February 7, 2008, 10:55 AM

Андрей Пржездомский: «Легитимность выборов никак не зависит от мнения зарубежных наблюдателей»

Свободные и честные выборы - основной инструмент управления государством, доступный гражданам демократических государств.
Свободные и честные выборы - основной инструмент управления государством, доступный гражданам демократических государств. Но в преддверии выборов президента сложилась парадоксальная ситуация: наблюдатели от Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ торгуются с ЦИК за каждый день присутствия в России, а новый председатель Парламентской ассамблеи Совета Европы лишь выражает надежду, что наблюдатели ПАСЕ дадут положительную оценку предстоящим в России президентским выборам. При этом негативная оценка наблюдателей ПАСЕ выборов депутатов Государственной думы известна. Невольно складывается впечатление, что результаты выборов заранее подвергаются сомнению.

Безусловно, в России общественный контроль за выборами не роскошь, а необходимость. Однако является ли этот контроль прерогативой исключительно международных наблюдателей? Какие реальные рычаги есть у рядовых граждан? Об этом ЕАН рассказал член Общественной палаты Российской Федерации, директор Российского Фонда свободных выборов Андрей Пржездомский.

- Андрей Станиславович, какие механизмы общественного контроля за выборной кампанией и голосованием доказали свою жизнеспособность и эффективность?

- Такой механизм общественного контроля за выборами, как «горячая линия», которая начала работу уже в нескольких регионах страны, возник именно потому, что мы лишились возможности использовать в ходе выборов общественных наблюдателей. Теперь по закону вести наблюдение на избирательных участках имеют право только представители политических партий. Поэтому и возник вопрос: может ли «горячая линия» стать инструментом такого контроля - не ангажированным, не подыгрывающим той или иной стороне?

И по итогам первой «горячей линии», работавшей на выборах депутатов Государственной думы, я могу сказать: нам удалось создать такой механизм, и, прежде всего, механизм реагирования на обращения граждан - в этом главная суть проделанной работы. Ведь как действуют разные зарубежные наблюдательные организации? Пронаблюдали - результаты вывесили на сайте, и все. А у нас глава Центризбиркома Владимир Чуров сказал: «На всю информацию, что поступает с «горячей линии» Общественной палаты - немедленно реагировать». И его слова для каждого главы территориального избиркома, как приказ. В ходе декабрьской предвыборной кампании нам через «горячую линию» удалось решить огромное количество проблем, в том числе социально-бытовых, которые годами ждали своего решения и, возможно, не были бы решены до сих пор. Обращения, касавшиеся нарушений в ходе самих выборов, также немедленно передавались в соответствующие избиркомы и органы власти и по ним оперативно принимались решения. Такой же механизм задействован и сейчас.

Поэтому гражданин, который обращается к нам на «горячую линию», гарантированно может:

- узнать всю информацию о выборах;

- высказать все свои жалобы и претензии и быть уверенными, что они будут доведены до сведения властей;

- дать наказ кандидатам в президенты, изложить свои пожелания и предложения.

- Основные претензии со стороны наблюдателей от ПАСЕ на выборах в декабре прошлого года касались проведения выборной кампании. Зарегистрированы ли уже по «горячей линии» жалобы избирателей на нарушения в ходе выборной кампании? Были ли подобные жалобы по «горячей линии» на выборах в Государственную думу?

- На 14.00 6 февраля к нам на «горячую линию» поступило 1356 обращений от граждан, из них примерно треть (486) лишь за последнюю неделю. И мы предполагаем, что в дальнейшем интенсивность звонков будет нарастать, как это было во время выборов в Государственную думу. Тогда за неделю с 29 октября по 6 ноября (то есть почти за месяц до выборов, как и сейчас) мы зафиксировали 773 обращения - накал страстей был несколько выше.

По поводу нарушений в ходе предвыборной агитации: пока было зафиксировано лишь 5 обращений (для сравнения - во время прошлых выборов таких обращений было 6 процентов от всего числа звонков за неделю). В основном, эти обращения касаются неравномерности освещения кандидатов в СМИ. Граждане отмечают, что все кандидаты должны быть в равных условиях, а при обнародовании рейтингов необходимо выстраивать кандидатов в алфавитном порядке. Похожие обращения - относительно неравномерности освещения партий - были и во время выборов в Госдуму.

Полагаю, что с приближением даты выборов обращений, касающихся непосредственно предвыборной кампании, будет больше. Во время выборов в Госдуму за два месяца мы приняли 32 тысячи звонков, из них треть (10 тысяч) в день голосования, причем исключительно по теме самих выборов.

Поэтому с 26 февраля федеральный центр «горячей линии» мы планируем перевести на круглосуточную работу. Принимать звонки будут студенты социологического факультета МГУ. Сначала по 4 человека одновременно, затем - по 7 человек.

- Несмотря на переговоры с международными организациями, которые сейчас ведет ЦИК, очень вероятно, что присутствие их наблюдателей на выборах президента будет весьма ограниченным. Зависит ли степень легитимности выборов в России от мнения зарубежных наблюдателей или внимание к этому мнению не более чем жест вежливости в отношении Европейского сообщества?

- Если говорить о легитимности выборов, то она никак не зависит от того, что думают зарубежные наблюдатели. Конечно, нам важно, когда-то, что мы делаем в России, воспринимается за рубежом объективно, адекватно. К сожалению, в последние годы получается по-другому: зарубежные наблюдатели прибывают к нам с уже готовым мнением и стараются подобрать под него факты. Вместо того чтобы формировать это мнение здесь, в том числе и мнение о гражданском контроле за выборами. По-моему, это просто туризм за счет международных организаций.

Подготовила Елена Глушкова, Европейско-Азиатские новости.
...
Комментировать