September 23, 2007, 6:00 PM

Николай Воронин: «Дума готова к конструктивной работе»

<p align="justify">На Среднем Урале стартовал парламентский сезон.

На Среднем Урале стартовал парламентский сезон. Депутаты верхней и нижней палат Законодательного собрания, вернувшись с каникул, встретились на совместном заседании, чтобы заслушать доклад губернатора Эдуарда Росселя, посвященный бюджету-2008. Глава региона не в первый раз говорит о главном финансовом документе области, который во многом определит параметры ее экономического и социального развития. Но на этот раз из уст губернатора в адрес депутатов прозвучало настоятельное пожелание: принять бюджет до начала активной фазы кампании по выборам депутатов Государственной думы Российской Федерации. Как будет разворачиваться работа нижней палаты свердловского парламента, каковы будут приоритетные направления законотворческой деятельности депутатов? Об этом ЕАН рассказал председатель областной Думы Свердловской области Николай Воронин.

- Николай Андреевич, губернатор, пожалуй, впервые в обращении к депутатам обозначил конкретные сроки завершения работы над законом о бюджете Свердловской области. Причем сроки заданы жесткие. Сумеет ли Дума выполнить губернаторский наказ?

- Начнем с того, что работа над бюджетом не прекращалась и во время так называемых думских каникул. Все депутаты всех фракций получили на руки проект закона о бюджете заблаговременно и имели возможность подробно ознакомиться с документом. Мы намерены рассмотреть этот вопрос на первом заседании уже 25 сентября. Фактически депутаты начали работать над бюджетом почти на полтора месяца раньше, чем в прошлом году.

Кроме того, проект закона об областном бюджете 2008 года уже прошел своеобразное нулевое чтение. Весь август наши депутаты интенсивно работали совместно с минфином и минэкономики над параметрами бюджета, в результате совместных усилий почти на полтора миллиарда рублей были увеличены доходная и, соответственно, расходная часть. Это помогло решить многие вопросы, которые поднимали муниципальные образования в части финансирования образования, здравоохранения и других неотложных нужд. Состоялось несколько рабочих встреч руководителей палат Законодательного собрания, руководителей комитетов Заксобрания и с председателем правительства Свердловской области Виктором Кокшаровым, и с министром финансов Марией Серовой. В проекте бюджета уже учитывается достаточно большой объем поправок и предложений депутатов. Поэтому мы планируем, что уже во второй половине октября сможем рассмотреть бюджет во втором чтении. И это даст возможность нашим коллегам из Палаты представителей одобрить бюджет на будущий год до второго ноября, когда действительно начнется активная фаза избирательной кампании.

- Существуют ли опасения, что сиюминутные политические интересы будут перевешивать в умах депутатов интересы региона? И если да, то проводилась ли с депутатским корпусом какая-то профилактическая работа?

- Бюджет - это основной финансовый документ области, стоимость его 135 миллиардов рублей, Я уверен, что депутатскому корпусу хотелось бы работать над ним в деловой, конструктивной атмосфере. Нельзя допустить использования закона о бюджете для каких-то недобросовестных пиар-ходов, узких политических целей. Это слишком серьезный документ.

Мы обратились к депутатам с призывом и предложением активно, целенаправленно поработать, и не вмешивать политические и, скажем так, эмоциональные моменты в деятельность областного парламента. У нас достаточно работы. Могу сказать, что сегодня в портфеле Думы уже 46 законопроектов, их надо принять в ближайшие месяц-полтора. Вскоре мы получим еще около 12 законодательных актов, которые создадут прочную базу реализации социальных программ, развития экономики Свердловской области в 2008 году. Политиканством заниматься некогда. Я могу привести пример: на последнем заседании комитета по промышленной политике подготовка вопросов для рассмотрения на ближайшем заседании Думы заняла четыре часа. Я хотел бы подчеркнуть, что все депутаты с пониманием относятся и к этой работе - заседания комитетов проходят с высокой явкой.

Кроме того, мы постоянно встречаемся с руководителями фракций, предварительно обговариваем острые вопросы, и сегодня у меня есть уверенность, что депутаты области продуктивно поработают в этот напряженный период. Задачи, которые стоят перед законодателями, выполним. Конечно же, будут какие-то законопроекты, какие-то предложения, поправки, связанные с общей ситуацией в стране, с выборной кампанией. У парламента Свердловской области есть еще один фактор. Его нельзя не учитывать - мы, не завершив выборы в Государственную думу, назначим выборы в Палату представителей и половины депутатов областной Думы Законодательного собрания области. Естественно, для многих наших коллег это будет важным этапом выборной кампании. Есть уверенность, что Дума, тем более что нас в этом поддерживает Палата представителей, отработает данную сессию ответственно, и все вопросы будут своевременно решены.

График заседаний Думы составлен таким образом, чтобы в ноябре дать возможность депутатам на три недели переключиться на активное участие в избирательной кампании. Больше времени на это нет, надо выполнять прямую нашу обязанность - разрабатывать и принимать законы, которые ждет население Свердловской области.

- Губернатор, обращаясь к парламентариям в конце прошлой недели, достаточно ясно сказал о социальной направленности бюджета и о своих пожеланиях в адрес депутатов в части принятия законов социальной направленности. Как вы относитесь к предложениям со стороны депутатского корпуса направить возможный профицит бюджета-2008 исключительно на социальные цели? Разумна ли такая категоричность, не натолкнемся ли мы на подводные камни?

