February 26, 2021, 09:32 AM
Людмила Орлова

«Мы не поощряем этот выбор, но помогаем». Чего за четыре года достиг проект медпомощи бездомным

В марте 2017 года в Челябинске инициативный житель начал помогать бездомным: обрабатывать царапины и ожоги, бинтовать раны. С тех пор Евгения Косовских в городе знают как доктора Женю: за несколько лет фельдшер смог создать НКО, открыть Центр медико-профилактической помощи нуждающимся, обратить внимание общественности на проблемы бездомных людей, привлечь на свою сторону волонтеров – теперь он не один занимается этим делом.

Сначала Евгений Косовских ездил к бездомным на своей машине. Они его боялись, разбегались, но потом привыкли – стали ждать его приезда. Медик арендовал УАЗик. Постепенно южноуральцы стали узнавать о проекте и начали помогать доктору пожертвованиями.

20 марта проекту исполнится четыре года. Рассказываем, что изменилось у «Другой медицины», почему проект не «плодит» бездомных, по какой причине подопечные доктора не любят центры реабилитации.

 

Центр «Другая медицина»

Центр медико-профилактической помощи нуждающимся расположен в обычной серой пятиэтажке на улице Марченко, 11Б. Официально его открыли осенью 2020 года, а до этого почти целый год там шел ремонт.

Раньше стены были будто из потрескавшейся глины, с потолка сыпалась известка, в окнах стояли старые рамы с белыми лохмотьями краски, на полу торчали загнувшиеся посеревшие уголки волнистого линолеума. Теперь же там приятный ремонт, красивая мебель, камеры видеонаблюдения, противопожарная сигнализация, шкафчики для лекарств, необходимое оборудование – все как в хорошем медучреждении.



В понедельник на осмотры приходят бездомные, в среду – «домашние» (бабушки, которым нужна помощь или консультация, люди без документов). По четвергам команда выезжает на точки. По пятницам в центре генеральная уборка – все моют, чистят, убирают. А в относительно свободное время, в том числе по выходным, здесь пишут заявки на грантовые конкурсы, деньги с которых позволят закупать новое оборудование, выплачивать зарплаты сотрудникам.

 «Другая медицина» занимает не все помещения бывшей поликлиники – в планах сделать ремонт еще в нескольких комнатах и холле. Но только для проекта, в котором соблюдались бы все медицинские нормы, необходимо 330 тыс. рублей. Пока что у организации нет таких денег.

Также проекту необходим автомобиль для выездов – сейчас машину приходится арендовать, а это постоянные расходы: деньги можно было бы потратить на лекарства или бинты.

 

По четвергам как стёклышки

Каждый четверг команда собирает пакеты со сладостями, гигиеническими принадлежностями, вещами, лекарствами и отправляется «в поле». Бездомные ждут «другую медицину» недалеко от мусорных баков – и с радостью встречают. Каждый выезд обязательно фиксируют на фото, чтобы отчитаться перед теми, кто помог в организации.



Евгений и волонтеры здороваются с пришедшими – почти всех знают по именам: вот баба Маша, вот Илья, а это Лена.

Строгая соцработница Евгения формирует каждому индивидуальный пакет – она помнит, что выдавала в прошлый раз: этому печенье, трусы, носки и мыло, а этому – зубную щетку, туалетную бумагу и бритву: «Я тебе кофту теплую в прошлый раз давала – почему не в ней? Носи давай! Холод такой!» Никита выдает мази, витамины, таблетки. Доктор Женя в это время консультирует бездомных о травмах, рассказывает, когда нужно прийти в центр на осмотр.

Сотрудники «Другой медицины» не принимают пьяных и с похмельем, поэтому бродяги, строго выучив это правило, в четверг как стеклышки! Евгения приструнивает бездомных за нецензурные ругательства, а доктор Женя не позволяет во время выезда никому курить – журит за нездоровый образ жизни.

Люди получают пакеты, благодарят волонтеров, говорят «спасибо», желают здоровья – и расходятся по своим ночлежкам.



По словам Евгения Косовских, под постоянной опекой «Другой медицины» находится около 60 бродяг. В «Школе здоровья» обучение прошли около ста жителей Челябинска.

Данные с сайта «Другой медицины»

 Почему нужны законы об уличной медицине? Как устроена работа с чиновниками?

По закону, в больницах должны оказывать медицинскую помощь всем, даже людям без документов, однако, многие медики относятся к бродягам пренебрежительно и отказываются, например, класть в стационар, даже когда это необходимо. Такой врач, как Евгений Косовских, имея образование, не может, например, вскрыть гнойник даже в своем центре, где есть все оборудование. А что уж говорить о медицинской помощи в условиях улиц!

«Привезла Олю в стационар на УЗИ. Узиста всего аж повело, я ему и говорю: “Вы давайте не мотыляйтесь, спокойнее. Она у меня чистенькая, ни гепатита, ни сифилиса”. А он мне, мол, откуда вы знаете? Потому что анализы берем! А почему, говорит, по месту жительства не повезли? А откуда я знаю, к чему теплотрасса относится? Приди в себя, мужик! Ты же обязан это сделать! А мне важно, чтобы он это сделал не на “все нормально, идите” – лишь бы помощь не оказывать – а понимая свою ответственность, и при необходимости положил в стационар», – рассказывает социальный работник.Евгений Косовских с помощниками разработали и отправили в министерство здравоохранения РФ положение об Уличной медицине, а также письма с изменениями в законах, позволяющие легализовать этот вид помощи.

