February 12, 2021, 11:50 AM

«Моя задача – научить сироту заново доверять людям». Интервью с ментором, нашедшей своего подопечного среди воспитанников интерната

В Екатеринбурге продолжает работу проект «Импульс» от благотворительного фонда «Арифметика добра». Его цель – обучить наставников для воспитанников детских домов.

В ходе проекта формируются пары взрослый – ребенок, которые просуществуют минимум год. Предполагается, что общение поможет ребенку научиться самостоятельной жизни. Сейчас подготовку заканчивает первая группа менторов.

Ольга Репина из Екатеринбурга, но несколько лет назад переехала в Москву. Специально для ЕАН она рассказала о своем подопечном Илье, их отношениях, качествах, которыми должен обладать человек, решивший помогать подростку из детского дома, и вдохновении в новом для нее деле.

Ольга Репина

Почему вы решили стать наставником?

В 2019 году я пошла в школу приемных родителей, чтобы позже взять малыша в семью. Закончив школу, я узнала о наставничестве и поняла, что для меня это лучший способ сблизиться с ребенком – сначала понять его, пообщаться с ним, не сразу пускать в свой дом. Сейчас по документам я ментор, но по факту приемный родитель.

Как проходило обучение?

Мне кажется, что основная цель нашего обучения была в том, чтобы мы начали реально смотреть на вещи.

У меня было несколько шаблонов, стереотипных представлений о детях из подобных учреждений.Первый – если ты берешь ребенка в семью, то он должен быть тебе благодарен. Это не так, и нас предупреждали, чтобы мы не ждали от них позитивной обратной реакции.

Второй момент – эти дети всегда непредсказуемы. У каждого своя глубокая проблема и своя история. Один требует много внимания и, если его не получает, обижается. Второй может быть очень закрытым. К каждому нужен индивидуальный подход.

В школе приемных родителей с группой занимались два психолога и один куратор. Нам давали домашние задания, одно из них мне запомнилось особенно: нужно нарисовать круг и нарезать его на кусочки, как торт. В каждой части нужно написать, какой процент ты отдаешь семье, друзьям, работе, хобби, отдыху. Один из кусочков полагался ребенку. Когда я поняла, что 80 % времени у меня отнимает работа, а семья лишь 2,5% – я начала менять свою жизнь и пересматривать приоритеты. После этого задания в моем расписании нашлось место для подопечного.

Во время обучения мы рассматривали конкретные ситуации из жизни. Анализировали характеры детей по фотографиям. Каждой группе давали фото, на которых подростки заняты каким-либо делом. По тому, как они стоят, как расположены у них руки и какой у них взгляд, мы пытались понять их эмоции и отношения в коллективе. После этого психологи разъясняли нам, что там действительно происходит. Теперь, когда мой подопечный приходит домой, я по его мимике могу понять его настроение.

Как прошло ваше знакомство? 

На первом на собеседовании были заместитель директора детского дома, куратор и специалист, который распределяет детей по наставникам. Я максимально подробно рассказывала о себе, своей семье, работе и увлечениях. Про подопечного мне было известно только то, что это 16-летний мальчик.

На втором собеседовании мы познакомились с Ильей. Он зашел в кабинет заместителя директора, где я его ждала, поздоровался, нам предложили пообщаться. Диалог был сразу почти на равных, Илья мыслит, как взрослый. Затем мы кратко рассказали о себе, вышли на улицу и продолжили общаться наедине. Разговаривали несколько часов и не могли наговориться. Он выпалил мне все свои проблемы, рассказал о своей жизни, и почему он оказался в интернате.

Как часто вы встречаетесь, и чем вы наполняете встречи?

Мы общаемся 3 месяца. На второй день после знакомства Илья мне написал, спросил, как у меня дела. Потом он задавал мне этот вопрос довольно часто – несколько раз в день.

Кажется, что этой фразой он проверял, на связи ли я.На первой неделе после знакомства мы встретились один раз, сходили в океанариум. На второй неделе встретились два раза. На третьей неделе я поняла, что в интернате я бываю чаще, чем дома. Я встречаюсь с ним либо утром, либо во время рабочего дня, либо по вечерам. Сейчас ребенок только ночует в учреждении, мы очень много времени проводим вместе.

Часто я беру его с собой на совместные настольные игры с моими друзьями, занятия конным спортом. Например, он уже знает, как подготовить лошадь, он был со мной на соревнованиях по верховой езде. С нами ребенок научился играть в шахматы, освоил стиральную машинку. Бытовые навыки очень нужны ребятам из детдома. Недавно он сам приготовил хачапури и накормил всю семью. Я иногда заезжаю вечером поиграть с ним в теннис, когда возвращаюсь с работы. Ракетки и шары куплены. В общем, у нас максимальная вовлеченность. 

