December 26, 2022, 08:42 AM
Валентина Попова

Лия Каргина, рок-группа SARA: «Не ври своей аудитории — она это почувствует»

Сегодня все меньше зарубежных артистов посещают концертные площадки Екатеринбурга. С одной стороны, музыкальная индустрия уральской столицы терпит убытки, с другой – это шанс для местных исполнителей уверенно заявить о себе и попытаться занять пустующие ниши. ЕАН совместно с Екатеринбургским рок-клубом и СВОБОДА Концерт Холл запускает серию интервью, чтобы познакомить читателей с творчеством уральских музыкантов. В пятом, завершающем, выпуске проекта - интервью с лидером группы SARA Лией Каргиной. Мы поговорили о творчестве Лии, о том, как нужно принимать популярность, о специфике уральского рока, а также о том, что делать, чтобы стать успешным рок-музыкантом.

- Как появилась группа SARA?

- Группа появилась в 2018 году, через полгода после окончания мной универа. До этого момента я заканчивала учебу и готовилась к свадьбе с Костей, будущим гитаристом группы SARA, а мой брат закрывал свой проект – группу «Раскол», в котором и я, и Костя активно участвовали. Я понимала, что без музыки мне оставаться нельзя, ведь я всю жизнь от нее была неотрывна, мне нужен был свой музыкальный движ. В последние полгода учебы, перед дипломом, я, сидя в общежитии УГАХИ на Июльской, 22, том самом, где когда-то проживал Вячеслав Бутусов, написала демку, просто по приколу, и скинула ее Косте. Он сказал, что звучит очень хитово и надо развивать эту тему. Так родилась наша первая, ставшая впоследствии популярной на местном уровне песня «Игра в прятки». Именно она привела к нам первых поклонников.

У нас не было в тот момент ни группы, ни мыслей или перспектив на эту тему. Я просто баловалась демками, сидя в общаге, параллельно выбирая атрибуты для свадьбы и готовя дипломную работу.

Брат занялся записью и сведением этой песни, решив набраться опыта. Забегая вперед, скажу, что на этом поприще он достиг серьезных успехов, сейчас у него своя студия, и мы работаем только с ним. У нас вообще очень музыкальная семья: я и брат имеем среднее музыкальное образование по классу фортепиано, а папа у нас – настоящий рокер, у него в молодости была своя группа «Участок 6». Поэтому мы с братом росли на такой музыке,как Queen, Deep Purple, Led Zeppelin и прочем олдскуле. Попса того времени в нашем доме никогда не звучала, а одноклассники регулярно стебали меня за музыкальные предпочтения.

Сначала я публиковала песни в соцсетях от своего имени. Но со временем мы поняли, что пора собирать живой состав, потому что была еще песня, потом еще одна, а потом мы собрали свой первый ЕP - миниальбом из четырех треков под названием «Твоя любовь». Костя позвал своего друга и одноклассника Стаса поиграть с нами на басу. Тот согласился. Сложнее всего найти было барабанщика, их днем с огнем не сыщешь. Мы искали человека, который бы стал нашим другом и единомышленником. Платить деньги мы не планировали и не могли, поэтому делать все нужно было чисто за идею. Нам удалось найти хорошего музыканта, но через год мы расстались по неприятным причинам. Так, в конце 2018 года к нам пришел Антон. Мы стали крепкими друзьями, и, когда мы собираемся вчетвером, возникает чувство, будто ты дома, будто ты там, где и должен быть и именно с теми самыми людьми.

 Ольга Ланбин, рок-группа Kennedy`s Killers: «В Екатеринбурге можно быть только в андеграунде» 

- Какую музыку вы играете?

- У нас есть перегруженная гитара и барабаны, наверное, мы играем что-то похожее на рок (смеется). Еще мы используем синты и налегли на живую виолончель в последнее время. В самом начале нас любили сравнивать с «Агатой Кристи», не знаю почему. Возможно, изначально были похожие моменты в мелодиях, гармониях, но сейчас этого нет. В последнем альбоме у нас есть песня, напоминающая симфо-метал, где-то есть немного готики, что-то отдает панком. Но в целом прослеживается узнаваемый стиль.

- Кто вас слушает?

- Нас частенько спрашивают в разных интервью, кто наша аудитория, но точного ответа у нас нет. На наших концертах присутствуют самые разные люди: как подростки, так и люди среднего возраста, наши ровесники и даже пенсионеры. Кто-то приходит с маленькими детьми, которые прыгают в зале и поют песни. Даже человек, который занимается дистрибуцией наших релизов, глядя в статистику прослушиваний, всегда недоумевает от такого разброса.

Аудитория абсолютно разная, и единственное, что ее объединяет, – это ход мыслей, схожие проблемы. Людям становится легче от того, что их переживания освещаются в текстах, они начинают растворяться в нашем творчестве, которое подбадривает их, несмотря на то, что смысловая нагрузка песен тяжеловатая, жизненная. Слушатель понимает, что он не одинок в своих проблемах. А когда ты не один — так всегда легче и проще.

