November 28, 2019, 12:34 PM
Дмитрий Моргулес

Круговорот долгов в природе. Как в Челябинске пытаются обанкротить очередное муниципальное транспортное предприятие и что за этим стоит

Очередной скандал возник вокруг ООО «Общественный городской транспорт» (ОГТ), принадлежащем мэрии Челябинска и осуществляющем пассажирские перевозки автобусным транспортом. Поставщики топлива подали в суд иск о банкротстве компании, налоговики к нему присоединились, свои финансовые требования к ОГТ предъявили и несколько муниципальных предприятий. В общей сложности в арбитражных судах рассматривалось или рассматривается сразу шесть (!) дел, связанных с долгами перевозчика. О том, почему одни структуры мэрии требуют через суды долги с другой структуры мэрии, — в материале ЕАН.

Сегодня стало известно о том, что муниципальное предприятие «Челябинские коммунальные тепловые сети» (ЧКТС) вступило в арбитражный процесс о банкротстве ООО «Общественный городской транспорт» (ОГТ), 100% которого принадлежит администрации Челябинска.

 Как сообщил СМИ директор ОГТ Дмитрий Холод, сумма долгов одних муниципалов перед другими — около 30 млн рублей и сейчас якобы ведутся переговоры о составлении графика погашения задолженности.

ЕАН попробовал разобраться в ситуации и, исследуя картотеку арбитражных дел (kad.arbitr.ru) выяснил, что сама история куда более масштабна, а структура задолженности ООО «ОГТ» куда более сложная. В Арбитражном суде Челябинской области помимо вышеупомянутого банкротства рассматривается еще пять (!) дел о взыскании как долгов самого ОГТ, так и денег, которые должны транспортникам. Во всех случаях обеими сторонами в суде являются муниципальные структуры.

Прежде всего дело о банкротстве ООО «ОГТ», судя по каталогу арбитражных дел (№А76-41941/2019), началось не вчера, а в начале прошлого месяца. Четвертого октября в арбитражный суд Челябинской области поступило заявление от компании «Назаров секьюрити технолоджиз» (НСТ) — которое является поставщиком топлива транспортникам. Сумма долга, которую НСТ не может вернуть, — более 5,3 млн рублей.

Восемнадцатого октября в дело вступила инспекция Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району Челябинска. Ее исковые требования к транспортникам — более 15,3 млн рублей

Тридцатого октября в дело вступил еще один кредитор — ООО «Оптнефтепродукт», которому ОГТ задолжало не так много — около 1,6 млн рублей.

МУП ЧКТС же вступил в дело со своими требованиями к транспортникам лишь вчера, 27 ноября. Следующее заседание суда по делу назначено на 19 декабря.

Но это дело далеко не единственное в Челябинском арбитражном суде, где с ОГТ пытаются взыскать задолженности другие структуры, подконтрольные мэрии города.

Так, дело №А76-46861/2019 — иск о взыскании задолженности на сумму около 13,6 млн рублей от МУП «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения» Челябинска (МУП ПОВВ). Исковое заявление было подано 13 ноября и оставлено судом без движения все до того же 19 декабря.

Позавчера свой иск к ООО ОГТ (сумма требований — почти 16,8 млн рублей) подал комитет по управлению имуществом и земельным отношениям (КУИЗО) мэрии города (дело №А76-48499/2019). Дата разбирательства еще не назначена.

Кроме того, 20 ноября арбитражный суд полностью удовлетворил иск (дело №А76-28513/2019), поданный еще в августе к ОГТ со стороны МБУ «Служба эксплуатации остановок общественного транспорта» (СЭООТ). Сумма, которая должна быть взыскана, — чуть более 4 млн рублей.

Однако и это не все. В свою очередь у транспортников также есть исковые требования к муниципальному предприятию «Служба организации движения» (МУП СОД). В одном случае (дело № А76-47823/2019) в заявлении от 20 ноября этого года ОГТ требует 9,3 млн рублей (дата заседания суда — 15 января 2020 года). Во втором (дело № А76-47937/2019) — более 14,3 млн рублей (заявление подано 21 ноября и оставлено без движения до 23 декабря).

В мэрии сообщили, что речь идет не более чем об обычном взыскании денежных средств, которые муниципальные структуры задолжали друг другу.

 «Это в чистом виде гражданско-правовые отношения», — написал в переписке с корреспондентом ЕАН начальник управления информации мэрии Челябинска Владимир Сафонов. Остается лишь догадываться, во-первых, почему для взыскания долгов между структурами, контролирующимися одной и той же мэрией, понадобились несколько решений арбитража. 

Источники ЕАН, знакомые с ситуацией, предполагают, что, возможно, решается, кто будет контролировать возможный процесс банкротства ОГТ. Практика применения законодательства о банкротстве показывает, что, если структура будет признана банкротом, контролирует этот процесс тот, у кого больше долгов компании вошло в конкурсную массу. И задача мэрии — не выпустить из-под своего контроля этот процесс.

На сегодняшний день общая сумма исков к ООО «ОГТ» со стороны муниципальных структур — более 60 млн рублей, что превышает совокупную задолженность транспортников перед налоговиками и поставщиками топлива (около 23 млн рублей). Плюс само ОГТ требует с МУП СОД около 23,6 млн рублей.

Как сообщил ЕАН депутат городской думы Челябинска предыдущего созыва, любопытна и сама природа происхождения этих взаимных задолженностей. По его словам, таким образом иногда напрямую финансировались определенные мероприятия или закупки, для «обычного финансирования» которых понадобилось бы решение городского парламента.

Напомним, ООО «ОГТ» было создано властями Челябинска в 2017 году, по сути — на месте банкротившегося к тому времени МУП «Челябавтотранс». Во вновь созданную структуру перешли сотрудники «Челябавтотранса» и имущество предприятия. Директором ОГТ стал депутат городской думы Челябинска Дмитрий Холод

Впрочем, наладить дела у новой структуры не очень-то получалось. Более того, в отношении руководителей ОГТ было возбуждено два уголовных дела. Сначала замдиректора компании Рустама Тимуршина заподозрили в злоупотреблении полномочиями (ст.201 ч.1 УК РФ), а в марте этого года в его отношении было возбуждено дело о мошенничестве в особо крупном размере (ст.159 ч.4 УК РФ).

Вчера власти региона объявили о том, что полномочия по транспортному обслуживанию Челябинска будут переданы от муниципалитета на уровень региона и будет создано областное государственное предприятия, через которое в единую транспортную схему будут связаны Челябинск, Копейск и пригороды областного центра в прилегающем к нему Сосновском районе.

ЕАН будет внимательно следить за ситуацией.

Источник фото: Дмитрий Моргулес, инфографика - Людмила Лежак
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+