- Действительно, 65 процентов консолидированного бюджета предназначено на социальные нужды. Это образование, здравоохранение, культура, спорт, социальная защита населения. Только один раздел - социальная защита населения - сегодня составляет почти 15 миллиардов рублей. Мы в приоритетном плане продолжаем увеличение размера заработной платы. В конце 2008 года - поставлена задача - уровнять размер минимальной оплаты труда и размер прожиточного минимума. Хотя по России она по срокам ставилась позднее - к 2010-2011 годам. В законе о бюджете на 2008 год продолжается расширение круга лиц, которым мы оказываем социальную поддержку, и в адрес которых увеличивается направление средств. Например, более четырехсот миллионов рублей - на поддержку детей-инвалидов. То есть будем выплачивать семьям, воспитывающим детей-инвалидов. Усиливается такая направленность, как строительство школ, строительство больниц.

Значительно увеличиваются средства по образованию. Если в этом году дети (с первого по четвертый класс) обеспечены горячим питанием, то надо сейчас подумать о детях с пятого класса по одиннадцатый. В значительной степени увеличены средства на реализацию закона о защите ветеранов Среднего Урала. Свердловская область одна из немногих гарантирует бесплатный проезд как федеральным льготникам, так и региональным. Только на следующий год на эти цели запланировано потратить дополнительно более трехсот миллионов.

Хотел бы также сказать, что в новом бюджете найдены средства, чтобы дальше совершенствовать здравоохранение. Практически по всей области в 2008 году будут открыты медицинские пункты общеврачебной практики - числом до 250.

В 2008 году начнется реализация еще двух масштабных программ - «Уральская деревня» и «Уральская семья». Это принципиально новые позиции, к которым мы не могли приступить раньше. Увеличены в бюджете трансферты муниципальным образованиям. Плюс очень серьезное увеличение финансирования дорожного строительства, и опять же в муниципальных образованиях. Более 4,5 миллиарда рублей намечено выделить на дороги, на метро, благоустройство городов и поселков.

Что касается профицита. Мы в этом году дважды возвращались к распределению сверхплановых доходов бюджета. И более 55 процентов направили на социальные нужды. Но вместе с тем все доходы на социальные нужды тратить просто нельзя. Нельзя забывать, что если мы не будем зарабатывать деньги, то у нас не будет профицита, а будет дефицит бюджета. Именно поэтому мы каждый год наращиваем поддержку агропромышленного комплекса, и эти инвестиции уже дают отдачу. Два с половиной миллиарда рублей запланировано на эти цели в будущем году. Эти затраты оправданы, об этом свидетельствуют показатели производства!

Программа поддержки малого предпринимательства. Увеличили в этом году ассигнования в два раза, в следующем году - еще на тридцать процентов. Десятки тысяч граждан будут иметь свое дело, будут получать заработную плату, будут приносить доходы семье и доходы областному бюджету - 13 процентов от зарплаты все платят в областной бюджет. Если мы сегодня поддерживаем из бюджета программу производства медицинской техники на предприятиях Свердловской области, субсидируем в виде льготных кредитов, то мы видим и отдачу. Область участвует в общероссийских тендерах по производству медицинской техники. А это значит, растут объемы производства, отчисления в бюджеты всех уровней.

Надо понимать, что дополнительные доходы бюджета, так называемый профицит, это всегда результат того, что экономика развивалась опережающими темпами, предприятия работали даже лучше, чем мы рассчитывали. В том числе благодаря поддержке из облбюджета. И мы должны вкладывать средства в поддержку наших товаропроизводителей, а за счет дополнительных доходов наращивать социальную помощь.

- Николай Андреевич, вы - член партии «Единая Россия», но руководите многопартийным парламентом. Как вы оцениваете работу однопартийцев в Думе?

- Я хотел бы отметить, что сформировавшаяся в результате выборов 2004-2006 годов фракция «Единой России», которая, кстати, самая крупная в областной Думе, придала деловой, конструктивный характер ее работе. Достаточно сказать, что председатель думы, заместители, председатели четырех комитетов Думы - члены «Единой России». И мы видим, как активно работают наши коллеги. При этом фракция зачастую инициирует привлечение представителей других партий и движений к законотворческой деятельности. Вплоть до того, чтоб представители других партий возглавляли депутатские группы по разработке законов. И это очень хороший опыт, хорошая практика. Это помогает найти устойчивое равновесие, обеспечить стабильную работу областной Думы. Фракция «Единой России» является стабилизирующим фактором, фракция много ответственности берет на себя, но и очень активно работает со всеми депутатами. При этом абсолютное большинство депутатов Думы проявляют зрелость и ответственность, откликаясь на предложения о совместной работе. Я искренне выражаю признательность депутатам всех фракций и любой партийной принадлежности. В абсолютном большинстве случаев мы находим взаимопонимание.

- Вы упомянули о выборах в верхнюю палату областного парламента. Актуальна ли для Свердловской области тема объединения палат, создания однопалатного Законодательного Собрания?

- Исторически сложилось так, что Законодательное собрание Свердловской области сформировалось как двухпалатный парламент. Областная Дума избирается по партийным спискам, а Палата представителей от одномандатных округов. Зачем сегодня, когда идет стабильное, поступательное развитие Свердловской области, отработаны системы взаимоотношений между областной Думой, Палатой представителей, губернатором, областным правительством, властями на местах, и ставить вопрос о перестройке законодательной власти? Я бы считал это несвоевременным и ненужным. Нам не нужны реформы ради реформ.

Благодаря Палате представителей мы чаще слышим голос с мест, иногда нам, областной Думе приходится подстраиваться под депутатов Палаты представителей. Они работают в коллективах, в городах и районах, они привозят нам информацию с мест, которая необходима для принятия правильного решения. Мне думается, что сегодня в объединении палат нет никакой политической целесообразности. Возможно, в каком-то историческом промежутке такой вопрос и возникнет. Давайте заниматься работой, а не реформированием ради реформ.

Интервью подготовила Елена Глушкова, Европейско-Азиатские новости.

...
Комментировать