«Бездомные люди часто не имеют паспорта и полиса ОМС, но даже те, кто обладает этими документами, далеко не всегда могут получить элементарную консультацию в медицинских учреждениях. Социум отвергает этих людей из-за образа жизни и внешнего вида. Считаю, что в регионах должно быть налажено взаимодействие между региональными органами здравоохранения и общественными организациями, занимающимися проблемами соблюдения прав бездомных. Кроме того, считаю важным закрепить возможность оказания плановой первичной медико-санитарной медицинской помощи вне медицинских организаций, регламентировав это в законодательстве», – член Совета Федерации РФ от Челябинской области Маргарита Павлова продвигает идею доступности медицинской помощи для бездомных людей.

Помимо этого Евгений Косовских настаивает на том, чтобы врачам работа в таком центре засчитывалась за медицинский стаж. Сейчас же это, по большому счету, волонтерская работа в свободное время.

Сотрудники НКО также указывают в числе проблем, что их плохо знают медицинские организации и чиновники. В январе умер один из бездомных без документов Владислав. Его возлюбленная настаивала на похоронах, но тело в морге не хотели отдавать волонтерам. Тогда через уполномоченного по правам человека в регионе Юлию Сударенко удалось быстро решить этот вопрос и похоронить бродягу.

«Нужно что-то сделать, чтобы не возникало вопросов, куда бежать, какую миграционную службу долбить, какую справку получать. Чтобы забрать тело своего, похоронить за свой счет. Когда легализовано, нас знают – «мы с ними работаем» - было бы гораздо проще. А так документов нет – «вы кто?» - никто! А тела хранить не будут – закинут в одну яму. Родственники, даже если захотят найти, не смогут – все под номерами», соцработница Евгения бурно переживает проблемы центра и бездомных.

Евгений Косовских подчеркивает, что старается тесно работать с чиновниками. Помимо Маргариты Павловой, которая является волонтером центра и сама бывала на выездах, омбудсмена Юлии Сударенко – с мэрией Челябинска и правительством области. Помещение под центр выделила администрация после ревизии муниципальных объектов недвижимости, которые много лет пустовали. «Другая медицина» оплачивает лишь коммунальные услуги.

Также Юлия Сударенко помогла решить еще одну проблему – с полицией. Выстроить доверительные отношения с бездомными было непросто, а после того, как появилось постоянное место их встречи с доктором Женей, на точку стали наведываться люди в погонах. Бродяги их пугались и прятались. Стражи порядка выписывали им протоколы за нарушение общественного спокойствия. Иногда у волонтеров случались стычки с полицейскими на этой почве – ведь бездомные приходят на встречи трезвыми, но боятся полицейских и часто подписывают бумаги даже не глядя.

Евгений Косовских написал сообщение, даже не официальное письмо, Юлии Сударенко, описал проблему. Чиновница обратилась в ГУ МВД РФ по региону и все решила – теперь полицейские не мешают оказывать медпомощь бездомным.

Кстати, еще до этого, после очередного серьезного разговора волонтеров со стражами порядка, один из полицейских сам пришел в центр. И стал волонтером – теперь помогает «Другой медицине».

 

Разве «Другая медицина» своими действиями не поощряет бродяжничество?

«Когда к нам приходит человек, то мы спрашиваем, где он живет, если на улице, то советуем обратиться в реабилитационный центр. Но все, кого я знаю, уже попробовали пожить в центрах – уже не могут поменяться. Наша задача не взять человека за шкирку, дать паспорт, полис. Если человек решил жить на улице – это его выбор. Мы не поощряем этот выбор, но стараемся сделать жизнь человека насколько возможно комфортной», – объяснил сотрудник НКО Никита.


Почему бездомных не устраивают условия в реабилитационных центрах?

Условия в центрах бывают разные. По словам Евгения Косовских, в части из них бродяг заставляют выполнять тяжелую работу по много часов подряд без выходных, обещают кормить и платить какие-то деньги. Однако еда плохая, а деньги и вовсе не отдают.

«Выделяют по 50 рублей в день на человека. Многие – не все! – директора центров ведут себя как рабовладельцы. Сотрудничали с одним центром. Руководитель попросил денег оплатить аренду дома. “Они у тебя все работают, а тебе аренду оплатить нечем?. Нечем. На следующий день выложил пост, что своей подруге машину купил. А бродяги у него голодные! И вспышки часотки у них бывали. Как начинают чем-нибудь болеть, их выбрасывают оттуда», – негодует Евгений Косовских.

 

Почему люди становятся бездомными?

Причины разные: приехал на заработки, украли документы; отсидел, вышел; внуки у бабушки квартиру в карты проиграли. Основная причина, конечно – конфликты с родственниками, в том числе из-за жилищных вопросов.

«Один поссорился с женой. Оставил ей все: квартиру, машину – ушел на улицу с гордостью, в чем был. Думал, что “раз я всего этого достиг, то смогу еще раз”. И из принципа домой не возвращался – даже документы не взял! Второй после ссоры с женой две недели жил на улице, Женя его убеждал вернуться. В итоге купил цветов, отправили мириться. Помирился. Вернулся домой. На улице-то пожил и понял, что принципы стоит засунуть куда подальше», – рассказал Никита.

Часто восстановить утерянные документы становится непосильной задачей. В том числе – из-за штрафов, которые бродяги успевают получать из-за своего образа жизни.

Но есть и те, кому нравится «свобода»: пытались жить в квартирах, но все равно возвращались на улицу.

 

Как помочь «Другой медицине»?

Пожертвовать деньги НКО можно через их страницу в соцсетях или сайт.

Также на Марченко, 11б волонтеры принимают медикаменты, средства гигиены, одежду. Актуальный список необходимых вещей опубликован здесь. В соцсетях волонтеры отчитываются об израсходованных средствах и деньгах, о выездах и приемах.

Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации

+7 922 143 47 42

Источник фото: Александра Лучковская для ЕАН
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+