November 13, 2007, 11:02 AM

Работа над «скользящей трехлеткой» уже началась

Депутаты областной Думы, входящие в комитет по бюджету, налогам и финансам, подготовили законопроект о программе социально-экономического развития Свердловской области на ближайшие три года.
Депутаты областной Думы, входящие в комитет по бюджету, налогам и финансам, подготовили законопроект о программе социально-экономического развития Свердловской области на ближайшие три года. Это один из базовых документов, который позволит перейти к трехлетнему планированию главного финансового документа области - бюджета. О том, зачем Свердловской области так называемая «скользящая трехлетка», в интервью ЕАН рассказал председатель комитета областной Думы по бюджету, финансам и налогам Владимир Терешков.

- Владимир Андреевич, законопроект о программе социально-экономического развития Свердловской области на ближайшие три года - своего рода знаковое событие. Подобных законов в регионе еще не разрабатывали и не принимали, не так ли?

- Да, это действительно так. Правда, в области уже действуют стратегические документы, утвержденные постановлениями правительства Свердловской области, а вот законопроект, касающийся программы социально-экономического развития области на такой длительный период, разработан впервые. Сегодня это первая проба, но такой закон необходим. Прежде всего, это требование федерального законодательства, точнее Бюджетного кодекса. Сегодня федеральный бюджет уже принят на три года. Трехлетние бюджеты, либо среднесрочный трехлетний план должны принять и регионы.

Кроме того, развитие экономики области диктует принятие долгосрочных целевых программ, других нормативных документов по отдельным отраслям. Это уже стало нормой для Свердловской области, но теперь правительство обязано проанализировать состояние дел в социальной сфере, экономике и выстроить стратегию развития на среднесрочную перспективу - на три года - и внести в Законодательное собрание Свердловской области соответствующий закон.

Необходимость принятия данного закона вызвана тем, что меняется демографическая составляющая, меняется экономический уклад Свердловской области, меняются социальные задачи, которые стоят перед исполнительной властью.

Принимая программу социально-экономического развития на 2008-2010 годы, мы понимаем прекрасно, что в 2008 году при переходе на бюджетирование 2009 года мы будем обязаны внести коррективы, то же самое в 2009 году - на 2010. Таким образом, при составлении бюджета в 2008, 2009, 2010 годах мы будем опираться на базовые величины, которые заложены в этой программе. Например, валовой внутренний продукт к 2010 году должен увеличиться на 33-37 процентов, ввод жилья увеличится примерно в 2,4 раза, реальные доходы населения возрастут на 41-48 процентов.

И в качестве первого шага - не позднее января 2008 года правительство должно составить план мероприятий по реализации этого закона. С тем, чтобы и исполнительная власть, и мы - депутаты Законодательного собрания Свердловской области - знали, как будет действовать правительство в 2008, 2009 и 2010 годах.

- Экономические показатели развития Свердловской области изменяются в течение года настолько, что депутатам приходится пересматривать годичный бюджет, делить «излишки» доходов. А что будет в трехлетней перспективе? Что служит гарантией реальности долгосрочных прогнозов?

- Трехлетнее планирование дает возможность для тактического маневра. Прежде всего, на второй-третий год планируются макроэкономические показатели. Кроме того, параметры «скользящей трехлетки» подкрепляются несколькими базовыми документами, которые служат как бы комментарием, пояснением, почему взяты именно такие ориентиры и показатели, а не иные. Первое - бюджетное послание губернатора. К посланию примыкает программа социально-экономического развития Свердловской области на 2009-2011 годы. В ней еще более конкретно обозначатся задачи, которые будет решать исполнительная власть на каждом отрезке времени. В ней по каждому направлению будут зафиксированы конкретные даты, цифры, факты. Следующий документ - прогноз социально-экономического развития территории. Если программа носит характер реестра конкретных действий, то прогноз определяет те стратегические направления, которые будут главенствовать в тот или другой год. Еще один документ, который будет вноситься одновременно с бюджетом на трехлетку, это среднесрочный финансовый план. Мероприятиям и действиям в нем отводится второстепенная роль. Зато подробно прописано финансовое наполнение и сбалансированность доходов и расходов по отдельным статьям, бюджетным квалификациям. Вот эти документы, которые я перечислил, это своего рода система координат, которая позволяет точнее распределить и нацелить ресурсы бюджета для максимально эффективного достижения цели.

- И сколько же времени потребуется правительству области и депутатам для работы над всем пакетом, необходимым для трехлетки?

- Работа над «скользящей трехлеткой» начнется уже в ноябре. Будем рассматривать закон о программе социально-экономического развития. Затем областной закон «О бюджетном процессе». В какие сроки и что мы должны принимать, в какие периоды и что мы должны рассматривать, какие аналитические материалы должны поступить в Законодательное собрание, когда идет сверка правильности прогноза и показателей на текущий год - масса вопросов. Изменятся областные законы, регулирующие межбюджетные трансферты и получение субвенций из федерального и областного бюджета.

Думаю, уже в апреле-мае наш комитет начнет вплотную работать с правительством области. Как только (ориентировочно в июле) мы получим первые параметры от разработчиков федерального бюджета, начнется согласование с основными министерствами, с муниципальными образованиями, чтобы вынести на Думу подготовленный документ, динамично пройти согласительную комиссию и принять основной финансовый документ области не позже, чем в том же году.

Подготовила Елена Глушкова, Европейско-Азиатские новости.
...
Комментировать