December 31, 2021, 05:45 AM
Игорь Чукреев

«Коронавирус показал, как устроены мозги избирателя»: итоги года от политтехнолога Алексея Швайгерта

Коронавирус в 2021 году неожиданно разбудил антиваксеров. И это политика: пандемия показала, как устроены мозги избирателя. Дело даже не в том, кто чему учился в школе, верит ли в науку или в божественный промысел. Россияне в очередной раз показали, что не верят в политику. Антиваксерство — это не против вакцин, это шок части населения от того, что результаты голосования, походы на участки или игнорирование процесса напрямую влияют на то, пустят их завтра в магазин или нет.

Совместно с политтехнологом Алексеем Швайгертом ЕАН обсудил основные политические итоги 2021 года: коронавирус, первый год Орлова и немного Ройзмана.

Орлов как «антивысокинский»

В 2021 году у Екатеринбурга сменился мэр. В феврале депутаты избрали Алексея Орлова, бывшего до этого первым вице-губернатором Свердловской области. Фактически же, с приставкой «и.о.» он руководил городом с декабря 2020 — прошел ровно год. 

«Главная проблема Высокинского была в том, что он пытался примерить на себя политический образ Чернецкого. В конце концов он «вырос» при Аркадии Михайловиче, наблюдал его рост и пытался этот опыт теперь уже от своего имени транслировать и элитам, и горожанам. Быть и главой администрации, и политиком. Пытался управлять городом с точки зрения реальной политики, ведя кулуарные переговоры, вступая в какие-то тактические союзы и так далее. Но мир изменился, и ту эпоху не вернуть, а наработанные Высокинским навыки политического менеджмента сослужили, получается, дурную службу.

Орлов — его антипод. К этому можно по-разному относиться, но новый глава Екатеринбурга прежде всего «антивысокинский». Он - «герой нашего времени», это такой мэр, который востребован здесь и сейчас: чиновник с ограниченной публичной коммуникацией, следящий за тем, что он делает, и старательно дистанцирующийся от политических игр, хотя соблазны наверняка есть - как и соблазнители. Орлов администратор, человек команды губернатора — этого в нынешней системе достаточно. Ну а дальше будем смотреть».


Ройзман еще поборется

Экс-мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман в течение года почти пропал из повестки. Весной он возглавил шествие в поддержку оппозиционера Навального и с тех пор почти не появлялся в публичном пространстве. Вплоть до конца года, когда внезапно заявил о том, что за ним ведется наблюдение и, возможно, его посадят за оппозиционную деятельность.

«Не думаю, что ему действительно грозит реальное уголовное преследование. Хотя властная система, это видно, перешла в режим нулевой толерантности по отношению к внесистемным политикам.

Последние заявления Ройзмана выглядят как минимум «прививкой», чтобы его и дальше не трогали. Плюс напомнить о себе, показать, что он все еще в центре внимания и его судьба волнует сторонников. Ройзман — игрок навсегда, и эта грань его личности никуда не делась.

Наконец, есть и еще один аспект: за год многих оппозиционеров осудили, многие уехали из страны, вон, «Яблоко» проводит чистку своих рядов — Ройзман на этом фоне выглядит почти неприлично. Все-таки он возглавлял несанкционированное шествие, а его даже не арестовали. Заявление про слежку и вброс про возможное задержание по умолчанию содержит еще один сигнал: «Смотрите, власть меня прессует, не оставляет в покое».

Привязавшись к текущей новостной повестке он одновременно задает и некий смысловой контур предстоящей в 2022 году губернаторской кампании. Идея лежит на поверхности: распаковывать в общем-то абсолютно очевидный сценарий главного оппозиционного политика на выборах главы региона. Это самоповтор пятилетней давности, но, с другой стороны, и что? 


Политики добрались до магазинов

В 2021 году Россия столкнулась с антиваксерами. Дело начало приобретать политический окрас. Однако, по мнению Алексея Швайгерта, влиять на итоги выборов они не будут. Но само явление показательно и говорит о том, в каких иллюзиях пребывают россияне.

«Значимой политической силой антиваксеры не станут, как бы ни пытались КПРФ или СР выстраивать политическую коммуникацию, паразитируя на этой теме. Но само разделение нашего общества на вакцинированных и «копированных» и принципиально отказывающихся от вакцины и QR-кодов удивительно тем, что мы воочию, в реальном времени наблюдаем то, о чем ранее могли рассуждать лишь теоретически — предельно конспирологическое, иррациональное мышление среднестатистического избирателя.

