December 5, 2005, 01:47 PM

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР 28 ноября – 4 декабря 2005 года

<P class=MsoNormal><SPAN><STRONG>ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" /><o:p></o:p></STRONG></SPAN></P> <P class=MsoNormal><SPAN><o:p><STRONG></STRONG></o:p></SPAN></P> <P class=MsoNormal><SPA

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР

28 ноября – 4 декабря 2005 года

Региональная энергетическая комиссия Свердловской области утвердила тарифы на тепловую энергию организаций-поставщиков

30 ноября Региональная энергетическая комиссия (РЭК) Свердловской области под председательством Николая Подкопая утвердила пределы роста тарифов по теплоснабжению на 2006 год. Тепловая энергия поставляется потребителям Свердловской области несколькими сотнями предприятий региона. По словам главы РЭК Н.Подкопая, большинство энергоснабжающих организаций готовят документацию по обоснованию изменения тарифов «спустя рукава». В результате в документах, попадающих в РЭК, содержится много необоснованных цифр, завышенных или ошибочных расчетов, отсутствуют необходимые подтверждающие справки и т.п. В результате не всем предприятиям удается профессионально и грамотно оформить документацию и доказать обоснованность своих претензий. При этом многие организации обращаются с жалобами на РЭК в суды. Однако более 90 процентов судебных решений по искам выносится в пользу решений, принятых РЭК, а не тепло- и электроснабжающих предприятий. По словам председателя РЭК, в текущем году специалисты комиссии высчитывали обоснованность тепловых тарифов исходя из экономического положения и возможностей каждой отдельной энергоснабжающей организации. В результате утвержденные РЭК тарифы отдельных теплоснабжающих предприятий расходились в 3-4 раза. Между тем, в 2006 году областная РЭК предполагает придерживаться тактики индексации действующих тарифов. При этом индексация будет привязана к уровню инфляции.

Экономия энергии окупается вдвойне

1 декабря министерство промышленности, энергетики и науки Свердловской области провело семинар, посвященный реализации проектов по внедрению на предприятиях и в муниципальных образованиях Свердловской области установок по комбинированной выработке тепловой и электрической энергии, современного энерго- и ресурсосберегающего оборудования, систем автономного энергоснабжения. На семинаре, в котором участвовали представители областного правительства, руководства энергетических компаний и муниципалитетов, рассмотрены перспективы эффективного использования средств, направляемых на финансирование энергосберегающих программ и разработку установок комбинированной выработки электрической и тепловой энергии. Согласно постановлению областного правительства, принятому в 2005 году, предприятиям и организациям, расположенным на территории Свердловской области, могут быть снижены тарифы на тепловую и электрическую энергию при условии использования сэкономленных средств на реализацию энергосберегающих мероприятий и проектов. В условиях нарастания энергодефицита, по оценке заместителя министра промышленности, энергетики и науки Свердловской области Виталия Угарова, наиболее экономически целесообразным является развитие «сотовой» энергетики с внедрением установок комбинированной выработки тепловой и электрической энергии (газопоршневые, газотурбинные, паротурбинные установки). Себестоимость вырабатываемой этими агрегатами электроэнергии составляет 43-48 копеек за киловатт. Мощность установок варьируется в зависимости от запросов предприятий от десятков киловатт до сотен мегаватт. Поэтому в регионе разрабатывается комплексный план по внедрению когенерационных установок на промышленных предприятиях и в муниципальных образованиях. До 2008 года в области намечено смонтировать установки по комбинированной выработке тепловой и электрической энергии суммарной мощностью более 150 МВт.  

Перспективы малой торфяной энергетики

 На прошлой неделе состоялось заседании научно-технического совета Уральского государственного горного университета (УГГУ), где были рассмотрены перспективы добычи и использования торфяного топлива на Среднем Урале. Согласно оценкам специалистов, по запасам торфа Свердловская область находится на третьем месте в России. Почти 90 процентов всех запасов торфа в Свердловской области сосредоточено на 204 торфяных месторождениях площадью одна тысяча гектаров, расположенных в северо-восточных районах Среднего Урала. Торфяные месторождения позволяют организовать производство разнообразной торфяной продукции, в том числе торфобрикетов. Благодаря низкой трудоемкости и энергоемкости добычи топливного торфа, простоте транспортных схем и коротким расстояниям вывозки, торф в настоящее время является конкурентоспособным видом топлива. Более того, современные технологии, в том числе газификация торфа, позволяют резко повысить его эффективность. Малое содержание в торфе серы обеспечивает низкий уровень вредных выбросов при его сжигании. Институт «Уралторфпроект» разработал схему использования местных торфяных месторождений для добычи кускового торфа, производства торфобрикетов и полубрикетов взамен традиционных видов коммунально-бытового топлива на период до 2010 года. Развитие торфобрикетного производства позволит создать новые рабочие места, обеспечить население высококачественным топливом, снизить экономическую зависимость от других регионов за счет замены привозного угля, сохранить лесные ресурсы области. По словам областного замминистра В.Угарова, учитывая доступность и низкую себестоимость торфа (в 6-7 раз дешевле природного газа), в 2006 году на реализацию областной программы по переводу котельных на использование местного топлива планируется затратить 30 миллионов рублей. На заседании была отмечена актуализация использования торфа в энергетике. Областным правительством планируется поддержать дополнительные геологические изыскания по заявкам муниципалитетов, начать техническое перевооружение торфяной отрасли, а также создать учебно-производственный комплекс по переработке торфяного и техногенного сырья на базе УГГУ.

