November 3, 2020, 04:38 AM

«Не спешите менять кадры!» Вице-губернатор Евгений Голицын о череде смены глав в Челябинской области

Едва завершилась одна масштабная избирательная кампания по выборам областных и муниципальных депутатов, как тут же стартовали многочисленные конкурсы на посты глав разных населенных пунктов. Этот процесс на Южном Урале курируют два заместителя губернатора Евгений Голицын и Станислав Мошаров, за которыми закреплены определенные территории. О работе в этом направлении на юге области в интервью ЕАН рассказал Евгений Голицын.

— Евгений Викторович, в конкурсных комиссиях по отбору кандидатов в главы каких муниципалитетов вы сейчас работаете?

— Это Варненский, Брединский, Уйский, Октябрьский, Пластовский районы, Локомотивный городской округ и Южноуральск. В Агаповском районе конкурс уже состоялся. Более того, там уже прошло голосование депутатов и избрали действующего главу — Байдавлета Тайбергенова. На пост главы района претендовало 12 кандидатов. Также состоялись заседания в Варне и Пласте. Весь ноябрь будет в конкурсных процедурах.

— По вашим наблюдениям, во многих ли территориях у действующих глав есть намерение переизбраться?

— Есть внеплановые замены глав. В Южноуральске, например, Александр Лазарев избран депутатом Законодательного собрания Челябинской области, хотя у него и так заканчивались полномочия в этом году, только позже. В Пластовском муниципальном районе умер глава, Александр Васильевич Неклюдов. В Брединском районе глава обозначил, что не планирует идти на следующий срок, поэтому его нет в числе кандидатов. В остальных муниципалитетах заявились действующие руководители.

— Губернатор Алексей Текслер на конференции «Единой России» говорил о том, что в отношении глав будет проведен анализ в том числе прошедшей в сентябре избирательной кампании и вообще отбор будет более жестким. Это уже происходит? Как это реализуется?

— Мы учитываем все факторы.

И если действующие главы понимали, что у них есть определенные проблемы в территориях, не заявлялись на участие в выборах.В целом в муниципалитетах кандидатов немного там, где действующая власть устраивает, и люди, которые могут претендовать на эти должности, тоже адекватно оценивают ситуацию и считают, что их работа удовлетворяет население.

— В некоторых территориях действующие главы переизбираются еще те, кого выбирали народным голосованием?

— Таких мало. Почти все те, кто сейчас переизбираются, уже проходили через конкурсную процедуру.

— Нет ли сегодня нехватки квалифицированных кадров в руководстве муниципалитетов и среди претендентов или, наоборот, есть сильная конкуренция?

— В некоторых территориях заявляются по 8–12 претендентов, у которых совершенно разный профессиональный уровень. И зачастую он низкий. Бывает и так, что по результатам конкурса у кандидатов возникают претензии в адрес конкурсной комиссии, что задания были даны сложные. Но вопросы в тестах как раз соответствуют полномочиям главы.

И наша задача — протестировать кандидата, важно, чтобы он в процессе работы принимал правильные решения и чтобы он изначально понимал, где его зона ответственности, каковы его полномочия, а где федеральные и региональные. Стараемся подобрать тех, кто адекватно оценивает ситуацию, не имеет судимости, к кому нет вопросов по образованию.

— Задания в тестах у всех кандидатов муниципалитета одинаковые?

— Да, это вопросы на знание федерального и регионального законодательства и своего муниципалитета: численность населения, экономические особенности и так далее. Вообще сама процедура похожа на ЕГЭ. У всех кандидатов на должность главы района вопросы одинаковые.

— Контролируется ли исполнение тех программ, которые представляют претенденты?

— Это уже вопрос к местным депутатам. Но могу отметить, что программы более реалистичными стали, откровенно популистских выступлений стало меньше, обещаний, что я сейчас приду и все решу. Есть, наверное, те, кто не до конца понимают специфику работы главы и органов местного самоуправления. Общим ответом часто является: «Я буду привлекать инвестиции». Когда начинаешь более детально расспрашивать, каким образом вы собираетесь это делать, из каких источников инвестиции привлекать (внешних или внутренних), комиссия ответа не получает. А кто знает специфику района, уже может более детально, опираясь на существующие предприятия, площадки, потенциал, рассказать. 