Обыватели у нас готовы с легкостью отказаться от гражданских, политических свобод. Но как только возникает вопрос о том, что кого-то могут не пустить в транспорт, заставляют носить маску, не пускают в магазин, — срабатывают некие «скрытые пружины». Власть вырывается в очень личное, в человеческую повседневность, в его обыденность и социальные практики, закрепленные уже на уровне рефлексов.

Разворачивается сопротивление на чисто бытовом уровне — упрямое «вы не заставите меня это делать, моя свобода — выйти из дома на работу, сходить в магазин, поехать на автобусе, повторять каждый день, и ровно так, как я привык». И никакая угроза - заражения, смерти - не имеет права ломать мою повседневность. Во всем этом есть, конечно, и обреченность, и апатия, и фатализм, но сам феномен, несомненно, глубже.

Фактически среднестатистический россиянин, как показывает этот опыт переживания коронавирусного времени, не верит в логику власти и ее решения именно на бытовом уровне, на уровне предельной конкретности и директивности. Власть существует «где-то», далеко и непонятно - в каких-то белых-желтых-серых домах администраций. В Кремле. Она борется с Америкой, ракеты в космос запускает, добрые дела делает, в конце концов.

И вдруг эта абстрактная власть силой вторгается в частную жизнь маленького человека, повергая его в абсолютный мировоззренческий шок. Верить в такое вторжение поначалу трудно, кажется, что это игра, ошибка, сбой в матрице. А потом запускается режим неприятия, сопротивления - все то, о чем я выше сказал.

Представьте: двухуровневая квартира. Обычные люди ходят по нижнему уровню и не суются на второй, где вроде как обитает та самая власть. Люди рассчитывают, что к ним оттуда никто не спустится, а подняться туда — страшно, непонятно да и ненужно. И вдруг оттуда, сверху, что-то сваливается и начинает мешать жить. И вот когда сверху что-то свалилось вниз — между уровнями начало искрить. Параллельные миры лучше все же не пересекать.


Конец эпохи Шептия

В декабре на федеральном съезде «Единой России» была объявлена новая линия партии. Региональные отделения тут и там переподчинили губернаторам. В Свердловской области на этом закончилась «эпоха» Виктора Шептия, руководившего отделением более 10 лет.

«Виктор Анатольевич сложную позицию закрывал. Поверьте, руководство реготделением — работа нервная и тяжелая. Приходится решать кучу партийных задач. Из Москвы постоянно сваливаются новые вводные, меняются старые. В партии, как в большой корпорации, - много начальников, много координации, много отчетности. И наладить рабочий процесс в партстроительства дело невероятно сложное. Плюс постоянная публичность: политические заявления, комментарии, разбор факапов. Могло бы свердловское отделение «ЕР» как-то иначе, эффективнее функционировать при другом руководителе? Сильно сомневаюсь».


Дело Сергия

Своеобразным казусом прошлого и уходящего 2021 года стал бывший отец Сергий. Православный священник, внезапно выступивший с резкими, на грани революционных, заявлениями. Священник развлекался так почти полгода. Потом, наконец, его связали и увезли в Москву.

«Отец Сергий, несмотря на его риторику, стоит в одном ряду с прочими несистемными политиками. Сними с него рясу, сбрей бороду — что получится?

Фактически это тот же «якутский шаман», только из православного монастыря. И ничего удивительного, что власть с ним так долго тянула — с шаманом тем тоже ведь: он пол-России успел пройти, прежде чем его начали в психушки отправлять.

Система в принципе долго реагирует. Как большой боевой корабль: она долго разворачивается, долго оценивает обстановку и принимает решение. Но когда примет — реагирует сильно и делает больно.

Думаю, какое-то время его пытались остановить уговорами, а когда не получилось — быстро купировали проблему.

Тут другой момент интересен. За два ковидных года обострилось иррациональное мышление в массах. В этих условиях различные «семена пророков» ложатся на благодатную почву. И черт его знает, что в перспективе прорастет.

Но пока мы видим, что, даже если сообщество и было вокруг этого «пророка» - оно недостаточно было им очаровано, чтобы бросаться с видами на ОМОН и отстаивать своего лидера. Хотя, в принципе, кто знает, что было бы дальше — немного ведь не дотянули до появления полноценной секты.

И что дальше с его последователями? Рассосались и забыли? Затаили обиду? Ждут нового мессию?

В любом случае, скорее всего, даже если такой мессия у них опять появится — будет все то же самое, подобные культы будут носить локальный характер и не выльются в публичный открытый конфликт с властью».

 

Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации 

+7 922 143 47 42

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+