October 14, 2019, 5:40 AM

«На репетиции мы ходили через митинги»: Драмтеатр «города бесов» поставил спектакль о репрессиях

В екатеринбургском Театре драмы премьера - «Республика ШКИД». От классического советского фильма спектакль отличается документальными вставками, несколько меняющими суть сюжета. Фактически режиссер провел параллель, поставившую знак равенства между репрессиями 30-х и в современной России.

«Республика ШКИД» - автобиографическое описание нахождения Григория Белых и Алексея Еремеева (Леонида Пантелеева) в Школе имени Достоевского, существовавшей в 20-е годы прошлого века в Ленинграде. По книге был снят фильм. По сюжету воспитанники не сразу принимают и понимают идею о самоуправлении в школе, восприняв ее на свой лад и устраивая бузу, переходящую в анархию. Но, благодаря усилиям директора Виктора Сорокина, перевоспитываются. Это происходит в стране, прошедшей через революцию и гражданскую войну, — на улицах да и в самой школе царит голод и разруха. Но все герои так или иначе верят, что впереди - только хорошее.

«Мир, про который рассказывает книга, — только переживший революцию, обновление. Пространство декораций — это такой мир, вставший на ремонт, все пространство закрыто строительной сеткой. И весь спектакль в этом пространстве. И вот, герои этой школы вступают в жизнь. А дальше произошло: у Григория Белых было написано стихотворение «Двое великих», совершенно невинное произведение о Сталине. Сосед зашел, увидел и донес. И для меня это история про ремонт, который не произошел», - описал журналистам перед премьерой свое понимание книги режиссер спектакля, петербуржец Дмитрий Егоров.

В отличие от известного советского фильма, в спектакле рассказывается не только о самой школе, но и об одном из воспитанников, одном из двух авторов книги.

Историю о «ремонте, который не совершился» Дмитрий Егоров передал через рассказ о судьбе Григория Белых, свидетельства его допросов — он был осужден по статье, как сейчас сказали бы, за критику власти на 3 года. Показания, вопросы следователя, очные ставки, на одной из которых присутствовал и второй автор «Республики» - Алексей Еремеев. Его самого едва не привлекли как друга и возможного соучастника.

«Есть нечто трагичное в том, что два человека сначала сидят за одним столом — пишут книгу, а потом встречаются за другим столом — на очной ставке», - описал эту часть сюжета Дмитрий Егоров. 

 «Мы понимаем, что существует знаменитый фильм и волей-неволей нас с ним будут сравнивать. Но если спектакль просто походит на фильм — зачем его ставить? Спектакль надо делать, если есть что сказать. Не только дополнить историю, но и нарастить ее смысл», - пояснил перед премьерой директор Драмтеатра Алексей Бадаев.

Символично, что премьера спектакля о революции, надежде на демократию и последовавших репрессиях прошла в Екатеринбурге за день до проведения опроса по выбору места для храма святой Екатерины. И тоже на фоне разговоров о достижении нового уровня демократичности: впервые в современной России градостроительный вопрос решался в таком формате. Пойти на подобный компромисс власти заставили массовые митинги в мае, когда была сделана попытка построить храм в сквере у Театра драмы. Это возмутило общественность, в первую очередь молодежь. Тогда студенты, как и воспитанники ШКИДа, устроили «бузу». 

Сейчас, как и в ШКИДе, в городе появилась осторожная надежда на некий компромисс в отношениях власти и общества. По словам режиссера, совпадение является случайным. 

«Никаких специальных параллелей в спектакле нет и не планировалось. Но очень трудно было идти на репетицию, полностью избавившись от повестки дня, тех новостей, которые выходили. И хоть все это не показано в спектакле, но на меня это, безусловно, влияло». 

Игорь Чукреев

Фото: Vadim Balakin Theatre Photography /Facebook.com, Мария Аникина для группы vk.com «Спектакли Дмитрия Егорова»

Комментировать