November 15, 2019, 11:34 AM
Игорь Чукреев

«Мэрия не способна управлять самостоятельно»: екатеринбургские депутаты отбирают у мэра бюджет

Мэрия Екатеринбурга смирилась с необходимостью поделиться с гордумой полномочиями. Сегодня на совместной рабочей группе вице-мэр Екатеринбурга Александр Ковальчик демонстрировал полное смирение с судьбой и даже поблагодарил депутатов за настойчивость. За кадром осталось то, что мэрия, в том числе и сам вице-мэр, упирались и сдались лишь под напором очень весомого аргумента. О том, что еще осталось за скобками сегодняшнего заседания, скрытые смыслы споров депутатов с чиновниками — в материале ЕАН. 

О том, что в гордуму внесен проект некоего положения о новом порядке утверждения бюджета, стало известно в понедельник. При том, что обсуждается он «тайно» уже полгода — это часть обещаний, данных Александру Высокинскому в июле при принятии гордумой поправок в бюджет на второе полугодие 2018 года. И с тех пор благополучно «забытых».

Суть изменений: депутаты требуют, чтобы горадминистрация согласовывала с ними программные статьи расходов бюджета — это более 90% всех расходов. Мэрия в ответ заявляет, что это слишком усложнит ей жизнь.

Несмотря на долгие обсуждения, журналистам о них сообщили лишь в начале этой недели. На заседании комиссии по экономическому развитию ее председатель Григорий Вихарев как бы невзначай оговорился, что проект уже внесен в думу спикером Игорем Володиным.

Новость о подготовке данного проекта вызвала большей интерес среди всех, кто наблюдает за работой мэрии, так как подобное изменение носит революционный характер.

В прошлом, при мэре Аркадии Чернецком горадминистрация обязана была согласовывать с депутатами каждый пункт расходов. С 2007 года гордуму от денег начали отодвигать и окончательно отодвинули уже при Евгении Ройзмане — в первый же год, как он вступил в должность, депутатам оставили лишь утверждение общего проекта и отчет о его исполнении. С тех пор гордума денег больше не видит и вынуждена полагаться на слова чиновников о том, что они планируют делать, не имея возможности это ни оспорить, ни проверить толком.

Очевидно, что добровольно никто не согласится делиться полномочиями в расходовании 40 млрд бюджета Екатеринбурга. И тем не менее депутаты в ультимативной форме — в виде готового проекта решения - потребовали от мэрии это сделать.

В течение недели наблюдатели гадали, как горадминистрация отреагирует на этот демарш. Возможности для маневра у мэрии немного. Как писал ЕАН, фактически депутаты взяли в заложники бюджет Екатеринбурга, все «необязательные» расходы мэрии и могут теперь требовать гораздо больше, чем просто дележа полномочий.

Интрига разрешилась в пятницу. С утра гордума разослала анонс внеочередного заседания некоей рабочей группы для обсуждения проекта нового положения о бюджетном процессе. Одновременно выяснилось, что проект был внесен спикером Игорем Володиным еще в октябре, тогда же была сформирована рабочая группа, в которую входит уже 26 депутатов, и кто-то от мэрии. В постановлении в этом месте было указано вместо фамилии «по согласованию», то есть кого мэр пришлет.

По масштабу предлагаемых изменений вести заседание рабочей группы должен был спикер Игорь Володин. Тем более что он официально является автором проекта поправок. Но спикер в командировке — с понедельника он находится в Африке на международном форуме органов местного самоуправления и вернется только к воскресенью. С другой стороны: кто бы ни возглавил рабочую группу — ему предстоит нести ответственность за «раскачивание лодки» перед региональными и федеральными властями, если переговоры приведут к кризису. Причем обвинения могут быть вплоть до попытки несогласованного захвата власти в муниципалитете.

Александр Высокинский со своей стороны отправил на заседание целую делегацию, включая своего первого зама Александра Ковальчика, зама по финансам Марину Андрусь и ряд представителей различных ведомств. Но сам тоже не пошел. Впрочем, его присутствия в данном случае регламент мероприятия и не подразумевал.

В отсутствие спикера открывать заседание, в соответствии с регламентом думы, пришлось его заместителю Виктору Тестову. Но и тот предупредил коллег, что он ненадолго: «Случилась накладка. У меня в округе сегодня открывается поликлиника, так совпало. Важное дело — выполнение одного из поручений президента. Поэтому скоро я буду вынужден вас покинуть».

В рабочую группу для обсуждения нового порядка принятия бюджета записано 26 из 36 депутатов. На заседание пришли 19 из них — цифра для гордумы сакральная, почти магическая.