 Заместитель главы Екатеринбурга В.Крицкий обобщил изменения в стройиндустрии города, связанные с вводом в действие нового Земельного кодекса РФ

 Заместитель главы администрации Екатеринбурга Владимир Крицкий подвел итоги деятельности строительного комплекса города за 10 месяцев 2005 года. По его словам стройиндустрия мегаполиса растет примерно на 20 процентов в год. Если в 2003 году было сдано 413 тысяч квадратных метров жилья, то в  2005 году объем ввода жилья составит 560-580 тысяч квадратных метров. Согласно изменениям в федеральном законодательстве с 1 октября 2005 года все строительные площадки для комплексного освоения территории в целях жилищного строительства выделяются исключительно на аукционах. По словам В.Крицкого форма аукционов не является новинкой для городской администрации. В 2005 году уже проведено 10 аукционов по землеотводам, в декабре будут выставлены на аукцион еще 2 строительные площадки. В работе находится 47 земельных участков под будущие аукционы. Кроме того, в проекте бюджета Екатеринбурга на 2006 год заложено 40 миллионов рублей для отселения строений с перспективных строительных площадок. На аукцион администрацией города могут быть вынесены только земельные участки, не обремененные правами третьих лиц. Иными словами, до проведения аукциона все жильцы индивидуального или ветхого жилищного фонда должны быть предварительно отселены, а участок расчищен. По словам В.Крицкого, исходя из количества находящихся в работе землеотводных документов и перспективы по выделению земельных участков до 2008 года, дефицита городских земель для новостроя не будет.

 Реальный выброс турбинного масла в Рефтинское водохранилище может достигать четырех тонн

 Количество турбинного масла в Рефтинском водохранилище может достигать четырех тонн, сообщил информированный источник. Ранее администрацией Рефтинской ГРЭС сообщалось о 300 литрах вредной жидкости, попавшей в водоем после прорыва провода маслоохладителя турбины. Первые признаки утечки масла были замечены сотрудниками рыбного хозяйства еще 12 ноября, заявил заместитель директора местного рыбхоза Анатолий Шестаков. Но, поскольку Рефтинское водохранилище является промышленным водоемом, на инородное вещество не обратили внимания. Факт был обнародован только 21 ноября. Сейчас на загрязненной акватории проводятся меры по ликвидации сложившейся ситуации. 28 ноября на водохранилище опробовали действие сорбента для сбора турбинного масла. Сорбент эффективно сковал нефтепродукты, и в результате полученную полутвердую массу можно было собирать у берега обычными лопатами. Средства на ликвидацию загрязнения выделены руководством Рефтинской ГРЭС. Тем не менее, Рефтинский рыбхоз намерен взыскать с виновников аварии порядка 500 тысяч рублей материального ущерба. По версии рыборазводчиков, значительная часть рыбы в водоеме может быть отравлена. В рыболовном хозяйстве уже зафиксирована гибель мальков ценных видов рыб. Кроме того, разлитые нефтепродукты испортили рыбные садки и часть оборудования рыбхоза. По словам природоохранного прокурора Кирилла Ершова, в настоящее время решается вопрос о возбуждении в отношении руководства ГРЭС уголовного дела по части 1 статьи 247 УК РФ «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов».

 В Свердловской области началась операция «Ель»

 Операция «Ель», призванная защитить молодые деревья от предновогодных набегов «лесных пиратов»,  началась на Среднем Урале. В управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Свердловской области (Росприроднадзор) подготовлено постановление о порядке охраны лесных угодий и установлении цены на живые ели. В этом году все полномочия по защите деревьев от вырубки переданы Росприроднадзору, но пока в ведомстве не хватает специалистов для охраны лесных насаждений. По словам директора лесного хозяйства Белоярского района Виталия Сенаторова, с начала декабря сотрудники лесхоза, как и в прошлые годы, будут постоянно проверять территорию района. В этом году ожидается, что число незаконных вырубок зеленых красавиц будет меньше. По мнению В.Сенаторова, жители в преддверии Нового года все чаще предпочитают ставить в своих домах искусственные ели.