Какие задачи вы перед собой ставите в общении с Ильей?

Первая и самая важная задача – это успешное обучение в школе. Я бы хотела, чтобы он за два года закончил четыре класса экстерном.

Дело в том, что сейчас Илье 17 лет, но учится он в 5-м классе. Мальчик полностью здоров, просто мама не водила его в школу.Моя задача максимум – чтобы он наверстал упущенное. Это сложно – ему нужно за один год проходить два класса. При этом он пошел в школу в прошлом году впервые и сразу в 4 класс. Делать домашние задания ему тяжело психологически, он проявляет много эмоций, считает себя глупым. Но дело в том, что его просто никто не учил.

Вторая задача – хочу, чтобы он себя чувствовал, насколько это возможно таким, как и дети из полных семей. К примеру, я помогла организовать Илье День рождения с его друзьями. Мы вместе подобрали одежду, которая ему нравится. Подростки уделяют много внимания брендам. Также я была удивлена, что в 17 лет у мальчика не было бритвы – мы ее купили.

Почему вы занимаетесь наставничеством?

Меня вдохновляет видеть, как меняется ребенок, как он стал чаще улыбаться. Мой психолог говорит, что мне хочется всем помогать. И действительно, в какой-то момент я поняла, что в этом смысл жизни. И неважно кому: это могут быть пенсионеры, дети, собаки. 

Расскажу важный случай из моего детства, мне было лет восемь-десять. В нашем дворе жила девочка, и мы видели, что у нее в семье были проблемы – родители пили. Девочку отправили в детский дом. Меня тогда поразил этот факт, было мне лет восемь-десять.

Вспоминаю, как иду домой и думаю: «Вот, я иду домой, у меня там мама, а эту девочку отправили в чужой детский дом».

Это было очень сильным впечатлением.

В чем основная сложность при формировании наставнических пар?

Самая большая проблема – это изначально завышенные и неоправданные ожидания самого наставника. Многие взрослые склонны думать, что им достанутся дети, жаждущие перенять ценный опыт взрослого. Но в реальности может происходить совершенно иначе.

Выстраивание отношений в паре целиком и полностью ответственность наставника. Нельзя быть избирательным к проблемам ребенка. Все его тревоги важны.

Когда подросток начинает вам доверять – он принимает ваш авторитет и ждет помощи даже тогда, когда ведет себя холодно и отстраненно.

Каков образ «идеальный наставник»?

Для меня это довольно сложный вопрос. Думаю, что это «взрослый друг». У меня был негативный опыт, когда я видела, что отношения ментора и ребенка не складываются. На примере нашей с Ильей пары я поняла, что может быть по-другому. Не всегда к общению не готов подросток, бывает, что наставник имеет свой багаж, который мешает ему сблизиться с подопечным.

Моя задача - научить сироту заново доверять людям. Как вы посоветуете решать возникающие проблемы в паре?

Для решения проблем, если вы чувствуете, что не справляетесь, нужно обращаться к психологу. У каждой пары «наставник-ребенок» есть куратор, с которым нужно встречаться один раз в неделю. Важно понимать, что никто не может разбираться во всем. Привлечение специалистов – это положительная практика для всех сторон.

Какими качествами нужно обладать взрослому, который решил стать наставником?

Самое главное – терпение. Дети всегда преподносят сюрпризы. Чувство юмора пригодится даже для замечаний, так главная мысль усвоится, но никто при этом не почувствует неловкости. Важно следить, когда ребенку следует предоставить возможность самостоятельного выбора. Например, забили ребята стрелку, а ты спрашиваешь: сам справишься или подсказать что-нибудь? Если справишься сам, то набери и расскажи, как все прошло, нужно ли тебя как-нибудь поддержать?

Еще нельзя давать волю эмоциям. На занятиях в школе наставников многие плакали. Необходимо помнить, что прийти в детский дом и расплакаться – это провал и потеря уважения со стороны детей. Им нужен друг, единомышленник, на которого можно положиться. 

Мне кажется, что можно найти подход к любому ребенку. Необходимо пробовать. Все дети очень необычные: один любит поболтать и ему нужно много внимания, другой – интроверт, который не любит тактильного взаимодействия, третий – стеснительный, с ним нужно брать инициативу в свои руки.

Если вы решили стать наставником, то вам нужно пройти обучение в онлайн-школе и собрать необходимый пакет документов – справки об отсутствии судимости и отсутствии постановки на учет в психоневрологическом диспансере, а также быть готовым к знакомству с подростком. Записаться на обучение можно, заполнив анкету.

Анна Гринь, Анна Касюкова

Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации

+7 922 143 47 42

Источник фото: Ольга Репина
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+