В гордуме Екатеринбурга 36 депутатов. Как бы ни шло обсуждение, в каком бы порядке ни велось, но любое решение можно легализовать, если набрать «абсолютное большинство» голосов — то есть 18+1. Причем в этом случае формально считается, что это не просто решение гордумы, а единое мнение всех избирателей Екатеринбурга, которых представляют депутаты, — более миллиона человек. Рабочая группа — собрание отчасти неформальное, его решения носят де-факто рекомендательный характер. Но если это рабочая группа, в заседании которой приняло участие 19 депутатов, — это уже практически равнозначно по статусу решению, утвержденному на заседании гордумы. Иными словами — заседание началось со своего рода демонстрации силы и решимости депутатов, их готовности довести поднятый вопрос до конца и сломить любое сопротивление мэрии.

Любопытно, что не все депутаты были уверены в своей готовности принять участие в мероприятии. Так, часть заявленных членов рабочей группы в беседах с корреспондентом ЕАН по телефону сослались на то, что о заседании им сообщили в последний момент и они просто физически не успели изменить свои рабочие графики.

Справедливости ради, переговоры о новом положении шли втайне не только от журналистов, но и от части гордумы. Среди депутатов, которые пришли на заседание, нашлось несколько, кто прямо заявлял: о происходящем они узнали лишь вчера, документы увидели пару минут назад и лишь в общих чертах понимают, о чем вообще речь.

Пятничное заседание рабочей группы было первым. Согласно регламенту, обязательным пунктом повестки в этом случае является избрание председателя группы. По предложению вице-спикера единогласно была избрана председатель комиссии по бюджету Елена Бондаренко, после чего Виктор Тестов, едва передав полномочия, покинул заседание.

Повторимся, вопрос о перераспределении полномочий по утверждению бюджета — вопрос деликатный. С одной стороны: не каждый согласится возглавить обсуждения по этому вопросу и потом нести ответственность за это перед мэром, губернатором, а то и перед Кремлем. С другой стороны — и депутаты не каждому доверят руководить в данном случае, поскольку «слить» процесс достаточно легко.

Елена Бондаренко изначально в гордуме Екатеринбурга рассматривалась как компромиссная фигура, равноудаленная от всех групп влияния, но в то же время взаимодействующая с ними. Собственно, именно поэтому ей и доверили год назад возглавить ключевую комиссию по бюджету. За год она доказала, что способна отстаивать свой нейтралитет — в гордуме это ценится, особенно на фоне иных депутатов, способных за месяц по несколько раз поменять союзников и идеологическую позицию. С одной стороны, ее назначение устраивает всех депутатов, с другой - показывает, что гордума готова выслушать конструктивные предложения от мэрии, иначе выбрали бы более «жесткого» переговорщика. Александра Колесникова, к примеру.

Наконец, перешли к обсуждению основного пункта — как построить дальнейшую работу для скорейшего принятия бюджета. Дискуссия состояла из двух частей, развивавшихся параллельно. Во-первых, Александр Ковальчик всячески выражал готовность работать на любых условиях депутатов, лишь осторожно предлагал различные варианты выстраивания более конструктивного диалога. С другой стороны — обе стороны нет-нет да и обменивались выпадами со скрытыми смысла и обвинениями, отсылающими к той скрытой борьбе, которая идет между гордумой и мэрией эти полгода.

«Мы очень рады, что депутаты готовы разделить с нами эту ответственность. Но существует несколько нюансов, - обозначил Александр Ковальчик позицию мэрии. А дальше он проговорил то, на чем Александр Высокинский настаивает уже полгода: - Иногда корректировка программ требует очень короткого времени. Иногда они исчисляются днями. Депутаты же не всегда бывают доступны. Летом, к примеру, на два месяца уходят на каникулы».

Следом сотрудники мэрии подтвердили: да, им будет очень непросто работать в таких условиях, и они не гарантируют качества. Пригрозили даже, что под угрозой могут оказаться повышения зарплат учителей по «дорожной карте» - как оказалось, они тоже «удачно» встроены в программный бюджет управления образования.

В свою очередь, депутаты мягко напомнили, почему вообще они вынуждены заниматься этим вопросом. «Я никогда не видел программ — не знаю, что это такое. Я вижу лишь постановления — это набор цифр, абсолютно нечитаемо. Я понимаю, о чем говорит Александр Анатольевич (Ковальчик, — прим. ЕАН), - о том, чтобы все это не превратилось в саботаж. Но я за то, чтобы все это было на думе в понятном виде», - ответил Александр Колесников.

Собственно, этот диалог длится уже давно. Александр Высокинский делает вид, что искренне не понимает, чем недовольны депутаты. На его взгляд, мэрия и так предоставляет все возможные цифры и готова по запросам депутатов давать и более подробную информацию. Депутаты же, а вместе с ними и журналисты, всякий раз с недоумением смотрят на эти якобы «подробные цифры» и отчеты, в которых по факту нет никакой информации. Очередной пример подобной работы был на прошлой неделе, когда мэр пригласил гордуму на подробное предварительное обсуждение проекта бюджета, а в итоге фактически не сказал им ничего конкретного, вызвав со стороны депутатов волну негатива.

И эту позицию раз за разом пытался отстаивать на рабочей группе Александр Ковальчик. Наконец, депутаты не выдержали.