 Лесхозы Среднего Урала поделились на хозяйственные и управленческие

 Управленческие и хозяйственные функции лесхозов Среднего Урала разделили. Об этом сообщили в агентстве лесного хозяйства по Свердловской области. Одни лесхозы отныне будут управлять лесными угодьями, а другие в них хозяйствовать. В результате реформы предполагается, что разделение функций и ответственности приведет к большей эффективности в деятельности отечественного лесного хозяйства. Реформа пока коснулась только 11 из 49 лесхозов Свердловской области. Так, Ивдельский, Североуральский, Карпинский, Шалинский, Ачитский, Артинский, Красноуфимский и Нижнесергинский лесхозы будут распоряжаться зеленым богатством от имени государства, сдавать участки в аренду, рассматривать дела о переводе лесных земель в угодья иных категорий. Хозяйственными лесхозами стали Оусский, Шамарский, Бисертский. Эти предприятия будут производить рубку, уход за молодняком, расчистку квартальных просек, сажать лес на территории управленческих лесхозов, а также у крупных арендаторов лесных участков по договору. Кроме того, охранные функции лесного хозяйства теперь полностью переданы Росприроднадзору, что повлекло отмену должностей лесника и мастера охраны леса. Новая структура и порядок охраны лесов пока не определены. Стоит отметить, что реформы лесного хозяйства еще далеки от своего завершения. Точку в этом вопросе должно поставить принятие Государственной думой нового Лесного кодекса РФ, которое состоится не ранее первой половины 206 года.

 В районе Новой Ляли могут существовать залежи платиноидов

 По оценкам научных сотрудников Института геологии и геохимии УрО РАН в Новолялинском районе Свердловской области могут быть залежи металлов платиноидной группы. В течение двух последних месяцев на территории поселка Павда специалисты вели забор проб и изучали местность в поиске промышленных запасов полезных ископаемых. Данная группа ученых открыла недавно Баронское месторождение платиноидов. О том, что и в Новолялинском районе есть драгоценные металлы, свидетельствуют данные со спутника и история местности. Около века назад здесь велась добыча золота и платины в промышленных масштабах. Со временем рудник иссяк, и его закрыли. Теперь же технические средства позволяют извлекать руду и с гораздо больших глубин. Ведение научных исследований дает надежду на возрождение горнодобывающей отрасли в Новолялинском районе.

 Со 2 декабря охота на копытных разрешена на всей территории Среднего Урала

 Эту новость сообщили в екатеринбургском обществе охотников и рыболовов. 17 ноября в области открылась охота на зверей на территории от Алапаевска до Каменска-Уральского. Теперь отстрел можно производить в северных и западных районах. Сезон охоты продлится до 15 января 2006 года. Добывать трофеи разрешено в Артинском, Ачитском, Красноуфимском, Новолялинском, Пригородном, Шалинском районах, поселке Староуткинск, Карпинске, Качканаре, Североуральске, Нижней Туре. На каждый вид копытных выдается отдельная лицензия. По документу допускается отстрел одного зверя. Стоимость разрешения на взрослого лося составляет 1,5 тысячи рублей, на косулю или кабана - 450 рублей. Все собранные средства идут в областной бюджет. Охоту на лесных обитателей можно осуществлять только в присутствии егеря. Отстрел взрослых самок лося, косули и кабана запрещен, так как без мам может погибнуть молодняк.

 Анонсы

 В декабре состоится очередное совещание РЭК, на котором будут установлены пределы роста тарифов на электроэнергию. По мнению энергетиков, конечные потребители серьезно недоплачивают энергосбытовым компаниям. Основной причиной вменяемых энергетиками населению недоплат является тот факт, что больше половины установленных у потребителей счетчиков электроэнергии вследствие износа имеют погрешности в сторону приуменьшения реальных расходов, не соответствуя нормам ГОСТа. По этой причине потери «Региональной сетевой компании» (РСК) в Свердловской области, обслуживающей около половины населения оценивают в 20 миллионов рублей ежегодно. При этом полная замена неисправных электросчетчиков обойдется примерно в 150 миллионов рублей. Однако энергетики не хотят брать на себя эти расходы, пытаясь переложить обязанности по закупу электросчетчиков на население, вписав новые статьи расходов в счета граждан за электроэнергию. Это решение мотивируется тем, что большинство счетчиков не являются собственностью РСК, и соответственно их обслуживание и плановая замена не входят в круг обязанностей и тарифный план РСК, утверждаемый РЭК. Поэтому альтернативный  вариант решения проблемы заключается в увеличении РЭКом тарифов энергоснабжающих организаций в размерах, необходимых для переустановки неисправных приборов учета электроэнергии. Здесь проблема также решается за счет населения. Однако, по расчетам РСК, в связи с заменой счетчиков тарифы увеличатся незначительно, всего на 2-3 процента в год.

...
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+