Люди регулярно пишут мне во всех соцсетях благодарности за музыку, что она вытащила их из тяжелого состояния и придала сил, позволила выпустить эмоции. Я все читаю, и каждый раз наворачиваются слезы. Значит, все не зря и ты добился своей цели, сделал мир лучше с помощью музыки и лирики.

- Какая песня является вашей визитной карточкой?

- Визитной карточкой нашей группы от 2018 года можно назвать песню «Игра в прятки», о которой я говорила выше. Клубные организаторы, знакомые музыканты, с которыми мы пересекались на сценах, и самые первые поклонники всегда спрашивали: «SARA будет сегодня играть «Раз-два-три-четыре-пять»?» Эта песня была широко известной в узких кругах.

Второй нашей популярной песней стало «Наваждение». Это импульсивная, немного тревожная песня, которая сразу всем зашла. Она даже играла на интернет-радио «Наше 2:0» какое-то время. Недавно, кстати, подписчики сообщили, что сегодня она вновь в ротации. Это приятно.

Сейчас наша визитная карточка — это трек «Спасибо» из альбома «8 поводов для депрессии». В период пандемии, в самый первый весенний карантин, я завела себе аккаунт в TikTok, хотя мне удалось подружиться с этой соцсетью не с первой попытки. Постепенно я стала там залипать, сама снимала ролики, долго искала темы и подачу. Когда я нашла свой стиль для съемки роликов, пошел разгон, начали подписываться люди. Меня узнавали и писали об этом в комментариях. Выяснилось, что нас знают гораздо больше людей, чем нам казалось, из разных городов России. Я была в шоке, это было неожиданно. В сентябре 2021 года я выкладываю сниппет на песню «Спасибо» - припевчик: «У тебя на месте ноги, крыша есть над головой».

 Максим Луговских, рок-группа «Вечными друзьями»: «Я не вижу смысла петь на иностранном языке в России» 

Ролик начал быстро набирать просмотры, а, когда это все раскручивается, становится страшно. Люди трактовали припев песни по-разному.

Вообще трек описывает состояние, близкое к депрессии, которое бесцеремонно обесценивают. «У тебя есть руки, ноги, работа, семья – чего ты ноешь?» - это цитата человека, который на тебя наезжает. Это очень обидно.

В комментариях начались ярые споры: кто-то обвинял меня в обесценивании, кто-то, напротив, соглашался, что все правильно, жить нужно бодро. Ведь припев был вырван из контекста, а сарказм умеют считывать не все. Это был настоящий ад: я круглыми сутками листала комментарии и успокаивала людей, сама не знаю зачем. Наверное, я просто впервые столкнулась с этим явлением. И все это росло каждый день как снежный ком.

Подписчики и несколько известных блогеров начали снимать свои ролики на трек, это было так необычно и странно. И вся эта история подняла нас на ступеньку выше и подтолкнула к решению поехать в тур. Мы объехали семь городов: Москву, Питер, Екатеринбург, Нижний Новгород, Ярославль, Пермь и Тюмень. Не везде все было удачно: как правило, в крупных городах ситуация лучше, чем в менее населенных. Больших иллюзий мы не строили, а некоторые города были вообще экспериментальными. Оказалось, что на нас готовы приходить, что нас ждут: кто-то ждал нас чуть ли не с момента основания. Это был самый лучший период в моей жизни, хоть и омраченный мировыми событиями. Тур мы запланировали в ноябре 2021 года, никто не знал, что случится «февраль». Многие медиапути развития для музыкантов сейчас закрыты, тот же TikTok. Но что поделать, держимся пока, ищем альтернативы. Кто-то скажет, что в мире есть проблемы поважнее закрытия соцсетей, но на самом деле любая вещь является частью системы. Кому-то кажется ерундой, но для кого-то это работа, бизнес и самореализация.

- Удается ли вам зарабатывать деньги своей музыкой?

- Зарабатывать музыкой у нас пока не получается, поэтому все мы продолжаем работать. Вернее, доход есть, но он символический. Я - муниципальный служащий, также в нашей группе есть инженер, преподаватель и менеджер. Очень сложно совмещать, я очень хочу, чтобы это изменилось, чтобы мы могли зарабатывать именно своим любимым делом в конечном итоге.

- Что ты слушаешь сама, чем вдохновляешься?

- С музыкой у меня отношения сложные. Я ее слушаю мало и редко. Последние несколько лет я очень плотно сижу на музыке Lindemann, Rammstein. Последний альбом раммов многим не понравился, но я во всей этой обстановке посчитала его весьма гармоничным, мне он зашел.

