January 17, 2022, 06:30 AM
ЕАН

«Мы не должны молчать, отстояли же Куштау»: жители Салавата и Стерлитамака рассказали, как дышат «химией»

ЕАН не раз рассказывал о том, как жители крупнейших промышленных центров Башкирии — Салавата и Стерлитамака — вынуждены дышать воздухом, отравленными химическими выбросами. Несмотря на то, что ситуацию в прошлом году взяла под контроль руководитель республиканского Росприроднадзора Светлана Радионова, улучшений нет. В январе города вновь наполнились едким запахом.

В кольце промышленных гигантов

Согласно данным госдоклада Минэкологии Башкирии о состоянии окружающей среды (последняя редакция — 2020 год), наибольший вклад в загрязнение воздуха вносят предприятия топливно-энергетического комплекса, сосредоточенные в Уфе, Салавате, Стерлитамаке. Валовый годовой выброс загрязняющих веществ — почти 145 тыс. тонн. 

Объем выбросов загрязняющих веществ на «Газпром нефтехим Салават», к примеру, 24,59 тыс. тонн (снизился на 0,156 тыс. тонн).

Впрочем, проверка Росприроднадзора в декабре 2021 года показала превышение на предприятии выбросов по диоксиду азота, незадекларированные выбросы загрязняющих веществ комплекса каталитического крекинга, искажение экологической информации и др. 

Башкирская содовая компания из Стерлитамака в 2020 году выбросила в атмосферу 38,84 тыс. тонн загрязняющих веществ. Это 76 % всех выбросов предприятий города и 8,8 % по республике. В дополнение к имеющимся производствам планируется построить химзаводы в зоне «Алга» на территории Стерлитамакского района, против чего выступают местные экоактивисты.

 Башкирия снизила позиции в экологическом рейтинге регионов из-за грязного воздуха 

В конце декабря 2021 года они обратилось с письмом к руководству Росприроднадзора, Роспотребнадзора, МЧС, прокуратуры Башкирии, главе региона и др. с просьбой принять меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия жителей Стерлитамакской агломерации, где проживает порядка полумиллиона человек.

Заложники ситуации

Малика из Стерлитамака на время школьных каникул уехала из города в деревню в Кугарчинском районе. Здесь женщина и ее дети дышат чистым воздухом, о происходящем в нем они узнают из интернета.

«Мы любим Стерлитамак, но читаем новости и не хотим возвращаться. В последнее время находиться там стало опасно для здоровья, особенно детского. У ребят начинается аллергия, кашель, насморк, чешутся глаза. Особенно сильно это ощущается по утрам, когда дети идут в школу: заводы в это время дают хорошего газку».

«Я аллергик, поэтому у меня сразу начинается сухой раздирающий кашель. Хочется продать квартиру и уехать подальше, детей жалко. В нашей квартире очень тепло, а окна открыть не можем. В декабре с такой бедой столкнулись многие, это был какой-то ад, жили без доступа свежего воздуха. Так продолжалось несколько суток подряд», — поделилась женщина.

Коренной стерлитамаковец Алексей уверен, что ситуация с выбросами наносит людям большой ущерб, они, по сути, стали заложниками ситуации.

«Куда нам деться от такого воздуха, раз здесь родились и живем? Кто-то получает прибыль, а народ — ничего, да еще всем этим дышим. А потом государство тратит деньги на лечение людей, больных детей. Это же миллиардные убытки. Неужели чиновники не понимают, поставили бы нормальные фильтры», — возмущается он. 

Город без будущего

В Салавате, расположенном в 30 км от Стерлитамака, аналогичная ситуация. Горожане жаловались на выбросы в новогодние праздники, с началом рабочей недели они усилились. 

«До работы мне идти примерно три квартала. Пока шагаешь, так надышишься, что начинает в горле першить. Особенно плохо в безветренную погоду — спим с закрытыми окнами, даже щелочку оставить невозможно, еще хуже станет. Многие уже свыклись, думают, что везде так, особенно это касается молодежи. Почему с нами это происходит? Есть же законы, природоохранная прокуратура, надо, чтобы она проводила проверки.

Я дважды писал в Росприроднадзор, периодически обращаюсь в диспетчерскую службу. Там записывают жалобы, обещают передать в надзорные органы, вот и все. Раньше диспетчеры воспринимали нас чуть ли не как врагов, даже номера заявок не называли, мол не обязаны, а теперь стали вежливые. Видимо такого отношения мы добились своими обращениями», — признается салаватец Рамиль. 

Дети другой собеседницы ЕАН из Салавата, Зухры, уехали из родного города. Дочь живет в Оренбурге, сын — под Ишимбаем.

«У нашего города нет будущего, последние 10 лет молодежь уезжает учиться и не возвращается. Сами учителя желают выпускникам счастливого пути, говорят, что в нашем городе им делать нечего. Я аллергик — когда газуют, начинаются головные боли, у дочери та же проблема. Газовые атаки у нас не прекращаются. Считаю, мы не должны молчать, отстояли же Куштау, а ведь многие тогда сомневались, только вместе мы сила».

«Периодически звоню в диспетчерскую службу, прошу назвать номер заявки, вроде бы они фиксируют наши жалобы. Наверное, есть какая-то статистика, будет больше обращений, вдруг обратят внимание на проблему. Надо проявлять активность, собирать подписи, мои одноклассники, знакомые меня поддерживают. Надеюсь, общими усилиями изменим ситуацию», — поделилась женщина. 

«Нам очень нравится жить в Салавате, но воздух — это большой минус. Когда всей семьей с детьми уезжаем в деревню к родителям, буквально от него отдыхаем, там дышится легко, спим хорошо. Мы ведем здоровый образ жизни, стараемся приносить пользу родному городу: сажаем деревья, разделяем мусор. Здесь есть работа для взрослых, большие возможности для дополнительных занятий детей, только с экологией проблемы. Аллергия — обычное дело, поневоле задумаешься, неужели нам придется отсюда уехать?» — задается вопросом Анастасия из Салавата.

Официально все в порядке

Тем временем автоматизированные станции контроля загрязнений атмосферного воздуха (АСКЗА) в Стерлитамаке не показывают превышений ПДК по загрязняющим веществам. «Газпром нефтехим Салават» в 2020 году за собственный счет установил в Салавате два АСКЗА. Однако они до сих пор не переданы на баланс республики и работают в тестовом режиме. Какие данные показывают станции, неизвестно, как следует из ответа администрации Салавата экоактивистам, легитимными их считать все равно нельзя, поскольку станции не аккредитованы. 

Данные мониторинга Башгидромета тоже не показывают загрязнений в Салавате и Стерлитамаке. Впрочем, минувшей осенью руководитель Башгидромета, выступая в Госсобрании Башкирии, сообщила, что многие вещества, на которые жалуются жители, их лабораториями не улавливаются, а имеющиеся у ведомства методики не позволяют анализировать информацию о веществах в выбросах конкретных предприятий. 

 Минфин Башкирии отказал в финансировании мероприятий по снижению загрязнения воздуха 

По ее мнению, мониторинг воздуха — не решение проблемы, нужно ставить датчики на трубы предприятий, чтобы понять масштабы вреда окружающей среде, и привлекать к ответственности нарушителей.

Роман Якимчук

Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации 

+7 922 143 47 42

Источник фото: скриншот видео
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+