December 21, 2006, 04:26 AM

Андрей Артемьев: Екатеринбург - один из региональных лидеров в деле защиты прав потребителей.

<p>О ситуации с соблюдением прав потребителей в регионе &laquo;ЕАН&raquo; рассказывает председатель комитета по защите прав потребителей администрации Екатеринбурга Андрей Артемьев:</p> <p>- Андрей Дмитриевич, как можно оценить ситуацию с соблюдение

О ситуации с соблюдением прав потребителей в регионе «ЕАН» рассказывает председатель комитета по защите прав потребителей администрации Екатеринбурга Андрей Артемьев:

- Андрей Дмитриевич, как можно оценить ситуацию с соблюдением потребительских прав в Екатеринбурге?

Андрей Артемьев. ЕАН-Екатеринбург.- Хочу сразу сказать, что наш город является одним из центров высокой правовой культуры, в том числе и в области защиты прав потребителей. Примерно на таком же уровне находятся Волгоград. Сильные команды работают в Новосибирске, Ижевске. Нечто подобное некогда было в Нижнем Новгороде, во Владивостоке. Но на сегодняшний день контакты с коллегами, к сожалению, утеряны. Кое-где, как, например, в Твери сильные муниципальные органы были расформированы вновь избранными главами муниципальных образований. В том, что наш комитет продолжает активно помогать потребителям, громадная заслуга и политическая мудрость действующего Главы Екатеринбурга.

- А как обстоят дела в двух российских столицах: Москве и Санкт-Петербурге?

- Ни в одном из этих городов в муниципалитетах нет аналогичных комитету функциональных подразделений. Там, в меру возможности, защищают потребителей региональные и муниципальные общественные организации по защите прав потребителей.

- А какова в Екатеринбурге роль общественных организаций?

- У нас работает одно из старейших в России подобных областных общественных объединений - «Гарант». Люди, входящие в актив этого общества, стояли у истоков написания федерального Закона «О защите прав потребителей». Закону в наступающем году исполнится 15 лет. В последнее время в городе стали возникать и другие организации, занимающиеся данной проблематикой. Существует, по крайней мере, еще две организации, называющие себя областными. Работает недавно возникшее новое городское общество. Хочется надеяться, что со временем оно наберет опыт и будет эффективно работать. Кроме того, подобные организации есть и начали возникать даже на уровне микрорайонов. Федеральные органы по защите прав потребителей, муниципальные структуры и общественные организации являются теми «тремя китами», на которых опирается неотвратимость реализации федерального закона. В тех регионах, где отсутствуют муниципальные структуры, вся тяжесть нагрузки распределяется между федеральными и общественными организациями. Зачастую защита интересов потребителей ложится даже на плечи региональных уполномоченных по защите прав человека, которые, в принципе, должны заниматься иной деятельностью.

- В каких секторах рынка права потребителя нарушаются чаще всего?

- Чаще – это не показатель. Чаще всего нарушения регистрируются там, где потребитель постоянно сталкивается с тем, кто предоставляет ему услугу. Например, каждый из нас не по разу в день заходит в магазин. Поэтому частота фиксируемых нарушений в розничной купле-продаже довольно высока. Та же ситуация и с ЖКХ. Каждый день по пути домой, и дома мы сталкиваемся с проблемами в этих сферах. Поэтому «много» не значит «плохо». Другое дело, когда у нас появляется массовое количество обращений по поводу некачественной установки пластиковых окон или изготовлению мебельных гарнитуров. Далеко не каждая семья может себе позволить регулярно покупать мебель. И когда количество обращений по этим вопросам становится сопоставимым с числом обращений по вопросам торговли или ЖКХ, это для нас – тревожный звонок.

- Как можно на сегодняшний день оценить юридическую грамотность екатеринбургского потребителя? Как можно оценить динамику обращений?

- Что касается динамики обращения в комитет, то количество людей, которых мы можем принять, ограничено нашими техническими возможностями. Когда у нас в комитете работало 27 человек, мы рассматривали около 15 тысяч обращений в год. Так, в частности было в печально памятный  год обвала финансовых пирамид. Сегодня в комитете работает 11 специалистов. Поэтому наш потолок на сегодня примерно 8 000 посетителей в год. Если говорить о сложности тех юридических вопросов, с которыми приходят посетители, то по сравнению с теми давними годами, когда мы начинали деятельность в 1993 году, то это просто небо и земля. Раньше вопросы были примитивными, которые можно было разрешить даже при отсутствии глубоких правовых знаний. Сегодня возникают настолько сложн6ые правовые проблемы, что приходится постоянно повышать уровень юридического образования наших сотрудников. Проблема еще и в том, что специалист, принимающий посетителя не может отложить решение проблемы «на потом». Ответ должен быть дан здесь и сейчас. А теперь представьте ситуацию: потребитель приходит за консультацией по поводу «купли-продажи». Но ведь продажа селедки и продажа холодильника – не одно и то же? Я уж не говорю о ювелирных изделиях. Все данные сделки регулируются разными подзаконным нормативными актами. К нам обращаются люди по поводу оказания самых различных видов услуг. Это и услуги здравоохранения, и образования, и то, что мы называем бытовыми услугами, например химчистка или прачечная. Услуги перевозки, связи, культурно-развлекательные, спортивно-зрелищные, финансовые…..А прибавьте к этому разнообразный спектр работ! Работы ремонтные, строительные, восстановительные реставрационные и так далее. Каждое направление деятельности требует специализации. Возьмем финансовый сектор, включающий в себя несколько сфер, каждая из которых регулируется отдельным законодательством. В идеале каждый из наших специалистов должен знать российские законы в актуальном виде, чтобы правильно ответить на задаваемые вопросы, и дать грамотный юридический совет.

- Андрей Дмитриевич! На какой стадии потребитель, понявший, что его права нарушены, должен обращаться в ваш комитет?


- Ситуация складывается следующая. Федеральное законодательство о защите прав потребителей предусматривает возможность добровольного досудебного урегулирования спора. Поэтому нет смысла идти в юридическую консультацию или в наш комитет до того, как вы не обратились непосредственно к субъекту хозяйствования, то есть, к предпринимателю. А вот если предприниматель отказал в удовлетворении законных требований, необходимо обратиться в юридическую службу. Сегодня существует немало консультаций и юридических контор. Однако, бесплатно они не работают. В нашем комитете консультации осуществляются за счет городского бюджета, поэтому они совершенно бесплатны для тех, кто к нам обратился.

...
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+