Очень сложно угадать, что понравится. Я не выбираю жанры, а больше залипаю на разные мелодии, гармонии, вокальные и инструментальные ходы. Наверное, я меломан. Из последнего, что мне понравилось, могу отметить группу «Петля пристрастия» из Белоруссии. Я побывала на их концерте, зная песни практически наизусть. Это был первый концерт в моей жизни, на котором я от души отрывалась и орала все песни.

Мне нравится исполнитель «Молодость внутри». Мрачно, электронно и отдает роком. Видимо, все, что грузит, совпадает с моим мироощущением.

 Антон Чернобровкин, рок-группа «Джедаи»: «Звание третьей столицы рока Екатеринбург сегодня не поддерживает» 

- Что важнее – мелодия или текст?

- Все вместе. Бывают моменты, когда абстрагируешься от текста, особенно если песня на иностранном языке. Если мне нравится музыка, я, скорее всего, не полезу читать перевод. Если рассматривать то, как я сама пишу песни, то я всегда стараюсь сделать так, чтобы музыка совпадала с текстом. Обычно они у меня рождаются одновременно, реже бывает, когда я пишу сначала музыку, а потом текст. Но никогда не случалось так, чтобы текст был первым.

- Кого ты можешь выделить из местных музыкантов?

- В Екатеринбурге очень много хороших команд самых разных жанров. Мы много с кем из музыкантов общаемся, потому что часто бываем на сборных концертах. Могу отметить группу «Кошмары Гагарина», они играют веселые и душевные песни. Очень рекомендую послушать их и сходить на концерт. Они звучат легко, непринужденно и разгружают голову.

- Уральский рокер – какой он?

- Уральский рокер абсолютно разный: если говорить о слушателях, то мне они кажутся эмоциональными и погруженными. Если о музыкантах, то у нас имеется слишком много поджанров, чтобы вешать такое клише. Дело не в том, рокер человек или нет, дело в уральском менталитете. И это зависит не от жанра музыки, к которой он приобщен. У нас, конечно, есть особенность, о которой говорят другие регионы - уральская безысходная, мрачноватая атмосферка. Наверное, отсюда и «Агата Кристи», и SARA, и похожие группы. Но веселого и «качового» у нас здесь тоже много, так что делить это все нет смысла – люди все разные. Есть же у нас и Niletto, и Клава Кока, их точно не назвать депрессивными и мрачными.

- Какие бы ты дала советы начинающим музыкантам?

- На первых порах мы сталкивались с косыми взглядами, якобы мы какие-то старомодные, вышли в каких-то жилетках, а мне просто нравилось делать то, что задумано, и мы продолжали гнуть свою тему. Сначала было все не очень гладко: не такой плотный звук в треках, насмешки и непонимание со стороны некоторых коллег. Но любой жанр имеет право на жизнь, поэтому я не останавливалась, хотя порой было обидно и неприятно. Людям нравится — это самое главное. Мы нашли своего слушателя. К тому же среди коллег по цеху у нас тоже нашлись приятели, готовые поддержать.

Расти мы начали очень быстро, буквально с первых концертов. Самый первый наш выход – это конкурс «Манифест Свободы» в клубе «Свобода», который мы выиграли. В качестве награды нам досталось выступление на «Старом Новом Роке». После участия в «Высоцкий Фест» в 2018 году мы поехали на «Нашествие», уже через полгода после начала существования. А в 2019-м прошли региональный отбор на фест «Улетай» и тоже там сыграли.

Многие относились к нам с пренебрежением так же сильно, как другие горячо любили. Это нормально для любой группы, набирающей популярность. Тогда я поняла, что все делаю правильно. Сейчас у меня выработался иммунитет к хейту, и я начала относиться к несправедливой критике легко и с юмором. Вся эта тема отлично прокачивает самоиронию. Любой начинающий музыкант должен быть готов к тому, что он будет постоянно сталкиваться с осуждением, шаблонами, но ни в коем случае нельзя себе изменять. Если тебе нравится делать то, что ты делаешь, продолжай, будь честным с аудиторией. И они тебя услышат и поймут. Не ври своей аудитории — она это почувствует. Критику нужно воспринимать только в том случае, если она объективна. А это такая редкость...

Я делюсь своим мировоззрением в песнях, у нас есть четкая тематика, настроение – это все идет от души, я вкладываю в творчество частичку себя. Люди это считывают, кто-то воспринимает это на свой счет, проникается, видит мою открытость. Если бы мы гонялись за популярными жанрами, нас бы в итоге никто не запомнил. Кто-то однажды сказал, что моды не существует, есть стиль. Развивайте его, станьте сами себе трендом. А если вам интересно что-то из текущего, то берите эти тренды и адаптируйте под себя, чтобы быть на волне, но держаться собственного стиля. И вы всегда будете сами задавать тон. Быть собой - всегда было и будет в тренде. Люди тянутся за уверенностью и искренностью.

 

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+