— Какие еще проблемы наиболее часто обсуждаются на таких конкурсах?

— Нехватка кадров — одна из таких проблем. Есть сложности с кадрами в медицине, образовании, сельском хозяйстве. ЮГК, к примеру, привлекает из других муниципалитетов экскаваторщиков, водителей большегрузных машин, которые работают в карьерах, и шахтеров. И наши жители тоже уезжают работать на север. 

— Можно ли сказать, что конкурс на пост главы — это возможность посмотреть на ситуацию в территории со стороны? Может быть, и для действующих руководителей это стимул рассмотреть и заявить новые пути развития?

— Мы после конкурсов говорим победившим главам, что надо использовать прозвучавшие разумные мысли других кандидатов и их программы. Многие так и делают. Когда кандидаты выступают перед депутатами, те тоже основные обозначенные проблемы фиксируют и эти вопросы главе уже в виде наказов озвучивают.

— По ощущениям, в территориях бывает отторжение назначенных через конкурс глав: не мы его избрали, как с него спрашивать. Или это уже прошло?

— Такие вопросы возникают в случаях, когда население не удовлетворено работой главы.

Главное для народа – чтобы дороги строились, чтобы газификация шла, клубы, школы и садики работали.Сейчас очень многое делается. Когда губернатором стал Алексей Леонидович Текслер, из бюджета выделили 500 млн рублей на дороги, поскольку эта проблема поднималась на всех встречах с жителями. Плюс сохранили программу, которая хорошо себя зарекомендовала — «Реальные дела». Это возможность для местной власти за счет средств областного бюджета с учетом мнения народа решить насущные проблемы.

Евгений Голицын на открытии МФЦ в с. Агаповка (agapovka.ru)

— Как вы считаете, надо ли возвращать прямые выборы?

— На мой взгляд, когда возникает неблагоприятная экономическая ситуация, это позволяет популистам приходить к власти. Не всегда этот выбор оказывается адекватным. Вопрос сложный, везде есть свои плюсы и минусы. В нынешней есть делегирование ответственности депутатам, за которых проголосовали жители. В Америке же тоже выборщики выбирают. И у нас сначала конкурсная комиссия дает оценку качеству подготовки кандидата, а уже потом депутаты принимают окончательное решение.

— Часто слышу о том, что при выборе главы надо учитывать, какая у него команда. И ведь действительно от компетентности специалистов зависит много, хотя бы правильность заполнения заявок и оформления документации для участия в программах финансирования проектов в тех или иных отраслях. Как вы считаете?

— Есть дефицит кадров и проблема низкого уровня оплаты труда. Когда заработная плата у сотрудника администрации меньше, чем в школах или учреждениях культуры, часть специалистов, естественно, уходит, в том числе в школы. Долгое время молодые кадры не очень охотно оставались в территориях. Сейчас ситуация начинает меняться.

По вопросу повышения квалификации проводится тоже отдельная работа. В частности, Контрольно-счетная палата Челябинской области помогает выявлять и предупреждать базовые ошибки, которые допускают чаще всего при оформлении конкурсной документации. Для этого проводятся обучающие семинары. К примеру, специалисты иногда не учитывают изменения в законодательстве: берут старую документацию, меняют что-то и заявляются на участие в областной или федеральной программе. А оказалось, что за это время что-то поменялось в требованиях.

— Когда вы работаете в конкурсной комиссии, для вас важно, чтобы кандидат обозначил, есть ли у него команда?

— По-разному. В некоторых территориях избираются действующие главы. Понятно, что там уже определенные команды сформированы. Но жизнь динамичная: кто-то уходит на пенсию, кто-то увольняется или переезжает из муниципалитета. Вопрос обновления команды всегда есть.

