтах Санкт-Петербурга. А так в России раньше одежду в основном из конопли делали, но ее сейчас выращивать нельзя», — сетуют гости нашего города.



Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+