July 19, 2021, 12:12 PM
Игорь Чукреев

«Многое в действиях антипрививочников говорит о проблемах психологических»: известный в Екатеринбурге священник - о позиции церкви относительно вакцинирования

Известный в Екатеринбурге игумен, старший преподаватель кафедры церковно-практических дисциплин духовной семинарии Вениамин (Райников) на своей странице в Facebook призвал антипрививочников молиться в поисках душевного спокойствия. В интервью ЕАН он объяснил, почему считает отрицание вакцин психической, а не религиозной проблемой и почему в храмах никогда не будут вакцинировать прихожан. 

- Много ли антипрививочников среди прихожан? Как часто сталкиваетесь с такой проблемой?

- Для этого чтобы это выяснить, надо произвести социологическое исследование и выслушать всех прихожан во всех храмах — этого никто не делает. Думаю, что, как и в любом другом явлении, есть достаточно широкая палитра мнений. От самых дремучих вроде уверенности, что вместе с вакциной внедряется микрочип, реагирующий на сеть 5G, до более или менее разумных, пытающихся апеллировать к научным знаниям.

 «Антипрививочников среди нас нет»: свердловский Минздрав – о кухне антиковидного пиара 

Но специально бесед на эту тему священники с прихожанами не ведут. Научные вопросы пусть решают люди, которые наукой занимаются, а не священники с прихожанами. 

Тут вопрос в том, кто каким голосам этой самой науки верит. Это может показывать определенную психологическую предрасположенность слышать что-то волнующее или что-то успокаивающее.

Религиозной составляющей тут немного. Да и менее всего хотелось бы видеть в этом споре богословов, а не лиц, имеющих специальное медицинское образование.

Печалит форма, в которой выражают свои мысли антипрививочники, в том числе причисляющие себя к православной церкви, Она очень агрессивна, в ней не видно ничего, что должно быть в христианине.

Такое сочетание агрессии и невежества, которое испытывают антипрививочники, не только для христианина недопустимо, но и вообще для приличного человека. 

Эта нервность показывает духовную проблему, поскольку гнев человеческий не творит правды Божией. А поскольку есть гнев — значит есть духовная проблема, которая не может быть не замечена. 

- Во время крестного хода недавнего тема вакцинации обсуждалась? 

- Когда люди идут от Храма-на-Крови до Ганиной ямы, то они, как и в предыдущие годы, либо читают молитвы, либо про себя молятся. Говорить на крестном ходе, обсуждать что-то — это неприлично, за это могут и замечание сделать, чтобы не мешали. 

- А в процессе подготовки? К примеру, в качестве компромисса обсуждалась идея разрешить крестный ход, но допустить к участию в нем лишь привитых?

- Таких идей не было и не обсуждалось.

 В Свердловской области десятки тысяч человек не могут получить прививку от COVID 

- Обсуждается ли тема вакцинации в проповедях в городских храмах? 

- Если бы на проповедях священники стали решать медицинские проблемы с помощью своего авторитета, это было бы злоупотреблением. Проповедь — это про духовные вопросы, про Христа, про веру, про любовь. Тема прививок может быть лишь поводом, иллюстрацией какой-нибудь чисто духовной мысли, например, заботы о ближнем или недопустимости агрессии, но повторюсь, что с помощью духовного авторитета нельзя решать медицинские проблемы. 

Человек сам принимает решение относительно своего здоровья, и заставить человека прививаться или не прививаться было бы злоупотреблением проповедью.

- По этой же причине при храмах не разворачивают прививочные пункты? 

- Это противоречило бы самой идее похода в храм.

Когда человек идет в храм - он от всего отвлекается, он идет с Богом общаться. А так я пошел помолиться и заодно, условно, картошки купил, тут же и привился — это значило бы, что человек не смог собраться, сосредоточиться на Боге.

Христос был против этого. Есть в Евангелии от Марка рассказ, как Христос изгоняет торгующих из храма — там сказано, что Он «не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь». Ну то есть пошел в магазин, зашел за покупками, потом с сумками в храм? Христос был против этого. Забегать в храм между делом лучше, чем не ходить вообще, но в идеале, если человек собирается в храм, он должен быть сосредоточен именно на этом. 

- Что можете посоветовать антипрививочникам и колеблющимся? 

- Им должен советовать кто-то, кто разбирается в прививках. Да, во времена Российской империи священники могли призывать прививаться, могли призывать картошку сажать — государство через них решало свои вопросы. Это было в период, когда церковь была частью государственного института, поэтому государство навешивало на церковь не свойственные ей функции.

На тот момент это было естественно — церковь была местом сбора, на воскресной службе все собирались, и было удобно объявлять так императорские указы. Сейчас церковь не выполняет этих функций, в том числе и по популяризации чего-либо — мы не берем на себя государственную функцию. Так же, как государство не организует религиозные церемонии.

Хотя действительно нас туда пытаются втянуть, но это странно было бы, это было бы неправильно. Нам не хотелось бы, чтобы проповеди о Христе сопровождались рассуждениями священника о том, как правильно огурцы солить или правила дорожного движения соблюдать. Если какая-то такая тема и затрагивается, то лишь как пример для обсуждения духовной истины. 

- Да, но в своем посте вы вроде призываете антипрививочников молиться? 

- Многое в действиях антипрививочников, их словах свидетельствует о проблемах и духовного плана, и психологического. 

 «Это один из столпов Путина»: известный журналист объяснил, почему запрещенный в Екатеринбурге крестный ход все-таки состоялся 

Если у человека есть какая-то проблема с его верой, то какая разница, что будет поводом для проявления этой проблемы.

Раньше боялись штрих-кодов. Штрих-коды поменялись на куар-коды — теперь их боятся. Человек, который хочет бояться, всегда найдет, чего бояться. Это говорит о том, что у него есть проблема с такой добродетелью, как вера, и с этим надо работать. 

Может быть, что кроме духовной проблемы с недостатком доверия Богу человек имеет также повышенную тревожность, может, это проблема уже психологического плана и пора к специалисту. Возможно, человек так себя загнал в эту тревожность, что ему уже нужна помощь тех, кто мог бы вывести из этого состояния. 

Но тут тонкие материи взаимодействия между духом, душой и телом, поэтому могут потребоваться не только духовные методы, но и помощь специалистов по расстройствам невротического характера или даже соматическим болезням.

Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации

+7 922 143 47 42

Источник фото: Алексей Колчин для ЕАН
Показать комментарии (1)