February 29, 2008, 08:28 AM

Владимир Мостовщиков: «Демократия – это честная борьба за голоса избирателей»

В течение трех месяцев в Свердловской области параллельно разворачивались сразу несколько избирательных кампаний.
В течение трех месяцев в Свердловской области параллельно разворачивались сразу несколько избирательных кампаний. Федеральная, по выборам Президента России, региональная, по выборам депутатов областной думы и палаты представителей Законодательного собрания области. Кроме того, в семи муниципальных образованиях избирают глав, еще в шестидесяти одной территории – депутатов представительных органов. Столь насыщенной электоральной повестки дня в Свердловской области не было давно. Первые итоги кампаний в интервью ЕАН подводит председатель Избирательной комиссии Свердловской области Владимир Мостовщиков.

- Владимир Дмитриевич, можем ли мы назвать борьбу за голоса избирателей в кампаниях разных уровней честной и открытой?

- Что касается открытости, то все кампании проходили достаточно открыто. Каких-то сюрпризов, неожиданных решений избирательных комиссий не было. Что касается честности, то, к сожалению, и на местных, и на региональных выборах было много случаев, когда распространялись анонимно изготовленные агитационные материалы. Конечно, ни о какой честности тут речи не идет. Во время кампании по выборам главы Екатеринбурга, например, распространялась газета «Честное слово». Честностью там и не пахло. Сейчас правоохранительные органы проводят проверку, выясняют, кто заказчик, кто печатал тиражи этой псевдогазеты, кто оплатил ее выпуск и, конечно, выяснят. Я думаю, это будет иметь последствия и для заказчика, и для тех людей, которые оказались в это втянуты.

О такой же псевдочестности свидетельствует и ряд судебных процессов, инициированных во время выборной кампании. Со стороны КПРФ была попытка оспорить избирательный список «Единой России». Как выяснилось в судебном заседании, никаких объективных причин для иска не было. Я считаю, была попытка не совсем честным путем снять с регистрации главного соперника. Или взять, например, судебные споры по нашим одномандатным округам. Заявление кандидата Евгения Зяблицева против Валерия Савельева. Подано в последний день, причем, тут же в судебном заседании выясняется, что никаких доказательств нарушения закона Зяблицев суду не представил. Или совместная акция, предпринятая тремя кандидатами в Кировском округе, когда каждый из них подает в суд на одного и того же кандидата, Игоря Ковпака. А как только суд принимает решение, что нарушения закона не было, двое отказываются от участия в выборах.

Были и факты выдвижения двойников, и использование возможностей агитации на выборах разных уровней для агитации за лидера партии. Так что говорить о закате «черных пиар-технологий» рано. С точки зрения честности, нам всем еще надо учиться тому, чтобы в честной борьбе завоевывать голоса избирателей, а не использовать технологии, лежащие на грани этики, нравственности, закона.

- Тем не менее, считается, что «черный пиар» с каждым годом теряет эффективность…

- Общий уровень правовой культуры и гражданской сознательности пока позволяет, применяя такие технологии, манипулировать сознанием части избирателей. Если бы это было не так, их бы не использовали. Даже если это повлияет на выбор 1-2 процентов избирателей, те, кто заказывают, и те, кто осуществляют такие технологии, считают, что добились успеха. Противоядие от этого простое: нам всем надо учиться демократии, учиться распознавать, насколько соответствует действительности то, что нам преподносят.

На чем работала пропагандистская машина гитлеровской Германии? В каждом материале должно быть хотя бы 25 процентов правды, а вокруг этого уже можно городить небылицы
и тем самым создавать видимость того, что распространяется чистая правда. Эти пропагандистские приемы до сих пор в ходу. И если смотреть на некоторые материалы некоторых кандидатов и избирательных объединений, там вокруг маленького факта, который имел место, накручено еще очень много небылиц. Так что избирателю необходимо быть бдительным.

- Насколько эффективно проявил себя судебный механизм разрешения споров в период избирательной кампании? Не слишком ли затягивались сроки, особенно в агитационный период, когда каждый день на вес золота?

- Был период, когда вся ответственность за разрешение споров лежала на избирательных комиссиях. Это было неправильно. Сейчас многие вопросы, в первую очередь, связанные с отменой регистрации кандидатов, решаются органами судебной власти. На мой взгляд, сроки, которые установлены законодательством для подачи заявления и для принятия решения, оптимальны.

Что касается самой практики, то можно смело утверждать: попытки некоторых кандидатов и объединений руками судебной власти избавиться от оппонентов на этих выборах не получили поддержки. Это один из нечистых приемов – убрать основного соперника, выйти в «чистое поле» и встретиться там с избирателем, когда соперников, по сути, нет.

И можно выразить только благодарность нашим судам за такую очень твердую, взвешенную позицию, основанную на том, что суды строго формально оценивали предъявленные доказательства и принимали решения. Судебные решения опираются на факты. Нет объективных фактов или доказательств, суд выносит отказное решение. Считаю, судебная практика в рамках этой избирательной кампании подтвердила правильность того способа нормативного регулирования, который сегодня есть.

- Традиционный вопрос об уровне явки избирателей. По итогам выборов депутатов Государственной Думы в некоторых регионах явка оказалась беспрецедентно высокой. Какой уровень явки в Свердловской области вызвал бы ваши подозрения?

- Могу с уверенностью заявить, что за все выборные кампании, начиная с 1993 года, по поводу явки избирателей в нашем регионе не возникало никаких подозрений. И я думаю, что в Свердловской области они невозможны, для подозрений просто нет почвы. Во-первых, запредельной явки у нас не было никогда. Никогда не было случая, чтобы в отдельно взятом муниципальном образовании уровень явки на порядок отличался от среднего по области. Во-вторых, население нашей области по уровню образования и политической грамотности отличается от многих субъектов федерации, не в обиду им будет сказано. У нас территория, насыщенная промышленными предприятиями, научными учреждениями, вузами, много наукоемкого производства, высоких технологий. Своеобразный анклав в границах России. И люди у нас самодостаточные, привыкшие мыслить критически. Если вдруг что-то в программах кандидатов или сами кандидаты их не устраивают, они просто не участвуют в выборах. Поэтому даже тени сомнения о достоверности явки избирателей на выборы у меня нет. Но 2 марта в большинстве территорий пройдет голосования минимум по трем выборам разных уровней, а в некоторых территориях – по пяти. Так что возможность изъявить свою волю, сделать свой выбор на выборах любого уровня есть у каждого избирателя Свердловской области.

Подготовила Елена Глушкова.

...
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+