«Причины появления подобного документа не в сроках прохождения той или иной процедуры. А в качестве принимаемых управленческих решений. Администрация не может самостоятельно принимать управленческие решения. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на улицу (имеется в виду провал муниципальной программы благоустройства, из-за которой весь центр города сейчас перекопан, — прим. ЕАН). И если вам формулировки не нравятся — не понимаю, почему гордума должна прислушиваться», — вспылил Александр Караваев. И в очередной раз напомнил: это именно Александр Высокинский без согласия думы своим решением постановил увеличить объемы благоустройства в городе в 10 раз - с 4 тыс. кв. м до 40 тыс., не просчитав риски. «Александр Высокинский говорит: «Я решил, что это правильно». Но все, кто присутствует, кто ходит по городу, искренне сомневается в том, насколько правильно было принято это решение», - давил и давил депутат на «больную мозоль» мэрии.

В ответ Александр Ковальчик сделал неловкий ход — обвинил депутатов, что это именно они перекопали весь город и вся ответственность за провал работ по благоустройству лежит на них. «Мы показываем каждую копейку, куда, что тратится. И 4 тыс. кв. м ремонтировать или 40 — решения принимают депутаты», - слукавил вице-мэр. Имеется в виду, что гордума утверждает бюджет и, раз депутаты его приняли в том нечитаемом виде, как его им дают, — значит, сами виноваты. Но тут же зам Высокинского взял себя в руки и миролюбиво добавил: «Я не собираюсь спорить. Раз приняли решение, что надо рассматривать на думе, — мы за это решение».

Как правило, если гордуме нужно «додавить» мэрию, со стороны депутатов вперед выступает Александр Колесников и начинает внушительно и по пунктам долго перечислять аргументы. Совсем страшно для горадминистрации, если на заседании оказывается Константин Киселев. В данном случае первый задал лишь несколько уточняющих вопросов, получил утвердительные ответы и ушел вслед за Виктором Тестовым, а второй и вовсе не пришел. Мэрия, как неоднократно подтверждал Александр Ковальчик, готова на условия депутатов и лишь слабо пыталась отстоять послабления для чиновников.

По итогам заседания рабочей группы было решено, что до понедельника депутаты принимают предложения, в том числе и от мэрии, после чего на следующей неделе на заседании комиссии по бюджету утверждают итоговую редакцию постановления и выдвигают ее на общее рассмотрение на заседании гордумы в конце ноября.

В общих параметрах, как рассказала ЕАН председатель бюджетной комиссии Елена Бондаренко, рассматриваемый гордумой вариант выглядит следующим образом.

Первое. Все программные статьи расходов горадминистрации в обязательном порядке рассматриваются на заседании комиссии гордумы по бюджету или на ее совместном заседании с профильными комиссиями, в зависимости от конкретной программы.

Второе. Решение комиссии и гордумы носит рекомендательный характер. Даже если депутаты единогласно проголосуют «против» - мэрия вправе их мнение проигнорировать. Тут, правда, есть нюанс. У депутатов остается возможность не принять никакого решения — для этого нужно четкое распределение голосов «за» и «против», технически это непросто организовать, особенно в формате заседания гордумы, но возможно. В этом случае соответствующая статья расходов мэрии окажется под вопросом.

Третье. Депутаты согласны принять бюджет города на 2020 год по старым правилам, но все корректировки в него будут вноситься уже по новым.

Четвертое. Депутаты берут на себя «повышенные обязательства» - как минимум комиссия по бюджету соглашается работать без праздников, выходных и каникул, и ее члены обязуются по первому же призыву мэрии прийти и в течение суток организовать рассмотрение любых корректировок в бюджет по программным статьям.

За скобками этих обсуждений остался вопрос о самом бюджете Екатеринбурга на 2020 год. Считается, что принятие положения о новом порядке утверждения расходов — одно из требований депутатов, при котором они согласны бюджет принять. Мэрия надеется, что это единственная крупная уступка, на которую ей придется пойти. Депутаты же отмечают, что это только начало. «Принятие бюджета в этом году будет сложным», - подтвердил ЕАН Алексей Вихарев. Следующим шагом в планах гордумы — добиться кадровых решений, в частности, по двум замам Александра Высокинского: Екатерине Куземке и Марине Андрусь. Но многое будет зависеть от того, продолжит ли мэр прятать от гордумы подробное описание планируемых статей расходов и муниципальных программ или согласится сесть и вместе посмотреть, какие средства можно перераспределить и куда. Пока горадминистрация в этом вопросе жестко настроена обойтись без согласований с депутатами. К примеру, по итогам этого года из-за плохого исполнения подрядчиками контрактов по благоустройству в бюджете высвободилось порядка 200 млн рублей. Депутаты предлагают направить эти деньги на отселение людей из аварийного жилья, чиновники же говорят, что у них свои планы и не объясняют какие. «Но у Марины Олеговны есть еще время сделать вывод и изменить свое отношение к депутатам», - отметил Алексей Вихарев.

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+