 Новым главам, которые приходят, мы всегда обозначаем: «Не спешите менять кадры!» Нужно вдумчиво к этому подойти. Вы сначала поработайте, присмотритесь к людям, потому что на рынке труда не так много специалистов, которые могут работать на муниципальной службе.Не всех устраивают ограничения, режим работы, ответственность. Жесткие рамки обозначены ведь и в отношении родственников муниципальных служащих: необходимо представлять сведения о доходах, расходах, а не все, особенно в сельских территориях, хотят обозначать, как их вторые половины зарабатывают.

— Как вы относитесь к главам, которые не живут в территориях, которыми руководят?

— Таких глав единицы, которые живут в других территориях и руководят соседним муниципалитетом. Например, то, что глава Сосновского района живет в Челябинске, не мешает ему основное количество времени проводить в муниципалитете, он знает специфику. Аналогичная ситуация и в Троицком районе: когда Александр Виноградов стал главой, были разговоры о том, что он не местный. Но с учетом того, как изменился Троицк за последние годы, думаю, у населения меньше вопросов осталось. Все зависит от самого главы. Можно на территории жить, но закрыться в кабинете администрации и никуда не выезжать, а можно быстро ознакомиться с проблемами территории и решать проблемы.

— В Копейске уже не в первый раз назначен глава из Челябинска. Порой звучат мнения, что это не очень хорошо для муниципалитета, так как якобы чужаки не заинтересованы в развитии территории, где не живут. Каково ваше мнение?

— Надо учитывать структуру Копейска. Чем компактнее территория, тем проще решать там вопросы. Тем более что в Копейске столько проблем накоплено. Прежде всего это ликвидация угольных разрезов, шахт, их горение, сползание грунта. Решить все сразу не получится. И с кадрами не все просто. Есть бюджетные ограничения: нужно правильно конкурсы провести, а сначала проект подготовить, провести экспертизу. Не все участки отмежеваны, есть ограничения по использованию земли.

А еще бывшие руководители, которые уже ушли, успели некоторые объекты в частную собственность оформить. Потом возникают вопросы по передаче земли, ее продаже.Иногда коммерсанты выкупали землю, зная, что она потом муниципалитету понадобится. И это не только в Копейске. Так что забот у глав предостаточно.

— Требуется ли от глав муниципалитетов вести социальные сети и интерактивное общение с населением?

— В период пандемии более актуально электронное взаимодействие власти и населения. Вместе с тем подход у глав разный. Введена система «Инцидент-менеджмент», которая оценивает сообщения из социальных сетей. Где они носят массовый характер, там реакция быстрее. Плюс работают отделы мониторинга в муниципалитетах, которые контролируют все обращения.

Когда главы чего-то не видят, мы им подсказываем: тут у вас протечки воды, тут отопления нет или газа. В ручном режиме работаем.Население должно было ощутить, что вопросы стали решаться более быстро и качественно.

Но не все, о чем просят люди, можно сделать, по крайней мере быстро. С теми же дорогами. Их много, и только примерно четвертая часть в асфальте. Нужны сотни миллиардов рублей, чтобы перевести их все в идеальное состояние, и время. На ближайшие три года план работ определен, информация есть на сайте профильного министерства. По городским и районным дорогам — это уже полномочия органов местного самоуправления. Решение принимают депутаты, куда направить средства дорожного фонда.

В наш адрес направляют и такие обращения, по которым уже есть решения судов различных инстанций, но люди все равно повторно обращаются. 

— Как идет работа по формированию социально-экономических стратегий муниципалитетов Челябинской области?

— Уже в прошлом году были разработаны программы социально-экономического развития каждой территории, в соответствии с возможностями и трендами развития муниципалитета. В программах отражена информация о бюджетных инвестициях, где и что будет построено и прочее. Они постоянно корректируются, потому что выделяются дополнительные средства, выигрываются конкурсы, появляется финансирование.

Беседовала Елена Мицих

Источник фото: сайт губернатора Челябинской области
Показать комментарии (1)
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+